Развитие чувства ритма ребенка
Упражнение для растяжки позвонков.
Что выше леса? -потянуть вверх.
Что краше света? - руки идут вниз, до уровня плеч.
Быть может, в сердце солнце это? - руки плавно уходят вниз, снизу доходят до - - груди, соединяя при этом в домик.
Одуванчик
Уронило солнце лучик золотой, - руки сверху опускаются вниз вместе с телом
Вырос одуванчик первый, молодой! - подъем тела с руками. солнцу.
У него чудесный, - поворот с вытянутыми руками вправо.
Золотистый свет! - поворот с вытянутыми руками влево.
Он большого солнца, - руки идут наверх.
Маленький портрет! - ладони собираются в домик и идут к груди.
Упражнение «Гномы»
(для разминки ног, и развития творческого воображения)
В горном ущелье есть каменный грот.
Живет там веселый и дружный народ! - ритмичное движение по кругу
Подземные гномы не спят ни минутки, - ладони рук положить под щечку
Куют и куют и куют! - кулачками стучат об кулачки
И секрет свой от глаз любопытных скрывают! - таинственно
Их тайны никто, никогда не узнает!
Замри! Не дыши! Только слушай и слушай! -дети указывают действие
И, не спеши!
Т Р Е Т И Й К Л А С С
Во третьем классе в работу с ритмами берется четырехсложная стопа, пеон . В этот период ребенок начинает отделять мир от себя и в работу рекомендуется брать пейзажную лирику, рифмовки, «Калевалу». Дети начинают понимать внутреннюю красоту языка. В работе с согласными у него идет подражание внешнему миру и действию, в работе с гласными он выражает свои чувства. И тогда язык это место встречи симпатии и антипатии. Рассказываемое и читаемое должно привлечь внимание ребенка, интерес, и когда он есть, то в душе пробуждается своего рода тихое удовольствие, а оно физически проявляется в тонкой секреции желез, которая рассасывает отложение солей, возникающее при чтении, рассказывании и зазубривании неинтересного материала. Нельзя допускать, чтобы дети скучали иначе в организме будут вырабатываться и распределяться нерастворимые соли, тем самым способствуя заболеваниям, связанным с обменом веществ. Особенно для девочек, зубрежка и невозможность облечь материал в форму душевных рассказов, которые вызывают удовольствие, как результат появляются мигренеподобные состояния и начинение организма мелкими шпорами, которые не рассасываются. И если дети движутся в разных пеонах, то течение ритма переживается как течение реки.
Падающий пеон - (-vvv-v)
Белый снег пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И от снега сразу
Поле побелело,
Словно пеленою
Все его одело.
(А. Суриков)
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше,
И весна милей….
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что их стран далеких
Принесла с собой.
(А. Плещеев)
Впередстремящийся пеон - (v-vvv-vv)
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её заречную
С нарядными оплечьями,
ТО ясную, кипучую,
То грустную, колючую.
(А. Афанасьев)
Волнующийся пеон - ( vv-vvv-v)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
( А. Пушкин)
Повышающийся пеон - (vvv-vvv-v)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
( А Пушкин)
(упражнение читается вместе с ритмическим движением шагов по кругу
Это снова весна!
После стольких метелей
Как чиста и наивна
В желании делать добро,
Размораживать почки,
Ростки молодые лелеять
В потемневшие реки
Горстями бросать серебро!
Хориямб - (-vv-)
Сад весь в цвету,
Вечер в огне,
Так освежительно-радостно мне!
Вот я стою,
Вот я иду,
Словно таинственной речи я жду.
Эта заря,
Эта весна
Так непостижна, зато так ясна!
Счастья ли полн,
Плачу ли я,
Ты - благодатная тайна моя.
(А. Фет)
Волю смирить,
Гнев обуздать,
Сильной рукой
Слабых поднять.
Мир победить -
Значит душе
Мир даровать.
Свет – в голове,
В сердце – любовь,
В теле - покой.
( А. Наттери)
(хориямб в переводе «хор ямбов», но может, имеет место быть слияние ямба и хорея, двух противоритмов. И когда эти два ритма уравновешиваются, то возникает завершенный и очень приятный ритм, дающий радость, пищу для фантазии. При передаче мячиков по кругу в этом ритме есть ощущение будто мы качаемся на волнах этого ритма).
Йоникус- - (vv-vv)
Где вы, дни мои,
Дни весенние,
Ночи летние,
Благодатные?
Где ты, жизнь моя,
Радость милая,
Пылкой юности
Заря красная?
С какой гордостью
Я смотрел тогда
На туманную
Даль волшебную!
Там светился свет
Голубых очей;
Там мечтам моим
Конца не было!
Но, среди весны,
В цвете юности,
Я сгубил твою
Душу чистую...
Без тебя, один,
Я с тоской гляжу,
Как ночная тьма
Покрывает день...
(А. Кольцов)
Ау, ау, аукаем,
По сырым боркам приаукиваем.
По горстке в лукошко -
Нам ягодок немножко,
Ау, ау, аукаем!
Ч Е Т В Е Р Т Ы Й К Л А С С
В четвертом классе должным образом входит новый ритм, который называется аллитерация. Этот поэтический ритм построен на жезловой рифме, которая способна увлечь волю, устремив ее в речь и дыхание. Эта поэтическая форма раскрывается очень хорошо тогда, когда в руках у ребенка уже не мячик, а палочка (медная или деревянная)и он ее на аллитерационном звуке выпускает из руки и моментально подхватывает, упасть она не должна. Этот поэтический ритм придает речи вместо громкого ударения, часто идущего от головы, благозвучное наполнение. Иногда аллитерация звучит как хоровое чтение группы, что достаточно сложно для исполнения детьми в данном возрасте.
Истина! Исстари
Слово мы слышим
о доблести данов,
о конунгах датских,
чья слава в битвах была добыта!...
(черным шрифтом выделен аллитерационный звук, который проговаривается с бросание палочки вниз).
Развитие чувства ритма ребенка
В возрасте 7-8 лет дети, как правило, владеют обычным шагом, на который легко ложится двухсложная поэтическая стопа ямба и хорея. Соприкасаясь с этими ритмами ребенок осуществляет тактирование через «прошагивание» стихов, соотнося сильную долю с длинным шагом, слабую с коротким. Это приводит к первичной устойчивой ритмизации. В процессе работы он знакомится с рифмой, переживая ее внутренние законы и красоту. Как правило, в этот период обучения развитие чувства ритма и развития речи связаны воедино.
Следующим этапом развития чувства ритма является более сложный трехчастный шаг, работа с которым помогает ритмизации физиологических процессов, т.к. у ребенка этого возраста считается нормой, что один вдох соответствует трем ударам пульса.
Таким образом, через поэтические ритмы ямба и хорея уравновешиваются удары пульса с движением крови.
На втором году обучения работа над развитием чувства ритма и речи усложняется. Основой для работы с ритмической системой ребенка является трехсложная поэтическая стопа (дактиль и анапест), которая помогает частоте пульса и дыханию уравновеситься. Работа с этим ритмом трудна для ребенка, т.к. руки и ноги, фиксирующие слог в движении, а также его длину постоянно меняются. Для точности обозначения ударного слога вводится предмет (мяч, палка, газовый платок и т.д.) Упражнения с ритмами и речью усложняются хлопками в соединении с ускорением шага, попеременного шага на пятках, на цыпочках, длинного и коротких шагов.
Для художественного познания и восприятия звука своего голоса берутся считалки, хороводные игры, произведения связанные с миром растений и животных в том числе, басни. Таким образом, в течение двух лет обучения осуществляется главная задача– инстинктивное проживание ритма через рифмы и такт.
Результатом освоения поэтических ритмов дактиль, анапест, амфибрахий является гармоничное воссоединение дыхания ( движения легких) с биением сердца и циркуляцией крови.
На третьем году обучения работа над развитием речи ребенка имеет первоначальное значение. К этому времени он приобрел достаточное понятие о ритме и такте, и теперь у него впервые пробуждается способность осмыслить все то, что ранее было пережито им музыкально и ритмически. Благодаря языковым упражнениям ребенок начинает ощущать динамику языка и формообразующие основы речи, так как гласный звук несет нечто музыкальное, согласный - пластичное, а речь человека объединяет в себе и то и другое. Ребенок учится говорить в замедленной манере речи, чтобы непосредственно обращаться к мысли. На смену освоенным формообразующим основам гласного и согласного звуков приходит работа над динамикой речи, над освоением ударного слога (былинный эпос, пословицы, поговорки, скороговорки). Работа над развитием речи опирается на ритм четырехсложной стопы пеон (падающий, впередстремящийся, волнующийся, повышающийся, хориямб, йоникус). Этот стихотворный ритм способен дать разнообразие форм движения, их динамику.
После трех лет обучения дети в основном овладевают поэтическими ритмами: двухсложная, трехсложная стопа, трехчастный шаг, которые помогают им скоординировать свое тело в пространстве через работу с соответствующими поэтическими ритмами.
Работая с ребенком над развитием речи, и ритмом в третьем классе мы приводим в надлежащий порядок его систему обмена веществ.
Переход к четвертому году обучения совпадает с выходом из возрастного кризиса, когда ребенок пережил свой разрыв с миром и теперь может ощущать себя внешним наблюдателем. Теперь у него возникает необходимость выстроить мосты с этим отдельным от него миром. В этом возрасте зарождается способность к самостоятельному мышлению с одной стороны, и воли с другой. Поэтому дать ребенку ощущение некой силы внутри себя, приводящей к гармонии поможет работа с аллитерацией( жезловый ритм в котором живет осознанное пульсирование) и специальные речевые упражнения для развития четкой дикции, переживания плавности и красоты речевого потока, на закругление звуков и на членение речи. Благодаря этим пяти компонентам у ребенка устанавливается правильное соотношение между циркуляцией крови и дыханием.
Данную ритмическую часть можно проводить любому педагогу, если он заинтересованв развитии творческого потенциала ребенка, в виде динамических пауз во время уроков.
Разбалансированность ритмической системы ребенка вызывает нарушение координации тела в пространстве. Поэтому в программу обязательно вводится блок упражнений на: равновесие тела, движение по прямой и кривой линиям, по кругу, деление круга на внутренний и внешний, закрепление право-левостороннего движения, поиск точки опоры через прыжки.
Данную ритмическую часть можно проводить любому педагогу, если он заинтересованв развитии творческого потенциала ребенка, в его здоровьесбережении в виде динамических пауз во время уроков.
П Е Р В Ы Й К Л А С С
В первом классе в работу с ритмами берется двухсложная поэтическая стопа, которая связана с движением крови в его теле. И тогда важно чтобы в работе с ним, жили три ритма:
Хорей- падающий ритм, живет в согласных звуках, выражен через идеи, которые живут в нас, и ответственен за развитие интеллекта ( - длинный звук, v – короткий звук.)
( -v-v-v-v)
Листья. М. Лисовая.
Листья солнцем наливались
Листья солнцем напитались,
Налились, отяжелели,
Потекли и полетели,
Зашуршали по кустам,
Поскакали по сучкам,
Ветер золото кружит
Золотым дождем шумит.
(поэтический ритм, возможно, декламировать всем классом шагая простым шагом, либо производя движения руками – длинный, короткий, длинный короткий жест рук в центр и вниз)
Ямб – повышающийся ритм, живущий в гласных звуках, выражен через развитие чувств.
(v-v-v-v-)
Гнездо ласточки. И.Никитина
Кипит вода, шумит ручьем,
На мельнице и шум и гром
Колеса то в воде шумят,
А брызги вверх огнем летят
От пены-то бугор стоит,
Что мост живой весь пол дрожит.
Шумит вода, рукав трясет,
На камни рожь дождем течет.
Под жерновом муку родит,
Идет мука, в глаза пылит.
( поэтический ритм, возможно, декламировать всем классом шагая простым шагом, либо производя движения руками – короткий длинный, короткий длинный жест рук вниз и в центр)
Спондей– спокойный ритм, который уравновешивает интеллект и чувства через развитие воли.
(- - - - - -)
Взмах крыл. А. Наттери
Взмах крыл. Рвусь ввысь.
Я есмь. То бысть.
Сто солнц ткут жизнь.
Пью свет. Свет – цвет,
В дне глаз – плеск брызг,
Семь врат – вход в рай,
Да в ад – раз врал.
Двух волн встал вал,
Три дня Бог ждал.
(поэтический ритм «зашагивается » ровно и спокойно)
Особое внимание уделяется Ритму, Такту, Звуку, Рифме. А это значит, что с детьми просто необходимо работать над развитием этих качеств.
Шаг - оживляет речь, помогает артикуляции. Через движение ног ребенок учится правильно строить предложения.
Весенние воды. Ф. Тютчев
Еще в полях белеет снег,
А волны уж весной шумят_
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят….
Они гласят во все концы
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
(дети идут по кругу и на последнем слоге можно либо прыгнуть, либо если есть мячики, ударить ими об пол, либо хлопнуть в ладоши)
Шли мы и гуляли,
Шли мы просто так.
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом налево,
А потом кругом.
А потом вприпрыжку!
А потом бегом!
(упражнение иллюстрируется соответственно тексту)
Вовлечение в работу кистей рук поясняет внутренний жест речи, ее течение, наполняет речь гармонией. Если у ребенка нет гармонии в движении рук, речь его будет каркающей и неблагозвучной.
Левая и правая – - разводим руки
Водят поезда. - крутим огромное колесо
Левая и правая - -разводим руки
Строят города. - укладываем кирпичики вверх
Левая и правая - разводим руки
Могут шить и штопать. - Шьем иголкой
Левая и правая - разводим руки
Могут громко хлопать! -хлопаем в ладоши
А когда приходит ночь - ладошки под щечку
Ручки так устали, -показываем ладошки
Левая и правая - разводим руки
Спят на одеяле. -укладываем руки друг на друга
Работа с пальцами содействует восприятию речи и развитию способности говорить. Если нет жизни в пальцах, то у него не возникнет чувства того, как следует модулировать голосом при говорении.
Раз, два, три, четыре, пять!-сгибать пальцы левой руки по очереди
Будем пальчики считать!
Крепкие! - сжать кулачок.
Дружные!
Все такие нужные! - разжать кулачок
Раз, два, три, четыре, пять! - повтор счета как вначале.
Пальчики быстрые! - пальцы бегут по телу и коленям.
Хоть не очень чистые! - прятать за спину.
Две сестрицы, две руки,
Рубят, строят, роют.
Дружно полют сорняки,
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки
Левая и правая
Воду моря и реки
Загребают, плавая (имитация слов в движениях)