Часть iv высшая школа верховой езды

Одним из наиболее элегантных и эффектных номеров конного цирка надо считать показ высшей школы верховой езды. Однако за ее кажущейся легкостью кроется большая кропотливая и длительная работа — огромный труд дрессировщика.

Глава 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

В России высшая школа верховой езды получила рас­пространение в конце XVIII и в XIX веках. Свойственная тому вре­мени парадность верховой езды служила явной помехой развитию полевых качеств кавалерии, но зато никогда не было такой тонкой отшлифовки манежной езды с элементами высшей трудности. В первом десятилетии XX века в России приняли систему выездки и езды, предложенную знаменитым наездником Джеймсом Филлисом. Последователи этой системы культивировали ее вплоть до 1952 года, когда она наконец была значительно изменена и приведена в соот­ветствие с международными правилами. Обучение лошади элементам высшей школы верховой езды в цирке включает в свою программу пиаффе, пассаж, испанский шаг, рысь, различные движения на галопе, пируэты, перемену ног и другие. Что же касается остальных движений, таких, как пезада, левада и т. д., то, будучи присущи испанской школе, культивируемой лишь в Вене и в Сомюре, они не имеют широкого распространения. В условиях цирка отличное исполнение лошадью элементов высшей школы обязательно должно сочетаться с парадностью посадки всад­ника, что превращает показ на арене в исключительно помпезное и прекрасное по своей красоте и гармоничности зрелище.

Глава 2. ИСПАНСКИЙ (ШКОЛЬНЫЙ) ШАГ

часть iv высшая школа верховой езды - student2.ru Рис. 29

Джеймс Филлис признавал этот шаг в том случае, если лошадь поднимала и вытягивала передние ноги до уровня плеч, о движении задних ног он ничего не говорил. Поскольку это все же шаг, то движения (переступания) ног на нем следуют как на обыкновенном шаге, то есть в четыре такта. На классическом же испан­ском шаге лошадь поднимает диагональные ноги и в таком положе­нии делает выдержку с вытянутой передней ногой, причем чем про­должительнее выдержка, тем красивее получается шаг. Попадаются такие лошади, которые способны и на остановке стоять на диагонали с вытянутой передней ногой. Обучение таких лошадей испанскому шагу доставляет наезднику одно удовольствие. Но научить ему мож­но не каждую лошадь, тогда так первому виду можно обучить любую.

Наиболее выгодным для движения испанским шагом будет равнове­сие при горизонтальном положении спины со слегка приподнятой го­ловой. Только при таком положении передние ноги могут свободно подыматься и выноситься вперед, а задние сохранять свою двига­тельную силу (рис. 29).

СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ

Опыт показывает, что лошадь, обученная прежде пас­сажу или пиаффе, значительно легче усваивает испанский шаг, так как сразу же начинает работать задними ногами и не будет ими от­ставать, потому что вся трудность испанского шага заключается в том, чтобы подъем передних ног был синхронен с движениями задних ног. Но поскольку главным видимым элементом испанского шага яв­ляется вынос передней ноги, остановимся на этом подробнее. Все обучение лошади испанскому шагу следует разделить на обуче­ние «в руках» и под всадником в следующей последовательности. Ло­шадь сначала учат поднимать, а затем вытягивать и держать вытя­нутой, допустим, левую переднюю ногу с помощью подъема головы и прикосновения к ноге хлыста. Когда лошадь усвоит этот прием, то есть когда от туширования по ноге она достаточно стойко держит ногу, приступают ко второму упражнению. Для этого меняют направ­ление и требуют от лошади выноса той же левой ноги, которая теперь находится ближе к барьеру, тушируя правый бок. Таким образом, место туширования, вызывающее рефлекс подъема и вытягивания ноги, мы перенесли с непосредственного действия на ногу на проти­воположный ей бок лошади. Этот перенос точки воздействия, каза­лось бы, усложнит условность рефлекса, на самом же деле это способ­ствует выносу ноги и облегчает его. До тех пор, пока лошадь от прикосновения хлыста к боку не будет высоко поднимать, вытягивать и держать левую ногу, не следует тре­бовать от нее подъема правой ноги. Это только собьет лошадь и не ус­корит дела. Если на обучение подъему одной ноги (допустим, левой) затрачено примерно десять дней, то на такую же степень совершен­ства другой ноги пойдет всего три-четыре дня. Когда лошадь будет совершенно одинаково держать и вытягивать как правую, так и ле­вую ноги, тогда можно делать шаги вперед справа и слева. Это будет третье упражнение, которое надо начинать как справа, так и слева, меняя направление.

Первые уроки подъема и вытягивания ноги лошадь должна испол­нять под влиянием скорее «морального», чем физического воздейст­вия. Вся работа вначале ведется на рефлексе приманки, прикармли­вания. К более сильному физическому воздействию можно перехо­дить только тогда, когда лошадь вполне поняла наши требования и рефлекс уступки вполне выработан. Особенно удачным следует считать такой момент урока, когда ло­шадь от легкого прикосновения хлыста выносит ногу недостаточно, но при усилении действия хлыста увеличивает этот вынос, то есть когда образовалась прямая пропорция между силой воздействия и от­ветом на нее лошади.

На первых уроках наездник, обучая лошадь испанскому шагу без всадника, становится лицом к лошади и разбирает хлыст и повод так, как для боковых движений. Впоследствии он идет рядом с лошадью, разбирая повод и хлыст, как на работе по прямому направлению. Этот последний способ лучше уравновешивает лошадь и устанавли­вает ей шею, и поэтому следует прибегать к нему, когда лошадь не идет на повод.

Начинать обучение под всадником надо с правой стороны, так как барьер не позволит лошади откинуть заднюю часть в сторону и при­учит ее терпеть шенкель или шпору, стоя с вытянутой ногой, не ук­лоняясь в сторону. Когда это достигнуто тренировкой в течение не­скольких уроков, то следует переменить направление (по часовой стрелке), потребовать от лошади подъема той же ноги, которая стала теперь ближе к центру манежа. Чтобы избежать при этом уклоне­ния задней части, шенкель должен быть наготове. Только тогда, ко­гда у всадника будет полная уверенность в том, что от шенкеля ло­шадь не откинет заднюю часть, а будет терпеть шенкель или шпору и от их нажима усилит подъем ноги, можно требовать от лошади ис­полнения двух, а затем трех и четырех связанных между собой шагов. Добившись исполнения четырех шагов, надо начинать это дви­жение то с левой, то с правой ноги, так как случается, что лошадь отлично выносит, допустим, правую ногу на втором шаге, но начи­нает движение с этой же ноги вяло.

Рис.30

Дальнейшее усовершенствование испанского шага можно вести по двум направлениям: или путем постепенного увеличения количества шагов, или путем усовершенствования их при непрерывном движении. Это будет зависеть от темперамента лошади и ее импульсивности. При обучении лошади испанскому шагу, чтобы добиться от нее большего выноса передних ног, прибегают к помощи небольшого стула на двух ножках высотой 80—100 см. Верхняя доска стула устроена так, что, когда лошадь на нее ступит, она опускается и затем опять сама приподнимается на пружинах, чтобы принять другую ногу. Первый помощник держит стул перед лошадью, а второй берет ее ногу и ставит на стул. Дрессировщик в это время туширует лошадь по плечу. После того как лошадь достала стул и задержала ногу в поднятом состоянии хотя бы на несколько секунд, помощник, двигаясь спиной назад, с каждым шагом отодвигает стул от лошади, чем понуждает ее двигаться вперед, доставая ногой стул. В дальнейшем стул можно заменить четырехугольным куском фанеры, укрепленным на ручке длиной 1,5 м. Это приспособление помощник, идущий сбоку лошади, держит перед ней (рис. 30).

Наши рекомендации