Результаты внедрения Методической системы В.И.Жохова в начальной школе
Система Жохова
sistemazhokhova.ru
Результаты внедрения Методической системы В.И.Жохова в начальной школе
Эффективная технология преподавания
для начальной школы.
Гарантированный учебный, воспитательный
и оздоровительный результат.
Гармоничный процесс развития,
который нравится учителю, детям и родителям.
Оглавление
Система Жохова ................................................................................................................................ 1
Результаты внедрения Методической системы В.И.Жохова в начальной школе................... 1
1.ПРЕДПОСЫЛКИ К СОЗДАНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ МЕТОДИКИ В.И. ЖОХОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ 3
1.1.Необходимость реализации принципов здоровьесбережения и природосообразности в школьном образовании................................................................................................................... 3
2.КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.И. ЖОХОВА............................................. 5
2.1.Основные задачи:........................................................................................................................ 5
2.2.Целевая аудитория..................................................................................................................... 5
2.3.Форма обучения.......................................................................................................................... 6
2.4.Обеспечение учебного процесса............................................................................................. 6
2.5.Кадровое обеспечение............................................................................................................... 6
2.6.Отличительные особенности методической системы В.И. Жохова..................................... 8
2.7.Содержание, методы и формы реализации основного принципа – сохранение и развитие здоровья:.............................................................................................................................................................. 8
3.РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА.................................................................................................... 10
3.1.Физическое состояние.............................................................................................................. 10
3.2.Освоение учебного материала............................................................................................... 13
3.3.Психическое развитие.............................................................................................................. 16
3.4.Воспитание................................................................................................................................. 21
4.ВЫВОДЫ........................................................................................................................................ 23
4.1.Достижение поставленных целей и задач............................................................................ 23
4.2.Превентивность......................................................................................................................... 23
5.ПРИЛОЖЕНИЕ................................................................................................................................ 24
5.1.Отчёты учителей........................................................................................................................ 24
5.2.Отзывы учеников....................................................................................................................... 26
5.3.Отзывы родителей..................................................................................................................... 26
5.4.Отзывы из Казахстана............................................................................................................... 28
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ В.И. ЖОХОВА
Методика В.И. Жохова создавалась для обеспечения здоровьесберегающего, природосообразного, опережающего обучения в уникальной образовательной и развивающей среде.
2.1. Основные задачи:
· сбережение и укрепление физического, психологического и нравственного здоровья детей
· опережающее обучение - качественное освоение учебного материала по основным предметам (математика, русский язык, родное слово) за 2-3 года в объеме, предусмотренном государственным образовательным стандартом
· развитие умений и навыков научения (научить учиться) -вычислительных навыков, навыков орфоэпически правильной речи и чтения, умений совершать мыслительные операции (анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии и т.д.)
· повышение учебной активности
· формирование познавательной потребности
· раскрытие одаренности и развитие креативных способностей
· поддержание и упрочение учебной мотивации
· обучение этически-нравственным нормам в межличностных взаимодействиях
· воспитание коммуникабельности, открытости, доброжелательности, коллективизма, ответственности, самостоятельности
· сокращение и гармонизация периода адаптации детей к условиям школьного учебного процесса
· формирование и развитие знаний, умений и навыков для природосообразного перехода к предметному обучению в классах среднего и старшего звеньев школы.
Целевая аудитория
«Методическая система В.И. Жохова» предназначена для внедрения в учебный процесс начальных классов общеобразовательных школ независимо от особенностей программ по основным предметам (математика, русский язык и родное слово) и государственных образовательных стандартов и не предполагает специального входного тестирования детей на уровень, объем или качество их первичных знаний, умений и навыков.
Форма обучения
Программа начальной школы по методике В.И.Жохова предусматривает урочное (в рамках школьного расписания) и внеурочное взаимодействие педагога и учеников.
Важным компонентом эффективного использования «Методчической системы В.И. Жохова» является различное по форме участие родителей в учебно-воспитательном процессе.
Кадровое обеспечение.
Использование методической системы предполагает наличие у педагога определенных профессиональных и личностных качеств, заинтересованности в такой работе. Важными условиями являются - умение держать в поле зрения и внимания каждого ученика, анализировать процесс и результаты урока, творческий подход, чуткость, доброжелательность. Для работы достаточно владения элементарными навыками пользователя персональным компьютером.
Схема взаимодействия участников учебного процесса представлена на рис. 3.
Универсальность.
Внедрение «Методчиеской системы В.И. Жохова» в учебный процесс начальных классов возможно в любой школе, ведущей обучение основным предметам (математика, русский язык) по программе, утвержденной с учетом требований и особенностей образовательных стандартов. Ее применение не требуют входного тестирования учеников.
Комплексность.
Для каждого урока по предметам разработан учебно-методический комплекс (УМК), который содержит учебный и сопровождающий материал в виде слайдов, аудио- и видео- файлов на цифровом носителе, дидактический материал - в виде заданий для самостоятельной работы на бумажном носителе и методические указаний по поведению урока и выполнению заданий.
Интерактивность.
Созданные с использованием мультимедийных информационных технологий для показа на экране разнообразные по форме и содержанию учебные материалы и уникальные ролевые коммуникации на уроке являются главными инструментами в получении информационных потоков из множества различных источников и реагировании на них каким-либо действенным образом, что формируют высокую учебную активность детей.
2.7. Содержание, методы и формы реализации основного принципа – сохранение и развитие здоровья:
· чередование умственной и физической нагрузки - проведение физзарядки в начале и динамичных пауз во время урока
· воспитание осанки - контроль позы при сидении и письме, выполнение специальных корректирующих упражнений
· организация правильного дыхания - разучивание и пропевание на уроке песен
· гигиена зрения - использование контрастности изображений, многомерных моделей, выбор удобной зрительной дистанции и диагонали по отношению к учителю и экрану
Гигиена зрения
· использование трех каналов информации (визуального, аудиального, кинестетического) - кроме картинки на экране
(слайда) дети слышат его речевое, музыкальное или звуковое сопровождение, для ответов пользуются указкой, пальцами рук, индивидуальными досками,
· снижение утомляемости - подача учебного материала динамичными блоками в разнообразном шрифтовом, цветовом, композиционном решении с использованием анимации,
· построение урока в форме игры,
· свободный двигательный режим - ребенку разрешается занять любое удобное место и позу,
· свободный режим общения и выражения эмоций - разрешается говорить, поощряется задавание вопросов, приветствуются аплодисменты и одобрительные возгласы удачному ответу одноклассников,
· свободный выбор домашнего задания,
· формирование атмосферы доброжелательности, взаимопомощи, позитивного эмоционального состояния,
· щадящая система оценок - вместо негативной оценки учитель дает совет, каждый ученик может оценить другого и дать оценку самому себе, личный рейтинг (самооценка) систематически фиксируется,
· обширное внеурочное взаимодействие - написание сценариев, изготовление костюмов для совместных праздников, выпуск классной газеты, создание и организация поздравлений детям и учителям.
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Участниками экспериментального внедрения «Программы начальной школы по методике В.И. Жохова» стали около ста начальных классов ряда уральских и казахских школ.
В ходе эксперимента проводились регулярные обследования физического состояния детей (мониторинг), проверки качества освоения учебного материала, педагогические наблюдения за формированием психических функций и личностных качеств детей как в экспериментальных с обучением по «Методчиеской системе В.И. Жохова», так и контрольных классах, где обучение велось по сложившимся методикам.
Полученные результаты были проанализированы и обобщены.
Физическое состояние
Показателем состояния физического здоровья явился общий уровень заболеваемости школьников, который выражался в количестве пропущенных по учебным периодам уроков.
Сравнение данных свидетельствует, что при схожей динамике (увеличение количества пропущенных уроков к концу учебного года) этот показатель (в абсолютном выражении) в экспериментальных классах в 1,5-2 раза ниже. В ряде классов отмечалось отсутствие случаев заболеваний в течение всего учебного года.
В Табл. 1. представлены обобщенные усредненные показатели физического состояния школьников Челябинской области.
Количество пропущенных учебных дней в среднем одним учеником в год: | ||
Университетские классы | Контрольные классы | |
12,4 | 22,0 | |
Показатели роста и веса отличаются опережающей положительной динамикой в экспериментальных классах. В них за год в дети выросли в среднем на 4-5 см (в сравнении с контрольными классами - 2-3 см), прибавление в весе соответствует возрастным нормам в отличии от контрольных классов) (Рис.6, 7).
Проверки состояния зрения имели целью выявить влияние на него длительного работы с экраном, на который проецируются слайды с учебным материалом.
Результаты показали отсутствие ухудшения, отмечалось изменение этих показателей в сторону улучшения, что подтверждает эргономичность используемой технологии и её коррекционный эффект.
Освоение учебного материала
Обучение по «Программе начальной школы по методике В.И. Жохова» позволило усвоить за первые два года объем учебного материала начальной школы по основным предметам (математика, русский язык, родное слово).
Математика
Дети владеют всеми арифметическими действиями с многозначными числами, способны производить их в уме, знают таблицу умножения, возводят числа в квадрат, вычисляют периметр геометрических фигур и длину окружности.
Русский язык
При помощи специальных заданий и упражнений дети приобрели навыки каллиграфического письма. Они умеют проводить смысловой, орфографический, морфемный, словообразовательный анализ слов, склонять существительные, спрягать глаголы
Средние показатели скорости чтения в экспериментальных классах выше 50 слов в минуту, в контрольных классах - менее 40 слов.
Дети умеют читать письменный текст. У них формируется осмысленно-образное чтение, приобретаются навыки орфоэпически правильной речи и выразительного чтения, расширяется орфографический кругозор, увеличивается словарный запас, становится привычкой работа со словарями и энциклопедиями, в том числе электронными.
Оценка успеваемости и её динамики проводилась по показателям количества допущенных в контрольных (четвертных и годовых) работах ошибок. На Рис. 10 и 11 представлены результаты диктантов в экспериментальных (1-а и 1-6) и контрольных (1-в) классов.
В экспериментальных классах уровень успеваемости в конце учебного года достигал 100%, качество успеваемости - 85-95%.
Диаграммы сравнительных показателей успеваемости по основным предметам в школе Имантау представлены на Рис. 12 и 13.
Анализ качественной успеваемости (Рис. 14) свидетельствует о стабильном превышении этого показателя в экспериментальном классе в сравнении с контрольным.
Обучение с использованием «Методической системы В.И. Жохова» показало положительные результаты в изучении иностранного языка.
Психическое развитие
Как отмечают педагоги экспериментальных классов, благодаря использованию педагогических приемов и методик системы во время занятий формируется уникальная обучающая и развивающая среда, в которой наилучшим образом происходит активизация ряда сфер психического развития ребенка:
Эмоционалъно-мотивационная
В начале обучения групповой процесс (урок) организуется в форме игры, что повышает его занимательность и активное включение в него всех участников. Предложение заданий, соответствующих уровню детей, эмоциональные «поглаживания» в форме общих аплодисментов за верный ответ создает ситуацию успеха у ученика и формирует мотивацию достижения. Атмосфера дружеского принятия снижает чувство страха, тревоги, возможную при неуспехе фрустрацию, развивает позитивную рефлексию, чувство ответственности за результат деятельности, воспитывает волю, формирует адекватную гибкую самооценку и осознание общественной значимости учебы.
Когнитивная
Дозированная подача учебного материала динамичными разнообразными блоками позволяет приобрести навыки работы в большом потоке информации, способствует развитию непроизвольного внимания, повтор учебных объектов и заданий формирует узнавание и запоминание материала. Наработка номинаций образного плана и понимание знаково-символических конструкций способствует развитию образного и абстрактно-логического мышления. На занятиях по родному слову активизируется развитие речи.
Соматическая
Использование при передаче и обработке учебного материала трех каналов (визуального, аудиалъного, кинестетического) способствует развитию систем восприятия информации. Переключения ведущего канала информации со словесного на зрительно-образный во время письма и рисунка способствует синхронизации работы анализаторов, дает возможность развития управляемого воображения.
Социально-нормативная
По наблюдениям педагогов и отзывам родителей, обучение с использованием «Методчиеской системы В.И. Жохова» способствовало развитию навыков успешной коммуникации в совместной деятельности, усвоению этических норм поведения и взаимодействия, приобретению социально значимых личностных качеств, облегчило и сократило период адаптации ребенка в новой для него социальной среде.
Воспитание
Этот аспект использования «Методической системы В.И. Жохова» также имеет положительные результаты.
Особенно важны приобретенные желание учится и чувство радости от учебы.
По свидетельству учителей и родителей, в детях произошли качественные изменения. Они приобрели большую самостоятельность, уверенность в себе, чувство коллективизма, готовность помочь и поддержать, ответственность, стали более общительными, доброжелательными, любознательными, творческими. Высок интерес к изучению словарей, энциклопедий, игре в шахматы.
Успешно формируется чувство прекрасного: дети хорошо рисуют, красиво и легко танцуют, являются призерами различных конкурсов и смотров.
ВЫВОДЫ
Превентивность
Превентивная эффективность проявляется в создании среды, устраняющей возможные для детей травмирующие последствия возросших нагрузок и требований в адаптационный период перехода во «взрослую» жизнь (предшкола-школа). Опережающее обучение соответствует физиологическим и психическим возможностям детей, особая образовательная среда сохраняет их здоровье, позволяет «продлить детство».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Отчёты учителей
(фрагменты)
Челябинск и Челябинская область
Кивановская Л.Ф., учитель университетского класса МОУ № 129 г.Челябинска:
«Хочу заметить, что за 20 лет работы в школе, мною впервые отмечены такие результаты обученности детей. Красной линией, проходящей по всей программе, является нравственное воспитание учащихся. Все литературные тексты, мультфильмы, видеоматериалы, песни, используемые на уроках, направлены на эмоциональное восприятие материала детьми. Через литературу происходит знакомство с миром человеческих отношений, идет формирование личности ребенка. Первоклассники познают себя и мир вокруг, природу и нормы поведения людей через стихи и маленькие рассказы...
На уроках литературы больше места занимает работа с текстом произведений, идет развитие творческих способностей детей. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Они соревнуются с актерами театра и кино в выразительном чтении сказок, рассказов, стихов»...
Петрова Д.Н., учитель университетского класса МОУ № 58 г.Челябинска:
«Использование информационных технологий позволяет сформировать такое необходимое современному человеку качество, как информационная культура личности».
Федаш И.В., учитель университетского класса МОУ № 6 г.Копейска:
«Достоинством технологии является требование доброжелательного отношения учителя, умения видеть достоинство каждого ученика, не делая при этом акцента на недостатках. Идея "новый день - с нового листа" помогает повысить самооценку школьника, дать возможность почувствовать доброжелательное отношение одноклассников. А недостатки в работе каждого ребёнка постепенно исчезают сами, благодаря множеству разнообразных заданий. Уроки принципиально отличаются от традиционных своей структурой, плотностью, объёмом информации, отсутствием интеллектуальных пауз.
В обучении реализуются три свободы ученика: свобода мысли, свобода слова, свобода движения. Применяемая технология позволяет разнообразить методы и приёмы обучения, всесторонне развивать детей, что постепенно готовит их к обучению в старших классах...
Результаты работы и положительные отзывы родителей учащихся свидетельствуют о востребованности данной технологии».
Коллектив двенадцати учителей университетских классов
г. Южноуральска:
«... хочется отметить научность методики, её воспитывающее и развивающее значение. Соотношение теоретического и дидактического материала, классификация его вокруг ключевых понятий, направленность на связь с жизнью помогли детям легко усвоить материал, который был доступным и систематичным.
Методика позволила активизировать познавательную деятельность учащихся, благодаря интересным урокам, взаимопомощи, взаимовыручке»...
Есаульская средняя школа, Сосновский район Челябинской области
Ключникова Н.С., учитель университетского класса:
«... Первое, с чем я столкнулась, это удивление детей и даже в большей степени переживание их родителей. Где учебники, тетради, что за посадка и свободное передвижение по классу? Родителям сложно было понять, о каких свободах ребенка идет речь. Не навредят ли ему эти свободы? Но уже после первого посещенного ими урока, все сомнения улетучились. В классе всегда рабочая обстановка, маленькие ученики заняты делом, каждый находится в том месте и занимает ту позу, которая ему наиболее удобна. При этом ребенок всегда помнит только одно правило: ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ НЕ МЕШАТЬ ДРУГИМ»...
Чванова Т.А., математик:
«Этих деток отличает раскованность, заинтересованность, высокая активность. Материал 4-6 класса - площадь и периметр, степени, отрицательные числа - свободно владеют, нет путаницы, разные способы нахождения. Для первого класса - это СКАЗКА!»
Спирина В.М., физик:
«Шок!!! Организация урока необычная. Постоянно присутствует атмосфера сотрудничества. Творчество! Поиск нового! Детки поразительные и привлекательные!»
Игнатьева А.В., учитель начальных классов:
«Необычный урок. Интересное начало, музыка. Дети свободно работают у экрана, передвигаются по классу. Удивительно то, что первоклассники много знают и умеют. Всегда активны и заинтересованы».
Отзывы учеников
Ионова Женя, ученица университетского класса Есаульской средней школы:
«Когда я пошла в школу, то думала, что учиться - это просто, потому что я умела и читать, и считать. Но теперь я знаю точно, что учиться - это интересно, ведь столько нового можно узнать и прочитать. Самая первая взрослая книга была не букварь, а «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С Пушкина. Я научилась решать примеры и задачи, складывать и вычитать столбиком, узнала, как решать примеры со скобками, находить площадь и периметр, измерять в метрах и сантиметрах. Теперь даже знаю таблицу умножения на 20. Научилась определять градусы на термометре. Знаю, когда по телевизору идут мои любимые мультфильмы, потому что время определяю очень хорошо. Самое интересное для меня - это разгадывать ребусы и сканворды как на уроках математики, так и на риторике. Я узнала, что в русском языке 6 падежей, у каждого есть свой вопрос, по которому можно определить к какому падежу относится слово. Знаю что такое синонимы и антонимы. Умею находить орфограммы. Могу определить и выделить корень, приставку, суффикс и окончание. Научилась правильно ставить ударение. И еще я узнала очень много о животных и природе, особенно о подводном мире. Дома у меня есть небольшой аквариум, в котором живут разные рыбки и в классе у нас тоже есть аквариум. У рыб свой мир, своя микрофлора, у каждой свои повадки. Я читаю энциклопедии и узнаю из них о каждой рыбке. А когда вырасту, стану зоологом или биологом, потому что мне нравится узнавать новое и интересное о животных и окружающей нас природе. А пока мне очень нравится учиться!»
Козлова Дарья, университетский класс Мирненской школы (Сосновс кий р-н Челябинской области):
«В последний день занятий первой четверти я проводила урок письма.
Моя задача - научить ребят писать письменные буквы. Я так волновалась, ведь на уроках сидели наши родители. Мне очень понравилось вести урок вместо учителя. Я даже могу каждый день проводить все уроки, ничего тут сложного нет!»
5.3. Отзывы родителей
Родители, посещавшие открытые уроки и наблюдавших за ходом эксперимента
Шабанова Ю.Н., университетский 1 «б» класс Есаульской школы:
«Новое направление в методике обучения - «Университетский класс» поначалу казалось непонятным и очень сложным.
Не прошло и полгода, как я поняла - зря боялась. Аленка усваивала все, при этом ни капли не переутомлялась, даже больше того, она просто поражала своими знаниями и умениями. Для меня была интересна новая методика всем: отсутствием доски - как основного элемента обучения, отсутствием строгой дисциплины и тишины в классе, ведь именно эта самая дисциплина и тишина «от звонка до звонка», действуют на ребенка угнетающе. Просто замечательно, что дети в течение урока могут свободно передвигаться по классу, сидеть в любой удобной для них позе, а иногда даже лежать на полу, переговариваясь друг с другом, обмениваясь мнениями, помогать друг другу.
Глубоко поразило и даже обрадовало - это отсутствие прописей, учебников, ведь порой вес учебников и тетрадей превышает допустимую норму.
Интересно то, что обучение проходит не постепенно, линейно, а как-то сразу охватываются все направления обучения - объединяя гуманитарные предметы с точными науками...
Интересно наблюдать за тем, как ребенок самостоятельно учит уроки, довольно сложные, объясняя мне как это делать правильно.
В конце учебного года Алёнушка уже умела умножать трехзначные числа -и это в первом классе!!!
В школу дочурка ходит с удовольствием, всегда сама готовит портфель. Она заметно подросла, окрепла, стала гораздо более уверенной в себе, самостоятельной».
Дерий Е.В., университетский 2 «а» класс МОУ № 23 г.Челябинска:
Заинтересованность всего класса вообще и моего сына, в частности, заметно возросла. Ребёнок охотно рассказывает при любом удобном случае обо всём вновь узнанном в школе, делает это очень эмоционально, пересказывает материал подробно, многократно и с удовольствием.
Грамотность речи и письма, а также чёткость произношения прорабатывается очень методично, что повышает успеваемость моего сына, не склонного к гуманитарным предметам, по русскому языку и улучшает технику чтения.
В математических расчётах, развитии логического мышления, а также в возможности применения в жизненных ситуациях полученных и отработанных до автоматизма навыках счёта и грамотного произношения, тоже заметен прогресс и стойкая заинтересованность.
Работа детей в команде, чувство локтя, желание оказывать и с достоинством принимать помощь, также имеет своё развитие. В ходе урока дети общаются между собой, помогают друг другу найти правильный путь в атмосфере взаимопомощи, здоровой конкуренции и поддержки преподавателя.
Ивченко Т.Г., к.б.н., доцент кафедры экологии ЧелГУ, университетский 1 «а» МОУ № 116 г.Челябинска:
«В классе царит неформальная обстановка, позволяющая раскрыться каждому ребенку, тем не менее, педагог владеет ситуацией и легко восстанавливает необходимую дисциплину...
Есть блок заданий, где ребята работают в паре, выступая то в роли проверяемого, то в роли проверяющего, т.е. «учителя», что, несомненно, повышают их ответственность и самооценку...
Хотелось бы высказать пожелание создать методические рекомендации для родителей учеников начальной школы для более полного включения семьи в обучающий процесс и разработать электронные учебники».
5.4. Отзывы из Казахстана
Северо—Казахстанская область, село Имантау, средняя школа. Шабаева Л.А., учитель в университетском классе:
«В первые дни работы по системе произошло сокращение адаптационного периода первоклассников и быстрое включение их в интенсивный процесс обучения.
В течение учебного года развивалась познавательная активность и потребность учащихся в знаниях. Разнообразие и смена заданий на уроках поддерживали работоспособность детей. Эта программа расширяет объём изучаемого материала, но при этом не допускается перегрузка учащихся.
Школьники настроены на позитивные отношения друг с другом, создавая особый психологический климат в классе. Дети научились самостоятельно обучаться и обучать друг друга. Школьникам очень нравится работать в группах, в парах. Они внимательно относятся друг к другу, к взрослым»...
«Отмечен не только рост темпа чтения учащихся (на конец учебного года 100% учащихся читают выше установленной нормы чтения), но и правильность, выразительность и осмысленность чтения. Дети стремятся больше читать. При работе над произведением дети видят образы всегда присутствует эмоциональная окраска и, конечно же, сопереживание.
В течение года велась большая работа по укреплению здоровья детей.
По сравнению с 1Б классом дети меньше болели, в 1А классе (университетский класс) за год пропущено по болезни 48 дней, а в 1Б 172 дня. Имеют хороший аппетит и вес в пределах нормы. Рост учащихся опережает сверстников. За год в 1А классе подросли на 5,4 см., а в 1Б всего на 2 см.
Считаю что данная программа является перспективной, востребованной. Она даёт толчок к созидательному получению знаний, расширению кругозора и выработке активной жизненной позиции».
Абдрашитова О.В., учитель начальных классов:
«Я работаю с 1993г., педагогический стаж 18 лет. Сделала 4 выпуска учащихся начальной школы.
Посещая уроки, где обучение шло по методике, я сразу отметила, что в программу 1 класса включен практически весь материал курса начальной школы. Сразу бросилось в глаза, что дети много читают, почти на каждом уроке, конечно, это повлияло не только на темы чтения (он у всех учащихся выше нормы), но и на правильность, выразительность и осмысленность чтения.
Удивительно и то, что дети в 1 классе свободно выполняют сложные арифметические действия с многозначными числами, знают таблицу умножения.
Занимательный материал, включенный в учебный материал, не только увлекает учащихся, но и заставляет задуматься, развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей. У ребят создается бодрое рабочее настроение, они хотят преодолеть трудности в усвоении материала, одновременно снимая утомляемость и поддерживая внимание.
Отражаемые моменты активизации учащихся незаметно для них самих ставят их в условия поиска, пробуждают познавательный и умственный интерес, а отсюда - стремление быть собранным, находчивым, умение четко выполнять задания, при этом развивается чувство ответственности, коллективизма, характер, а самое главное желание посещать школу.
Дети в этом классе отличаются общественной активностью, коммуникабельностью, оптимизмом и добротой.
Особенно положительно оценила я здоровьеразвивающие моменты этой программы.
Это в первую очередь, разработанная система утренней зарядки (удачно подобраны упражнения, тексты, музыка). Понравилась гимнастика для глаз (постоянно меняется цветовая гамма и размер шрифта). Закаливание детей, свободное движение по классу вовремя урока. Именно поэтому у этих детей нет утомляемости, все они очень активны и работоспособны. Качество знаний в этом классе составляет 95%, что доказывает высокую результативность этой программы....
Вся эта программа помогает экономить время урока и повышает его эффективность.
Мы уверены в том, что такие результаты остаются при переходе в среднее звено. Я думаю, у них все получится».
Аширова Р.А., психолог школы:
«Поступление в школу и начальный период обучения вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности ребёнка. Этот период труден для детей и мои наблюдения показали, что среди первоклассников много детей, в последние годы их всё больше, которые в силу своих индивидуальных, психофизиологических особенностей, трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. Поэтому методика, апробируемая у нас в 1А классе полностью изменила понятие дезадаптации первоклассников в школе. Дети в этом классе быстро и легко прошли адаптирование. К концу учебного года дети стали более зрелыми (по сравнению с 1Б классом) в физиологическом и социальном отношении, достигли более высокого уровня действующего эмоционального и волевого развития. Мотивация к учебной деятельности: 14 учащихся - учебная, 5 учащихся - школьная.
В IБ классе: 5 уч. - учебная, 5 уч. - школьная, 6 уч. - игровая.
В этом классе дети владеют мыслительными операциями, умеют обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, умеют планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Самое важное, что у них вырабатывается положительное отношение к учению, умение учиться, способность саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач, и, что не менее важно высокий уровень речевого общения: они умеют слушать другого человека, выполнять логические операции в форме словесных понятий.
Высокий уровень общения учитель - ученик, ученик - ученик. Свобода в приобретении знаний, соревновательный дух, умение учиться, самостоятельно добывать знания, поощрение учителем ученика. Знание их внутреннего мира, должен обязательно учитываться учителем, жить одной жизнью с ними, и в то же время быть над ними, вести за собой...
Психологический климат класса отличается эмоциональной окраской, чувствуется особый дух класса. Дети очень дружелюбны, ладят между собой, здороваются со всеми взрослыми, проявляют интерес к новому человеку, спрашивают, делятся своими наблюдениями. Внимательны, всегда спросят о здоровье, если долго не бываю у них в классе. Помогают друг другу в играх, в учёбе. Самое главное я считаю, не смеётся, если у кого-то из детей что-то не получается. Как все дети любят побегать, поиграть, но реагируют на замечания, более раскованные, свободные, на вопрос отвечают искренно, доверительно относятся к взрослым. Если и возникают конфликты, умеют договариваться, идут на компромисс.
Высокий познавательный интерес, уроки самопознания проходят на одном дыхании, им всё интересно. После прогулки в осенний лес из принесённых жёлтых, красных листьев дети создали картину осеннего леса в стиле коллаж. После беседы, что им понравилось на уроке, они отметили, что картина была маленькая, не все сумели проявить свое творчество. Тогда и возникла идея создания большой картины из природных материалов. Дети проявили смекалку, творчество, показали свое умение трудиться творчески, всем классом. И картина созданная ими великолепна. Из камней, соломки, бусинок, осколков стекла создан неповторимый уголок нашего края, берег озера.
Я как психолог, считаю, что дети этого класса имеют большой творческий потенциал, благодаря этой технологии».
Кулманбетова Р.Ш., директор школы:
...В экспериментальном классе усиливаются познавательный интерес, активность, желание учиться. За год обучения в нашей школе появились качественно новые дети. Учеников отличает достойное, равное со взрослыми поведение, любое общение с ними доставляет радость.
Это высоконравственные дети, способные сопереживать, сострадать, заботиться, быть отзывчивыми. Например, очень бережно относятся к однокласснику со справкой МПК. В новогодних поздравлениях наших детей преобладают не потребительские интересы, а пожелания друг другу хорошей учебы и счастья, здоровья родителям, близким и даже такое: «Хочу, чтобы папа поймал щуку 100 кг и подарил директору, а она накормила всех голодных детей».
Им присущи коллективизм и взаимоподдержка.
Отличаются эти дети от обычного класса и в психологическом плане: всегда бодрые, в хорошем настроении, доброжелательные, не конфликтные, умеют договориться. Очень коммуникабельны. Могут найти общий язык с любым человеком. Например, остановить в фойе директора и по очереди всем классом рассказать стихотворение. С удовольствием посещают школу. Школа для них - радость - так они подписали свои рисунки, на которых должны были отразить свое отношение к школе.
При оценке физического здоровья можно отметить высокую работоспособность на уроках, хороший аппетит, опережение своих ровесников в росте в среднем на 5,4 см. Вес в пределах нормы. За прошедший год ни у кого не появился сколиоз,