Советы классному руководителю, воспитателю
Трудный подросток постоянно нуждается в помощи, нужно помочь ему в учебе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Помогать и систематически контролировать, опираясь на актив класса. Всесторонне изучать личность подростка, знать его дарования, интересы, увлечения и использовать их в воспитательных целях.
Быть объективным по отношению к трудному подростку, никогда не обвинять его в том, в чем его вина не доказана.
Критика подростка должна быть конкретной, по существу. Критиковать не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, нужно проявлять при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
Нельзя учителю в пылу нервного возбуждения дать волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах типа: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это отталкивает подростка, озлобляет его и еще более затрудняет процесс общения с ним.
Классный руководитель должен всегда быть оптимистом и открыто выражать надежду не исправление трудного подростка, не закрывая перед ним перспективы положительных изменений.
Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в проведении подростка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.
Быть доброжелательным и строгим, уступчивым и принципиальным: не делать поблажек трудному подростку, не заигрывать с ним и в то же время уметь кое-что прощать, «не заметить"
V. Документация КР:
1. Анализ воспитательной работы (полный, не путать с отчетом)
2. План воспитательной работы :
§ - диагностическая характеристика уч-ся (указать «трудных», «неблагополучных», с отклонениями в поведении или развитии и т.д.)
§ - цели и задачи на год
§ - план сетка по месяцам и неделям (работа по основным направлениям – точно указывать темы)
§ - страничка ПДД (и в плане и отдельно вынести занятия 1р/месяц)
§ - страничка родительских собраний (1р/чет. Строгое соответствие тем ВП, общешкольному плану)
§ - план работы с «группой риска», др. группами детей
§ - дневник наблюдений (на каждого заводится страничка: Ф.И.О., данные о семье, телефон, далее вся работа – беседы с детьми, родителями, посещение на дому, разговоры по телефону, разбор на Совете Профилактики, обращение в др.инстанции – указать причину и результат)
3. Социальный паспорт класса
4. Анкеты с анализом (диагностика уровня воспитанности за все годы работы с классом)
5. Фотоальбом класса
6. Отражение работы по направлениям в сценарном виде (цели, задачи, ход, выводы)
7. Протоколы родит.собраний
Бланк
Отчет
классного руководителя_______класса_____ за __________четверть
Проведены родит.собрания:________________________________________________________
(указать дату, количество присутствующих , тему)
Проведеныы занятия по
ПДД:__________________________________________________________________
(указать дату, тему)
Проведены тематич.кл.ч.:__________________________________________________________
(указать дату, тему)
В каких общешкольных мероприятиях участвовали (дата, название, количество уч-в):
Учет пропусков занятий без уважит.причин (Ф.И., количество дней, кол.уроков). Проведенные виды работ (индив.беседа, беседа с родителями, посещение семьи, обращение в СП, классное собрание и др.) и результат:
Подпись КР__________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Классному руководителю для подготовки в конце учебного года
Уважаемый классный руководитель!
Закончился учебный год. Руководство школы еще раз напоминает вам о том, что необходимо сделать для организованного окончания учебного года и подведения итогов своей работы.
1. Сделать и сдать итоговую ведомость успеваемости, зафиксировав результаты успеваемости для себя в тетради классного руководителя, чтобы знать, от чего отталкиваться в будущем учебном году. Проанализировать результаты успеваемости и поставить для себя задачи по индивидуальной работе с учащимися на будущий год.
2. Оформить и сдать журнал.
3. Оформить личные дела учащихся, проверить наличие всех личных дел,
4. Добиться того, чтобы все учащиеся сдали книги в библиотеку, иначе вы не сможете получить учебники на класс в конце августа.
5. Проверить, довели ли вы до каждого ребёнка и его родителей итоги окончания учебного года.
6. Тщательно подготовиться к собеседованию с руководством школы по итогам классного руководства в учебном году. Для чего иметь с собой во время собеседования:
– План работы с классным коллективом на год по разделам:
– Характеристика класса, задачи.
– Работа с учителями класса.
– Работа индивидуальная с учениками.
– Работа с родителями.
– Массовые воспитательные дела.
– Участие класса в делах школы.
– 4 листка календарного планирования;
– Краткий в 1–2 странички отчет о работе: что получилось, что не выполнено и почему.
– Материалы классных часов, вечеров, огоньков и любых других дел, проведенных в течение года с классом.
– Материалы родительских собраний,
– Материалы педагогической фиксации наблюдения за воспитанниками,
– Педагогические характеристики на учеников класса,
7. Продумать, как Вы будете работать в будущем году с классом (объем работы, цели и задачи, главное дело, предложение в план).
8. Также прошу Вас быть готовыми к ответу на следующие вопросы:
– перечислить дела внеурочные, которые были в течение года;
– назвать учеников (фамилия, имя), которые закончили учебный год на 4–5, с одной «3» назвать учеников (фамилия, имя), которые активно участвовали в жизни класса и школы;
– назвать фамилии лучших старших дежурных, работавших в течение года;
– назвать количество посещенных уроков и проблемы, возникающие в работе с членами педагогического совета класса;
– показать, какую форму учета успеваемости учеников класса использует классный руководитель и как доводит результаты до сведения родителей;
– назвать учеников, уровень воспитанности которых высокий, средний с точки зрения классного руководителя;
– назвать фамилии учеников, которых мы считаем сложными, которые вызывают наше беспокойство;
– рассказать как прошло, итоговое родительское собрание, какие традиции были сохранены;
– рассказать, в какой форме были высказаны учащимися в конце года оценки, советы, рекомендации по организации самовоспитания;
При собеседовании не представляется обязательным осветить все вопросы, но каждый классный руководитель должен продумать все вопросы и высказать свою точку зрения.
VII. Вопросы к собеседованию по планированию работы на учебный год
К собеседованию надо иметь с собой:
– План-сетку на 1 четверть,
– Словесный план в тетради.
– Знать день классного часа,
– Назвать тему самообразования по воспитательной работе,
– Назвать тему и время открытого дела.
– Назвать форму наблюдения за учениками класса с целью составления характеристики.
Начало формы