Функции целостного педагогического процесса

Целостный педагогический процесс выполняет следующие функции:

Воспитательную, которая проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, в личности воспитателей и их профессионализме, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Образовательную, которая реализуется, прежде всего, в процессе обучения, а также во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении общечеловеческой культуры как суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Развивающую - развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений. «Развитие ребенка, а вслед за ним и педагогического процесса есть непрекращающееся движение вверх, требующее все новых и больших усилий в первую очередь самого ребенка» (П.П. Блонский). Эта функция реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса, но интенсивность развития, безусловно, определяется тем, на чем делается акцент: на знаниях, умениях и навыках или на формировании мотивационной и познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого.

Л.С. Выготский разработал теорию о зонах развития, которая состоит в следующем: если воспитание предлагает ребенку то, что он давно знает и умеет делать сам, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние ничтожно. Воспитание идет на одном уровне с развитием воспитанника, если он может сделать сам то, что мы ему предлагаем. Это зона актуального развития.

Воспитание ускоряет развитие, если ребенок, выполняя предложенную задачу, мог бы сказать: я это могу сделать сегодня, но с определенными усилиями или помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на эту зону в педагогическом взаимодействии является наиболее эффективной. Московский учитель-новатор С.Н. Лысенкова сумела найти оригинальное практическое решение организации учебного процесса в массовой школе с ориентацией на зону ближайшего развития, назвав свою педагогическую находку опережающим обучением.

Смысл этого подхода заключается в том, что, зная все учебные темы в программах начальной школы, вызывающие наибольшие трудности в процессе усвоения, она начинает включать такую тему за 20-40 часов до ее изучения по плану в конце каждого урока, оставляя на это несколько минут. Пусть это будет сложный тип математической задачи. Сегодня учитель предложил ее в конце урока, но никто из детей не справился, но два ребенка записали условие на бумажке, и один дома решил сам, а второму помогли взрослые. Завтра учитель снова предлагает задачу такого типа, два ученика справляются с ней, трое задумываются. Через сорок уроков в классе практически все или уже овладели решением таких задач, или требуется небольшая работа с несколькими детьми, не надо на эту тему тратить большого количества учебных часов.

В результате С.Н. Лысенкова положенную программу успевала изучить с детьми за две с половиной, три четверти, практически не было неуспевающих детей, изменялось отношение к школе, к учению, стало интересно детям с разными возможностями: сильный имеет возможность получать более сложные задания, слабый не превращается в отстающего, он становится успешным, справляющимся, у него нет провалов и пробелов в системе получаемых знаний. Учебно-воспитательный процесс организуется не только на высоком уровне развития каждого школьника с опорой на зону именно его ближайшего развития, но и на глубоко гуманной основе.

Но воспитание может и тормозить развитие: или из-за неправомерно высокого уровня предъявляемых требований, или полного лишения ребенка возможностей проявления активности и инициативы (гиперопека).

Социальная функция (функция социализации) педагогического процесса проявляется также практически во всем. В любом образовательном учреждении воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает, а это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником стал школьником, стал старшим в начальной школе и снова самым младшим, перейдя в среднюю школу и т. п.

Наши рекомендации