Подборка текстов для составления рассказов с использованием фланелеграфа
Чайник-начальник
Вот наша кухня (появляется стол с посудой и плита). На плите - чайник (на плиту ставится чайник) - всей посуды начальник. В нем вода кипит. Будем чай пить.
Еж и кот
Ежик к нам во двор зашел (появляется еж). Еж арбузную корку нашел (появляется арбузная корка). Пока еж корку ел, сзади к нему кот подкрался (появляется кот). Кот на ежа - прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал, да домой убежал (кот убегает).
Алеша потерял галошу
У Алеши во дворе пропала галоша (появляется фигура мальчика, на одной ноге нет галоши). Он ее искал - не нашел. Бабушка галошу искала, искала - не нашла (появляется фигура бабушки). Мама искала - не нашла (появляется фигура мамы). А вот солнышко вышло (наклеивается солнце), лужу осушило и галошу нашло (наклеивается галоша).
Рассказы с элементами размышления
Жил у Танюшки маленький черный котенок Тишка. В углу в корзине стоял мешок с мукой. Играл Тишка с мячом. Стало ему скучно, и решил он забраться на мешок. Лез, лез и вдруг - исчез. Зовет Танюшка Тишку, а из мешка вылезает какой-то незнакомый, белый котенок. Заплакала Танюшка: куда делся ее любимый Тишка?
Вот так помощник!
Сели Катя и Дима обедать. Дима - ложка за ложкой - самый первый съел и суп и второе. А Катя ест плохо: ложку супа съест и вертится. Смотрел, смотрел на нее взял котлету из Катиной тарелки и съел. Обиделась Катя и заплакала: "Зачем ты мою котлету съел?" А Дима тоже обиделся и говорит: "Я хотел как лучше, тебе помочь!"
Сила не право
Прибежал Митя в сад; выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке.
Таня стояла и плакала. Выбежал из дома старший брат Мити Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь.
Митя побежал жаловаться отцу, а отец сидел у окна и все видел.
Что сказал отец Мите?
(К.Ушинский)
Один
Вышел Саша гулять во двор. Вынес много игрушек: и мишку, и машину, и ружье, лопатку с ведерочком.
Подошли к нему Сережа и Алеша, хотели все вместе играть.
Саша игрушки крепко к себе прижал:
- Не трогайте, не берите, мои игрушки.
Постояли мальчики около Саши и ушли. Пусть один играет. Саша играл, играл. Наскучило ему одному быть. Зовет детей, а их и след простыл.
Косточка
Купила мать слив к обеду. Очень хотелось Вале съесть сливу. Когда никого не было, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
За обедом отец говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали "Нет".
Тогда отец сказал:
- Беда, если кто проглотит косточку, то через день умрет.
Валя побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Валя заплакал.
/А.Толстой/
Увлекся
Один мальчик во время диктанта написал на промокашке своему соседу:
"Друг, не заглядывай в мою тетрадь!"
А сосед так увлекся, что списал и эту фразу. Он очень удивился, когда увидел в тетради двойку.
- За что? Ведь в диктанте не было ошибок!
Тяжелая каша
- Мало каши ел! - сказали ребята Ване, когда он с трудом подтянулся на турнике всего один раз.
- Это верно! - согласился Ваня. - От каши я всегда отказываюсь. Придется поднажать на кашу.
Через неделю растолстевший Ваня не смог подняться на турнике и один раз. Почему?
Защитник
- Чего ревешь?
- Ребята побили.
- А ты бы дал им сдачи!
- Они сильнее.
- Ну и что же, что сильнее.
- Попадись они мне сейчас, я бы им...
В это время из-за угла показались ребята.
- Разболтался я тут с тобой! - забеспокоился Боря. - А меня мама в магазин за хлебом послала.
Хитрый Женя
- Женя, побежим на перегонки.
- А кто же будет победителем?
- Тот, кто первый добежит до гаража и обратно.
- Хорошо, бежим.
- Бежим… Приготовились…
- Марш! Ну что же ты не бежишь?
- А зачем бежать до гаража? Я тебя лучше тут подожду. И тогда я буду победителем.
Больше заслужили
- Мишенька, кто мне поможет картошку чистить?
- Маша и Наташа.
- А кто папе письмо напишет?
- Тоже Маша и Наташа.
- А кто же будет, есть кашу?
- Маша и Наташа.
- Ну хорошо, а пирожное?
- Я! Я! Я! Дай мне пирожное!
- Нет, Миша, пожалуй, пирожное я тоже отдам Маше и Наташе.
- А почему не мне?
-Потому, что . . . Нет, лучше сам догадайся, почему.
(Л.П. Успенская)
Ворона и рак
Ворона поймала рака. Села на дерево над озером и сидит, а рака во рту держит.
Видит рак - беда приходит. Вот он и говорит вороне: "Помню я, ворона, твоего отца и мать. Славные были птицы!" Ворона говорит: "Угу!" А рта не раскрывает.
Рак говорит: "Помню я твоих братьев и сестер. Славные были птицы!" "Угу!" - говорит ворона. А рта все не раскрывает. Рак говорит: "Хорошие они были птицы. А все не такие, как ты. Ты лучше всех".
"Ага!" - сказала ворона и раскрыла рот. А рак упал в воду.
Словарный запас
В процессе общения с ребенком логопед получает первое представление об уровне развития его словаря. Известно, что количественные и качественные показатели словарного запаса во многом определяют уровень речевого развития в целом. Поэтому на протяжении всего обучения логопед уделяет большое внимание развитию как пассивного, так и активного словаря. При этом акцент делается на формирование у детей навыка словообразования.Оформляя пособие, рекомендуется ориентироваться на тематические циклы и разделить словарь на три категории:
а) предметный;
б) глагольный;
в) словарь признаков.
Важно выделить не только названия и признаки самих предметов, но и их частей (профессии людей и соответствующие им атрибуты; животных и их детенышей; явления природы, различные действия и их качества и т.д.).
Необходимо не только наращивать словарь в количественном отношении, но и расширять значения слов, формировать их обобщающую функцию, следить, чтобы ребенок правильно употреблял эти слова в самостоятельной речи. Учитывая, что у дошкольников ведущей является игровая деятельность, обучение проводится с использованием различных дидактических игр. Например:
ЛОТО
"Что забыл нарисовать художник" (предмет и его части)
"Наши папы, наши мамы" (профессии людей)
"Большие и маленькие" (животные и их детеныши)
"Кто где живет?"
"Домашний повар" (продукты питания)
"Волшебная грядка"
"Чей хвост, чья голова?"
"Праздничный букет"
"Волшебный лес"
Игра "Скажи наоборот" (подбор антонимов) : холодный, чистый, твердый, толстый, тупой, мокрый, старший, светлый, просторный, враг, верх, проиграть, поднять. . .)
"Вкусный сок"
"Волшебный дом"
"Модное платье"
"Угадай, что я задумала?" (предмет и его описание)
"Кто с кем дружит?"
(дом, домик, домище; снег, снеговик, подснежник; садовник, сад, посадки, садик,…)
"Позови к себе слова"
(Пыль сосет - пылесос; снег идет - снегопад; листья падают - листопад; сам летает - самолет; сам варит - самовар; пар везет - паровоз и т. д.).
" Измени по образцу"
Плавать - пловец, пловчиха;
учить - учитель, ученик,
ученица; петь - певец, певица;
танцевать - танец, танцовщик, танцовщица;
строить - стройка, строитель и т. д.
"Кто больше слов скажет?"
( подбор однородных подлежащих, сказуемых, определений):
Летает кто? (птица, бабочка, жук, комар, муха, стрекоза, самолет, вертолет, шар и т. д.);
Собака что делает? (лежит, сидит, бежит, грызет кость, лает, кусает, дом сторожит, хвостом виляет, рычит и т. д.).
Сок какой? (вкусный, сладкий, кислый, горький, яблочный, жидкий, холодный, прозрачный и т. д.).
Грамматический строй речи
При нормальном речевом развитии ребенок уже в трехлетнем возрасте пользуется простым распространенным предложением, изменяя слова по лицам, числам, падежам. Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления происходит на протяжении последующих лет Логопед и воспитатель должны помочь детям с отклонениями в речевом развитии ускорить процесс преодоления аграмматизма и помочь сформировать полноценное общение
В связи с этим в коррекционной работе используется ряд пособий:
- набор сюжетных картинок для составления предложений разных моделей:
Кто? Что делает? Что?
Кто? Что делает? Что? Чем?
Кто? Что делает? Что? Кому?
- распространение предложений путем введения однородных членов:
Мама шьет платье.
Мама шьет красивое платье (шелковое, летнее, нарядное, легкое).
Наборы предметных картинок для составления предложений:
Девочка - помидор; мальчик - рыба; Мама - рубашка; дедушка - книга и т.д.
Наборы карточек (опорных слов)для составления предложений:
Мальчик, мост., стоять, на.
Девочка, кормить, рыба, аквариум, в.
Учительница, писать, слова, доска, на, мел.
Наборы карточек (предложений) с замененным словом на картинку или символ:
Девочка увидела на (цветок) большую разноцветном (бабочка).
Мальчик ловит красивую
Котенок спрятался большой
Щенок залез письменный стол
ЛОТО
"Кто чем питается?"
"Кто чем защищается?"
"Кого увидели в зоопарке?"
Набор парных картинок на понимание грамматических форм: