Упражнение на развитие чувства движения

Ах, как медленно ползет - идем по кругу, руками сворачиваем улит –

По земле улитка. ку на голове.
На спине она везет. - шевелить рожками – пальчиками

Шоколада плитку - двигаться очень медленно.
Если б я улиткой стал,
Я бы сразу побежал. -каждый бежит, как может.

2. Длинноногий журавель
Длинноногий журавель - идем с прямой спиной, руки
По лугу ходил весь день - на поясе, ноги высоко поднимать
Только ноги промочил - стряхнуть воду с ног.
Выбился совсем из сил. - тело обмякло, руки повисли.
А когда совсем устал,
Одну ножку он поднял - стоим на одной ноге.
И немножко постоял… - стоим сколько можем.
Глубоко потом вздохнул - глубокий вдох, взмах руками
Крыльями легко взмахнул - тело вытянуто,
И красиво полетел - «летим» по кругу все быстрее и быстрее
Полетел, полетел,
А потом на крышу сел. - остановка, сели.

Устала метель -
Все дела, да дела,
Залезла на ель
И следы замела.
На лапах зеленых
Свернулась она.
И лес облегченно
Вздохнул: «Тишина…..»

Т. Золотухина.

(это стихотворение читается для выделения главных слов в тексте, для правильного их интонирования, иногда это называется «выразительное чтение»)


В Т О Р О Й К Л А С С
Во втором классе в работу с ритмами берется трехсложная стопа, которая гармонично соединяет дыхание ( движение легких) с биением сердца и циркуляцией крови. Движения, сопровождающиеся стихами, должны быть осмыслены, а ритм должен точно восприниматься через хлопки и шаги.
Ноги - на коротких звуках дети работают на цыпочках, на длинных звуках опускаются на всю стопу.
Руки – на коротких звуках хлопок очень тихий, на длинных звуках сильный удар ладонями.
Ребенок должен слышать звук, и художественный аспект речи, идущий из глубины души поэтому кричать и громко читать стихи не рекомендуется
Дактиль – падающий ритм, помогает развивать чувство мышления (-vv-vv-vv-)

Дума за думой, волна за волной,
Два проявленья стихии одной;
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море,
Здесь в заключении, там, на просторе,
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно пустой.
(Ф. Тютчев)

Есть время природы особого света
Неяркого солнца, нежнейшего зноя,
Оно называется бабие лето.
И в прелести спорит с самою весною.
(О. Бергольц)
(упражнение можно проговаривать через передачу мячиков по кругу)

Лесные шорохи
Ночью старая сосна,
Полусонная со сна
Шепчет маленьким детишкам,
Озорным сосновым шишкам:
«Тихо шишки, не шалите!
Лучше спите, крепко спите,
Шарит ветер по вершинам,
Рыщет ветер лощинам,
Свищет ветер да шумит,
Ищет ветер, кто не спит!
Непослушных ищет ветер.
Спите, дети. Спите, дети».
Шишки глазки закрывают,
Шишки быстро засыпают.
Ветерок же возле них
Пошуршал…и сам затих.
( А. Алесандров)
(На первых 2-х строках дети работают в ритмом либо через шаг, либо через руки его проговаривают, второе четверостишие дети инсценируют, как бы усыпляя, затем руками показывают движения ветра, последнее четверостишие дети с закрытыми глазами успокаиваются и все замирают)
Анапест – повышающийся ритм, формирует чувство( vv-vv-vv-)

Колокольчики.
Сколько их расцветало недавно,
Словно белое море в лесу
Теплый вечер качал их так плавно,
И берег молодую красу.
(В Соловьев)
Ничего не проси, ничего не желай.
Пусть лишь только любовь перельется за край.
Пусть лишь только любовь нарастает, как вал,
Ты меня сотворил. Ты мне мир этот дал.
( З. Миркина)
(анапест связан с культом Дионисия и ритмический танец воины исполняли перед уходом на войну и назывался он «Танец войны», затем по приходу с войны они снова в этом же ритме танцевали танец, но уже «Танец мира» ( танец Энергий). Этот танец помогает самых сварливых и неспокойных детей делать спокойными и мирными. Повышает тонус, активизирует).

Амфибрахий - качающийся ритм, формирует волю (v-vv-vv-vv-)
Сижу за решеткой в темнице сырой,
Вскормленный в неволе орел молодой.
Мой грустный товарищ, махая крылом
Кровавую пищу клюет под окном.
(А. Пушкин)

Амфимакр – (-v-)
Тих как мех,
Тих как лев,
Губы в смех
Брови в гнев
Выше звезд
Выше слов,
Во весь рост
Крысолов.
( М. Цветаева)
(Эти поэтические четверостишия можно « прошагивать» в ритме, можно работать с мячами, или палками).

Падающий ритм для формирования «Я»
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают
Гуси, грачи, журавли,
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмем по корзинке,
В лес за грибами пойдем.
Пахнут лесные тропинки
Вкусным осенним грибком.
Мы под дождем не намокнем,
Пусть моросит с высоты.
Мы через лужицы скачем,
И раскрываем зонты.
(М. Ивенсен)
(Для каждой строчки данного стихотворения рекомендуется делать большое падающее движение в круге, или по кругу).


Повышающийся ритм


Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят шумный брег,
Бегут и блещут и гласят….
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
(Ф. Тютчев)
(бег по кругу, или через одного, на последнем слове каждой строки прыжок, или хлопок над головой. В работу можно включать передачу мячиков по кругу считая «двойками», «тройками»).


Тихий стих
Это тихий тихий стих, -шаг
По квартире ходит Тих, -шаг
Ходит тихо на носках, -шаг
В теплых вязаных носках. -шаг
«Не шуми, ходи как я, -шаг
Дремлет бабушка твоя»- -шаг
Шепчет на ухо мне стих, -шаг
Этот тихий тихий Тих! -шаг


(упражнение имеет отношение к «тречастному шагу» и «прошагивается» оно следующим образом: дети идут по кругу, поднимая и опуская правую или левую ногу на длину одной строки, важно следить за тем, как они поднимают колено и переносят медленно в ритме стиха и ногу и вес своего тела, после рубикона можно читать это стихотворение, шагая назад).


Мой веселый звонкий мяч!
(начиная проговаривать эти стихи педагог раздает из корзинки мячи и пускает их по круг)

Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал.
Ты, пятнадцать раз подряд,
Прыгал в угол и назад.
(собирает мячи)
А потом ты покатился
И назад не воротился,
Покатился в огород,
Докатился до ворот,
Подкатился под ворота,
Добежал до поворота,
Там попал под колесо
Лопнул, хлопнул_
Вот и всё! (хлопок ладонями, мяч можно пропускать как в левую так и в праву сторону)

Шли мы после школы
Шли мы просто так. -шаги по кругу
Прямо и направо, -соответственно тексту
А потом назад! - движение назад
А потом налево, -поворот налево
А потом кругом! -поворот кругом
А потом вприпрыжку, -скачки
А потом бегом! - бег по кругу.

Т Р Е Т И Й К Л А С С


Во третьем классе в работу с ритмами берется четырехсложная стопа, пеон . В этот период ребенок начинает отделять мир от себя и в работу рекомендуется брать пейзажную лирику, рифмовки, «Калевалу». Дети начинают понимать внутреннюю красоту языка. В работе с согласными у него идет подражание внешнему миру и действию, в работе с гласными он выражает свои чувства. И тогда язык это место встречи симпатии и антипатии. Рассказываемое и читаемое должно привлечь внимание ребенка, интерес, и когда он есть, то в душе пробуждается своего рода тихое удовольствие, а оно физически проявляется в тонкой секреции желез, которая рассасывает отложение солей, возникающее при чтении, рассказывании и зазубривании неинтересного материала. Нельзя допускать, чтобы дети скучали иначе в организме будут вырабатываться и распределяться нерастворимые соли, тем самым способствуя заболеваниям, связанным с обменом веществ. Особенно для девочек, зубрежка и невозможность облечь материал в форму душевных рассказов, которые вызывают удовольствие, как результат появляются мигренеподобные состояния и начинение организма мелкими шпорами, которые не рассасываются. И если дети движутся в разных пеонах, то течение ритма переживается как течение реки.

Падающий пеон - (-vvv-v)


Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И от снега сразу
Поле побелело,
Словно пеленою
Все его одело.
(А. Суриков)

Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше,
И весна милей….
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что их стран далеких

Принесла с собой.
(А. Плещеев)

Наши рекомендации