Ошибки, встречаемые при исполнении пиаффе
ЧАСТОЕ, ТОРОПЛИВОЕ ПИАФФЕ БЕЗ ДОСТАТОЧНОГО ПОДЪЕМА НОГ.
Этот вид пиаффе доступен каждой лошади. Исполняя его, лошадь почти не поднимает диагонально расположенные ноги, а только намечает движение, иногда даже не отделяя от земли зацепов копыт. В начале обучения каждое пиаффе бывает частым, и дело дрессировщика — добиться постепенно более редких темпов, как и при выработке рыси. Пиаффируя, лошадь часто выказывает свое нетерпение, следовательно, импульс энергии уже есть, и наезднику остается только пользоваться ею и направлять ее. Это значительно лучше, чем если мы имеем дело с вялой, ежесекундно желающей остановиться лошадью, требующей побуждения при каждом шаге. Совершенно напрасны старания некоторых дрессировщиков с первых же уроков пиаффе получить высокие и редкие темпы. Ведь трудность исполнения лошадью пиаффе заключается в удержании равновесия, находясь на одной диагонали. Вполне понятно, что только постепенными упражнениями она может быть приучена к медленному пиаффе, когда хорошо уравновесится в этом новом для нее движении. Добиться редкого пиаффе с выдержкой в воздухе диагонально расположенных ног можно при глубокой спокойной посадке на балансе, нерезком посыле шпор и при спокойном прикладывании шенкеля к боку лошади в момент опускания ее бедра.
ЛОШАДЬ СЛИШКОМ ПОДВОДИТ ЗАДНИЕ НОГИ И НЕДОСТАТОЧНО АКТИВНО РАБОТАЕТ ИМИ.
Некоторые лошади при пиаффе высоко и ритмично поднимают и опускают передние ноги, задние же ноги так далеко подводят под корпус, что они не в состоянии отделяться от земли. Чем настойчивее наездник требует шенкелями работы задних ног, тем больше опоры на них ищет лошадь и тем слабее становятся пружины задних ног. К такому пиаффе будут склонны лошади, имеющие слишком раскрытые углы скакательных суставов (саблистые), и лошади, имеющие утрированные движения рысью с высоким поставом передней части (идущие высоко на прямых несогнутых задних ногах).
Для того чтобы возбудить энергию задних ног и придать крупу большую подвижность, надо чаще упражнять лошадь в откидывании задней части то в одну, то в другую сторону, держа ее больше в равновесии на центре. Так как лошадь от действия шенкелей уже привыкла сильно подводить под центр задние ноги, то энергия шенкелей не должна переходить за пределы. Все свое внимание дрессировщик должен сосредоточить на работе задних ног лошади и немедленно поощрять сглаживанием малейшее их оживление от шенкеля или шпоры. При исполнении пиаффе на лошади с таким недостатком сначала следует пройти тротом в два следа то в одну, то в другую сторону, а само пиаффе делать с некоторым движением вперед. Как только замечают, что задние ноги перестают работать, лошадь заставляют идти в два следа. Итак, лучшим моментом для пиаффе будет использование перехода от бокового движения в одну сторону к боковому движению в другую сторону. Пусть первые темпы пиаффе будут несколько балансирующими, это не беда, лишь бы движение задних ног не угасло. При работе таких лошадей пилярные поводья привязываются к столбам ниже и короче, чтобы дать больше свободы задним ногам и ограничить движения передних ног. При работе такой лошади «в руках» не следует ставить за ней помощника-бичевого, а лучше самому тушировать в обратном направлении, то есть с передней части корпуса на заднюю, не позволяя ей делать задними ногами длинных шагов.
ЛОШАДЬ НЕДОСТАТОЧНО ВЫСОКО ПОДНИМАЕТ ПЕРЕДНИЕ НОГИ, ВЫСОКО БРОСАЯ ЗАДНИМИ.
Это искажение пиаффе опасно тем, что лошадь склонна встать за поводом. Особенно опасно с лошадьми сильными и упрямыми от природы.
Исправляя этот недостаток, следует посылать лошадь исключительно вперед, с некоторым переносом тяжести назад. Чтобы заставить лошадь выше поднимать передние ноги, прибегают к тушированию. А для большей подвижности передних ног приходится применять балансирование, перенося тяжесть с одной стороны передней части на другую и обратно, что облегчает подъем передних ног лошади. Полезна также работа на развязках или в пилярах.
ЛОШАДЬ РАСКАЧИВАЕТ ЗАДНЕЙ ЧАСТЬЮ КОРПУСА.
Желая уклониться от полного сгибания задних ног при исполнении пиаффе, лошадь прибегает к отступанию в стороны задними ногами. Такое отступание, если вместе с этим лошадь производит раскачивание корпусом, подобно маятнику, еще в большей степени облегчает ее работу. Раскачивания корпусом у разных лошадей различны. Одна лошадь уклоняет свой корпус в сторону поднятой задней ноги; к этому раскачивающему пиаффе склонны лошади, имеющие слабые спину и круп. Исправлять этот недостаток следует прежде всего продолжительной гимнастикой, укрепляющей мускулатуру, спокойной посадкой с одновременным посылом обоими шенкелями или шпорами.
Другой вид раскачивающегося в стороны пиаффе, при котором опускающаяся задняя нога ставится в сторону, составляет самую большую ошибку в пиаффе. Тут не может быть и речи о настоящем сгибании суставов задних ног, так как нога ступает не по центру, а в сторону. К такому неправильному пиаффе особенно предрасположены лошади, от природы отличающиеся волочащимся, шатким и вялым движением задних ног. Исправление этого недостатка часто бывает делом не только трудным, но и безрезультатным. Однако и здесь разумная гимнастика может помочь делу. Основная задача в данном случае — препятствовать задним ногам ступать в стороны. Как подготовительное упражнение для этого будет движение в два следа, производимое лучше «в руках», при котором дрессировщик, обращая все внимание на задние ноги лошади, следит за тем, чтобы правая задняя нога все время переступала через переднюю. Работу на пиаффе надо производить в непосредственной близости от барьера, чтобы он был препятствием для отставления ноги в сторону. Очевидно, эту работу надо производить поочередно на обе стороны. Работая у барьера, дрессировщик дает лошади легкое постановление внутрь манежа и, одновременно действуя левой шпорой и уклоном своего корпуса в эту же сторону, заставляет лошадь подать левую заднюю ногу ближе к правой ноге, движения которой в свою очередь ограничены барьером. Эта работа смягчает лошадь, вырабатывает гибкость в боках и суставах задних ног.
ЛОШАДЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ РАСКАЧИВАЕТ ПЕРЕДНЕЙ ЧАСТЬЮ КОРПУСА.
Если приходится иметь дело с лошадью, имеющей от природы тяжелую массивную переднюю часть с широкой грудью, то при работе такой лошади на пиаффе неминуемо раскачивание передней частью. Это происходит потому, что лошадь с широко поставленными передними ногами обычно тяжело держится на одной диагонали (основное условие пиаффе), и стремится перенести всю тяжесть своей головы и шеи на стоящие на земле ноги — это одна из причин раскачивания. Другая причина заключается в том, что для подъема предплечья и сгибания запястного сустава у такой лошади недостаточно работы только мышц плеча, и она усиливает их шейной мышцей той же стороны, что ей легче всего сделать, наклоняя голову и шею в противоположную поднятой ноге сторону. Очевидно, этот природный недостаток нельзя исправить, и наезднику остается только сгладить впечатление тяжеловесности, а не усиливать его, как это часто делается в цирке.
ЛОШАДЬ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ПИАФФЕ СТАВИТ НОГИ ОДНОЙ ДИАГОНАЛИ ВПЕРЕД, А НОГИ ДРУГОЙ – НЕМНОГО НАЗАД.
Причиной такого неправильного исполнения может быть или укоренившаяся привычка лошади, идущая от несогласованного воздействия шенкелей и поводьев всадника, или же болезненное состояние ног лошади.
Привычка, как известно, очень легко укореняется в памяти лошади. Может быть, в начале обучения пиаффе лошадь сделала совершенно случайно два-три таких неправильных движения. Наездник мог не заметить этой ошибки и поощрить лошадь, и она вошла у нее в привычку. Несогласованность работы шенкелей и поводьев всадника также может породить этот дефект, если на одной диагонали он ее больше задерживает или посылает, чем на другой. Если причиной неправильного движения является физический недостаток, то какая-либо одна нога лошади (обычно задняя) недостаточно сгибается, не может так далеко подступать под центр лошади и, следовательно, не может так далеко выдвигать противоположную ей переднюю ногу. В данном случае без лечения искоренить этот недостаток полностью невозможно, однако он может быть до некоторой степени сглажен, если при пиаффировании требовать от лошади меньшего сбора, а само пиаффе сделать более частым.
Для исправления этого недостатка под седлом следует посылать лошадь в тот момент, когда ноги отстающей диагонали готовятся ступить на землю, и наоборот, осаживать поводьями в момент наступания ног опережающей диагонали. Теоретически это логично, но на практике очень трудно уловить такие моменты, так как промежутки между ними очень коротки и далеко не каждый дрессировщик может ощущать неправильное подступание задних ног лошади. Значительную помощь тут может оказать зеркало. Гораздо легче учить лошадь правильному пиаффе без всадника. Для этого мундштучные поводья подтягиваются на шею лошади, а дрессировщик с помощником становятся по бокам лошади, держа ее свободно на развязных поводьях. Лучше надеть поверх оголовья капцунг и держать за два пристегнутых к нему повода. Наездник становится с той стороны лошади, с которой диагональ больше выступает вперед. Когда лошадь начнет в таком положении выполнять свое искаженное пиаффе, то наезднику будут видны все ошибки ее движений. Исправляя их, он туширует хлыстом обращенную к барьеру отстающую заднюю ногу и, действуя поводом своей стороны, удерживает диагональ, которая выдвигается вперед. Помощник же, стоя с другой стороны, туширует спереди другую заднюю ногу в тот момент, когда она хочет выдвинуться вперед. Следует сказать, что подобная работа требует большой согласованности двух людей, терпения и спокойствия. Наездник должен поймать момент, когда лошадь сделает два-три правильных шага, прекратить работу, огладить и поощрить лошадь.
ЛОШАДЬ ОТ ДЕЙСТВИЯ ШПОРЫ ОТБИВАЕТ ЗАДНЕЙ НОГОЙ.
При внимательном наблюдении можно видеть, что отбивать лошадь может двояко: вперед в направлении действующей шпоры или ударом назад отставляя ногу в сторону. В первом случае она злобно реагирует на шпору, во втором мы имеем дело с физическим недостатком ноги, затрудняющим ее сгибание. Чтобы отучить лошадь отбивать, надо приучить ее к шпоре постепенно, и если к началу обучения пиаффе дефект не устранен, то это следует считать большим недостатком подготовки. Еще до пиаффе сбор лошади должен быть усовершенствован, что невозможно сделать, не приучив лошадь к шпоре. Если лошадь была «зашпорена», то на некоторое время лучше совсем снять шпоры. Однако чтобы убедиться в причине отбивания лошади, следует практиковать работу на пиаффе «в руках» (как говорилось ранее). Если при работе в руках лошадь, работая нормально, не пытается отбить, значит, дело не в состоянии лошади, а в резкости действия шпорой. Если же ноги лошади вполне здоровы и отбивание ногой вошло в привычку, то бывает полезно, поставив позади лошади опытного помощника, сильным ударом хлыста не дать ей отбить. Это грубое воздействие иногда приводит к результатам. Далеко не каждая лошадь способна исполнять медленное пиаффе. Наиболее способными к пиаффированию оказываются лошади, имеющие высоко поставленную, не отягощенную переднюю часть, не длинные предплечья, высоко расположенные запястья, сильный подвижный круп и поясницу, сильные бедра и скакательные суставы, которые не должны быть очень раскрытыми.
Глава 5. ПАССАЖ
Пассаж заключается в равномерном коротком движении с высоким подъемом и выдержкой диагональных ног в воздухе. При правильном пассаже лошадь так высоко поднимает диагонали, что передняя часть копыта поднятой передней ноги доходит до половины пясти другой ноги, стоящей на земле, а копыто поднятой жадней ноги — до нижней трети высоты плюсны. Чем выше лошадь поднимает ноги при движении пассажем и чем ровнее промежутки времени между подъемами диагональных ног, тем эффектнее пассаж. Пассаж причисляется к естественным движениям лошади, и можно наблюдать, как на свободе полная сил лошадь, резвясь, идет пассажем. Лошадь, идущая пассажем, должна быть сильно собрана, но ее фигура не должна принимать от этого напряженного и укороченного положения, а наоборот, каждым своим движением она как бы демонстрирует раскованность.