Часть iv высшая школа верховой езды
Одним из наиболее элегантных и эффектных номеров конного цирка надо считать показ высшей школы верховой езды. Однако за ее кажущейся легкостью кроется большая кропотливая и длительная работа — огромный труд дрессировщика.
Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
В России высшая школа верховой езды получила распространение в конце XVIII и в XIX веках. Свойственная тому времени парадность верховой езды служила явной помехой развитию полевых качеств кавалерии, но зато никогда не было такой тонкой отшлифовки манежной езды с элементами высшей трудности. В первом десятилетии XX века в России приняли систему выездки и езды, предложенную знаменитым наездником Джеймсом Филлисом. Последователи этой системы культивировали ее вплоть до 1952 года, когда она наконец была значительно изменена и приведена в соответствие с международными правилами. Обучение лошади элементам высшей школы верховой езды в цирке включает в свою программу пиаффе, пассаж, испанский шаг, рысь, различные движения на галопе, пируэты, перемену ног и другие. Что же касается остальных движений, таких, как пезада, левада и т. д., то, будучи присущи испанской школе, культивируемой лишь в Вене и в Сомюре, они не имеют широкого распространения. В условиях цирка отличное исполнение лошадью элементов высшей школы обязательно должно сочетаться с парадностью посадки всадника, что превращает показ на арене в исключительно помпезное и прекрасное по своей красоте и гармоничности зрелище.
Глава 2. ИСПАНСКИЙ (ШКОЛЬНЫЙ) ШАГ
Рис. 29
Джеймс Филлис признавал этот шаг в том случае, если лошадь поднимала и вытягивала передние ноги до уровня плеч, о движении задних ног он ничего не говорил. Поскольку это все же шаг, то движения (переступания) ног на нем следуют как на обыкновенном шаге, то есть в четыре такта. На классическом же испанском шаге лошадь поднимает диагональные ноги и в таком положении делает выдержку с вытянутой передней ногой, причем чем продолжительнее выдержка, тем красивее получается шаг. Попадаются такие лошади, которые способны и на остановке стоять на диагонали с вытянутой передней ногой. Обучение таких лошадей испанскому шагу доставляет наезднику одно удовольствие. Но научить ему можно не каждую лошадь, тогда так первому виду можно обучить любую.
Наиболее выгодным для движения испанским шагом будет равновесие при горизонтальном положении спины со слегка приподнятой головой. Только при таком положении передние ноги могут свободно подыматься и выноситься вперед, а задние сохранять свою двигательную силу (рис. 29).
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ
Опыт показывает, что лошадь, обученная прежде пассажу или пиаффе, значительно легче усваивает испанский шаг, так как сразу же начинает работать задними ногами и не будет ими отставать, потому что вся трудность испанского шага заключается в том, чтобы подъем передних ног был синхронен с движениями задних ног. Но поскольку главным видимым элементом испанского шага является вынос передней ноги, остановимся на этом подробнее. Все обучение лошади испанскому шагу следует разделить на обучение «в руках» и под всадником в следующей последовательности. Лошадь сначала учат поднимать, а затем вытягивать и держать вытянутой, допустим, левую переднюю ногу с помощью подъема головы и прикосновения к ноге хлыста. Когда лошадь усвоит этот прием, то есть когда от туширования по ноге она достаточно стойко держит ногу, приступают ко второму упражнению. Для этого меняют направление и требуют от лошади выноса той же левой ноги, которая теперь находится ближе к барьеру, тушируя правый бок. Таким образом, место туширования, вызывающее рефлекс подъема и вытягивания ноги, мы перенесли с непосредственного действия на ногу на противоположный ей бок лошади. Этот перенос точки воздействия, казалось бы, усложнит условность рефлекса, на самом же деле это способствует выносу ноги и облегчает его. До тех пор, пока лошадь от прикосновения хлыста к боку не будет высоко поднимать, вытягивать и держать левую ногу, не следует требовать от нее подъема правой ноги. Это только собьет лошадь и не ускорит дела. Если на обучение подъему одной ноги (допустим, левой) затрачено примерно десять дней, то на такую же степень совершенства другой ноги пойдет всего три-четыре дня. Когда лошадь будет совершенно одинаково держать и вытягивать как правую, так и левую ноги, тогда можно делать шаги вперед справа и слева. Это будет третье упражнение, которое надо начинать как справа, так и слева, меняя направление.
Первые уроки подъема и вытягивания ноги лошадь должна исполнять под влиянием скорее «морального», чем физического воздействия. Вся работа вначале ведется на рефлексе приманки, прикармливания. К более сильному физическому воздействию можно переходить только тогда, когда лошадь вполне поняла наши требования и рефлекс уступки вполне выработан. Особенно удачным следует считать такой момент урока, когда лошадь от легкого прикосновения хлыста выносит ногу недостаточно, но при усилении действия хлыста увеличивает этот вынос, то есть когда образовалась прямая пропорция между силой воздействия и ответом на нее лошади.
На первых уроках наездник, обучая лошадь испанскому шагу без всадника, становится лицом к лошади и разбирает хлыст и повод так, как для боковых движений. Впоследствии он идет рядом с лошадью, разбирая повод и хлыст, как на работе по прямому направлению. Этот последний способ лучше уравновешивает лошадь и устанавливает ей шею, и поэтому следует прибегать к нему, когда лошадь не идет на повод.
Начинать обучение под всадником надо с правой стороны, так как барьер не позволит лошади откинуть заднюю часть в сторону и приучит ее терпеть шенкель или шпору, стоя с вытянутой ногой, не уклоняясь в сторону. Когда это достигнуто тренировкой в течение нескольких уроков, то следует переменить направление (по часовой стрелке), потребовать от лошади подъема той же ноги, которая стала теперь ближе к центру манежа. Чтобы избежать при этом уклонения задней части, шенкель должен быть наготове. Только тогда, когда у всадника будет полная уверенность в том, что от шенкеля лошадь не откинет заднюю часть, а будет терпеть шенкель или шпору и от их нажима усилит подъем ноги, можно требовать от лошади исполнения двух, а затем трех и четырех связанных между собой шагов. Добившись исполнения четырех шагов, надо начинать это движение то с левой, то с правой ноги, так как случается, что лошадь отлично выносит, допустим, правую ногу на втором шаге, но начинает движение с этой же ноги вяло.
Рис.30
Дальнейшее усовершенствование испанского шага можно вести по двум направлениям: или путем постепенного увеличения количества шагов, или путем усовершенствования их при непрерывном движении. Это будет зависеть от темперамента лошади и ее импульсивности. При обучении лошади испанскому шагу, чтобы добиться от нее большего выноса передних ног, прибегают к помощи небольшого стула на двух ножках высотой 80—100 см. Верхняя доска стула устроена так, что, когда лошадь на нее ступит, она опускается и затем опять сама приподнимается на пружинах, чтобы принять другую ногу. Первый помощник держит стул перед лошадью, а второй берет ее ногу и ставит на стул. Дрессировщик в это время туширует лошадь по плечу. После того как лошадь достала стул и задержала ногу в поднятом состоянии хотя бы на несколько секунд, помощник, двигаясь спиной назад, с каждым шагом отодвигает стул от лошади, чем понуждает ее двигаться вперед, доставая ногой стул. В дальнейшем стул можно заменить четырехугольным куском фанеры, укрепленным на ручке длиной 1,5 м. Это приспособление помощник, идущий сбоку лошади, держит перед ней (рис. 30).