Организация коррекционной педагогической работы

Распорядок дня

В утренние часы в группах для детей с ФФН проводятся ежедневно фронтальные занятия – логопедические и воспитательские.

I занятие с 9 ч до 9 ч 30 мин;

II – с 9 ч 40 мин до 10 ч 10 мин.

После второго занятия воспитатель ведет одну подгруппу детей на прогулку, остальные занимаются с логопедом.

Во второй половине дня воспитатель ежедневно (с 15 ч до 15 ч 30 мин) проводит подгрупповые и индивидуальные занятия по заданию логопеда, а с 16 ч 30 мин до 17 ч одно из занятий (4–5 раз в неделю) – согласно специально разработанной сетке.

Подгрупповые занятия

В подгруппы подбирают детей со сходными недостатками речи. Состав подгрупп в течение года может изменяться в зависимости от конкретных целей и задач того или иного периода обучения и индивидуальных успехов каждого ребенка.

Рекомендуется отдельно проводить занятия с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие при достаточном уровне развития грамматического строя речи. Занимаясь с этими подгруппами, логопед сосредоточивает свое внимание на постановке и закреплении произношения звуков, на дифференциации их и анализе звукового состава речи. В другие подгруппы объединяют детей, речевые недостатки которых касаются не только фонетики, но и лексики, и грамматики, т. е. детей с элементами лексико-грамматического недоразвития речи. На занятиях с этими подгруппами кроме всего перечисленного логопед уделяет много времени и внимания развитию словаря и грамматического оформления речи. Таким подгруппам следует отводить значительно больше времени, чем подгруппам только с фонетико-фонематическим недоразвитием.

С детьми, страдающими особо тяжелыми недостатками произношения (ринолалия, стертая форма дизартрии и т. п.), кроме подгрупповых занятий, могут проводиться на всем протяжении обучения индивидуальные занятия.

Воспитатель планирует свои занятия с учетом всех поставленных задач. Совместно с логопедом планируются занятия по развитию речи и по закреплению произносительных навыков.

Индивидуальные занятия

Постановку и закрепление правильного произношения звуков проводят в часы, выделенные для индивидуальных и групповых занятий.

Приемы коррекции звуков – общепринятые в логопедии. В то же время учитывается, что при фонетико-фонематиче-ском недоразвитии недостатки речи выражаются в неправильном произношении звуков, а также в недостаточном различении звуков и затрудненном звуковом анализе слова. Таким образом, перед логопедом стоят две задачи – воспитание артикуляционных навыков и развитие слухового восприятия. Как только логопед сумеет добиться правильного произношения звука, включается третья задача – выделение звука из состава слова. В педагогическом процессе эти три задачи не существуют изолированно, и на всех этапах логопедической работы так или иначе взаимосвязаны.

В тех случаях, когда у детей имеются затруднения при произношении слов сложного слогового состава, воспитание плавного, правильного произношения слов различной слоговой сложности и словосочетаний выделяется как специальная задача.

Планируя работу по постановке зв /ков, логопед учитывает следующее:

– общую последовательность логопедической работы;

– общепринятую последовательность постановки звуков.

Организация коррекционной педагогической работы

Если у ребенка нарушено произношение нескольких групп звуков, например свистящих и шипящих, р и л, и в то же время нарушено озвончение, то рекомендуется начинать работу одновременно над всеми указанными группами, но при этом соблюдая последовательность каждой группы. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставят в следующей последовательности: с, с', з, з', ц, ш, ж, ч, щ. Озвончение начинается с з и б, в дальнейшем – от з ставится ж, от б – д, отд – г. Последовательность постановки соноровр и л индивидуализируют в зависимости от того, какой из этих звуков будет легче поддаваться коррекции. Только при условии одновременной постановки нескольких звуков, относящихся к различным фонетическим группам, логопед сможет подготовить детей, неправильно произносящих большое количество звуков, к фронтальным занятиям.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи, работоспособность. В зависимости от всех этих данных планируют индивидуальные занятия с каждым из детей. Содержание работы будет различным. С одними детьми придется проводить больше артикуляционных упражнений и больше времени планировать на постановку звуков, с другими – больше внимания уделять развитию слухового внимания, звукового анализа, воспитанию грамматически правильной связной речи.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фоне-матическим недоразвитием. – М., 1999. – С. 16–19.

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе)

<.. .> Специальными логопедическими приемами исправляют произношение звуков или уточняют артикуляцию имеющихся звуков. Выработка правильных артикуляционных навыков является одним из условий, обеспечивающих успешное решение поставленных задач. Постановка звуков или уточнение произношения уже имеющихся звуков необходимы, однако этим коррекционное обучение не ограничивается. Специальное время отводится на развитие фонематического восприятия, т. е. на упражнения в различении поставленных или уточненных в произношении звуков на слух, а также на развитие слуховой памяти.

Развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Упражнения в звуковом анализе и синтезе, с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения, в свою очередь способствуют осознанному овладению звуками речи. Это имеет громадное значение не только для подготовки к обучению грамоте, но и для введения в речь поставленных или уточненных в произношении звуков. Таким образом, упражнения, имеющие в виду анализ и синтез звукового состава слова, помогают решить две задачи – нормализовать процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Эти две задачи близки, но не идентичны. В самом деле, для овладения устной речью было бы достаточно после постановки звуков наряду с тренировочными упражнениями, направленными на закрепление произношения, научить детей различать звуки и находить их в составе слова. При этом следовало бы отрабатывать только те звуки, которые неправильно произносятся или неправильно употребляются в речи.

Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, необходимо еще научить их следующему: различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные; выделять любые звуки из состава слова; уметь членить слова на слоги, а слоги на звуки; уметь объединять звуки в слоги и слова; уметь определять последовательность звуков в слове; уметь членить предложения на слова.

Разработанная система обучения предусматривает не только подготовку к обучению грамоте, но также овладение детьми элементами грамоты. Однако обучение грамоте начинается только после 4–5 месяцев устных упражнений, имеющих в виду овладение звуковым составом языка. За это время изучают почти все звуки речи и все основные дифференцировки (взрывные – фрикативные; звонкие – глухие; свистящие – шипящие; мягкие – твердые; плавные – вибранты). Кроме того, дети овладевают в определенном объеме анализом и синтезом звукового состава речи. После такой подготовки дети легко и быстро овладевают слоговым чтением и самостоятельным письмом.

Учитывая встречающуюся у детей рассматриваемой группы некоторую задержку лексико-грамматического развития, в системе коррекционного обучения предусматривают упражнения, направленные на расширение и уточнение словаря и на воспитание связной, грамматически правильной речи.

При разработке системы обучения с фонематическим недоразвитием учтено и отставание в развитии у детей произвольного внимания. Уже сама организация логопедической работы – частичная замена индивидуальных и групповых занятий фронтальными – создает наиболее благоприятные условия для выработки сосредоточенности и развития внимания. Кроме того, в системе обучения предусмотрен ряд специальных упражнений, направленных на развитие у детей внимания к звуковой стороне речи.

Программа коррекционного обучения для детей с ФФН (в подготовительной к школе группе) рассчитана на 1 учебный год и условно разделена на 3 периода, каждый из которых направлен на решение как общих, так и частных задач.

Краткое содержание логопедической работы по периодам представлено ниже.

Программа коррекционного обучения (подготовительная группа)

Обследование детей – первые две недели обучения.

Развитие внимания к звуковой стороне речи – в течение года.

Развитие слуховой памяти – в течение года.

Воспитание умения говорить внятно, отчетливо, умеренно громко, в неторопливом темпе – в течение года.

Примерный план занятий первого периода обучения

'-!!!'. • Звуки Кол-во занятий Дифференциация звуков Подготовка к овладению
на слух в произношении
У У от   Выделение ударного
, ;:->1": '   прочих •;,,.-!<•• ;,",."• '-/>'«, гласного из начала
'•' Ы,.'.-.:'   гласных " ;? .•;' '' П :>„Л". : слова
а вот ''ч.:'':; •:.;Я(| Анализ ряда типа
    прочих К,'|'"'.' ' '• •-• • . а – у
Л*   гласных ь?!г.: •••- г . ; ' . ..;»: •'. ••• "•>••• -«' -.''••
ау   а – у  
и (пи, йот и – а; Анализ ряда типа
ми   прочих и – у; и – а – у
и др.)   гласных и – а – у  
э эот э – и –  
        ... • . • V
    прочих а – у . • ::,?'(, • •
    гласных   • , • 1 . . ..";
п,п' П – б – п'   Анализ обратного
        слога типа ап
т Т – д – к   Выделение последнего
        согласного из слов
к •"– к' К – г –    
        типа мак, кот
    т – х   -•.;: ,

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи 91

Окончание табл.

Звуки Кол-во занятий Дифференциация звуков Подготовка к овладению
на слух в произношении
п –      
т – к   Чч'"''>П' и;, VI '.Ч,: >•;•'). ,.!, Л'.-; (•••
л Л' – л –    
    Р'    
а, и,   ,.' ж ; '> V1 о – э – и – Выделение начального
11, Э     а – у согласного и гласного
(по-       после согласного (кот)
вторе-       -т.
ние)   , . . ,. .-.^ \-, ' ;• ( * '$\ '- 4;!- ч .!тлг\:->е:л,.,о , )..мЛ ,;-..
о      
х, х' X – к   ..:,
к – ж   к – х '(Д .,,в - Л . ..*, •'•- ,''!
йот   • ' 1 . • •* и "• <и : .' ' ) ' ' ' Ч • 5.1 ''. -", •'!) '.'! |4 ;
1 " • "  
        V'? •', '\ "'•* ''/ .'' ;•'
л' –   л' – йот  
йот   .(,.. !>• "V 1 , ; , ;   Ц.ЛГ: г. ')•..;.'.•!,•..;!.; '-V
ы ыот '•'••'-!,"' ; Выделение начального
  «.«',•; 1-: прочих 1.1'Г -.'>'." .- .ЧЧ*..Й согласного и последую-
    гласных ! '.п ' I1 '"( ; Г '''Т.. ^ щего гласного из слова
ы – й   ы – и типа сумка, сани. Анализ прямого слога
с С-ц-   типа су.
    з – ш – Л'!.'.',. ' . Анализ слов типа суп
    ч – щ    

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Сентябрь, октябрь, первая неделя ноября.

Фронтальные занятия – три раза в неделю,

индивидуальные и подгрупповые – ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков К, Л', X, И, Ы, С, С', 3, 3', Т', Ц, Б, Б', Р,Ш,Ли др. в соответствии с индивидуальными планами и с планом фронтальных занятий.

Г.А. Каше, Т.Б. Филичева

2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков.

3. Формирование связной грамматической правильной речи – для детей с элементами лексико-грамматического недоразвития.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков У, А, И, Э, П, ТГ, Т, К, К', Л', О, X, X', И, Ы, С (произношение звуков всем детям должно быть исправлено заранее).

2. Различение на слух звуков: всех гласных (У, А, И, Э, О, Ы), согласных Т – д – к1 (Том – дом – ком), К – г – х – т, Л' – л – ц – Р' – р, С – з – ц – Т' – га – щ.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: к – х, л' – и, ы – ц.

4. В связи с закреплением правильного произношения звуков:

– усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных);

– воспитание направленности внимания к изменению грамматических форм слова путем сравнения и сопоставления существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, дома), согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами (залаяла собака – залаяли собаки), правильного употребления личных окончаний глаголов единственного и множественного числа (моет – моют), подбора существительных к притяжательным местоимениям мой, моя, лшёит. д.;

– составление простых распространенных предложений по картинке, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшие рассказы. Заучивание текстов наизусть.

5. Подготовка к анализу звукового состава слова:

– выделение I ударного гласного звука в слове (Алик, утка, Оля), анализ и синтез ряда гласных (ау, ауи);

1 Здесь и далее прописной буквой обозначены правильно произносимые звуки, строчными – звуки, предлагаемые для сравнения.

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи_______93

– выделение последнего согласного ъ слове (мак, танк, кот);

– анализ и синтез обратного слога типа АП;

– анализ и синтез прямых слогов типа СА;

– выделение гласного в положении после согласного (кот, мак, дуб);

– полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

Формирование произношения и подготовка к усвоению грамоты

Этот период длится около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделяется:

1) овладению детьми наиболее легкими для произношения звуками;

2) постановке отсутствующих звуков;

3) подготовке к звуко-слоговому анализу слов.

В качестве опоры при развитии фонематического слуха служит зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительная опора на артикулирование к концу первого периода обучения ослабевает.

Развитие звукопроизношения – это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи. Исправляя произношение звуков, логопед учит детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, уметь удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять ошибки. Все эти задачи решаются в первую очередь путем осознания собственного произношения, отработки четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе работы с этими звуками дети учатся вначале отличать их от наиболее противопоставленных звуков (например: А – У – И), постепенно переходя к более тонким дифференцировкам (О – У, К – X, П – Б и др.). Различению звуков на слух уделяют особое внимание не только на первом, но и на последующих этапах обучения, т- е. проводят сравнение между правильно произносимыми

Г.А. Каше, Т.Е. Филичева

звуками, сходными по артикуляции и акустическим признакам (например: дифференциация С – Ш, затем со звуками Ц, 3, Щ, Ч, Т'). Данный вид работы, наряду с развитием артикуляционной моторики, способствует завершению задержавшегося по тем или иным причинам процесса фонемо-образования. Все поставленные звуки включают в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков.

На первом этапе обучения в часы фронтальных занятий звуки изучают в следующей последовательности: У, А, (У – А), И, Э, П, П', Т, К, К', Л', О, X, X' (К – X), И (Л' – И), Ь1 (Ы – И), С. В скобки взяты пары звуков, которые дифференцируют на специальных занятиях. Порядок изучения звуков и количество занятий, отведенных на эту работу, могут меняться по усмотрению логопеда.

С целью воспитания внимания к звуковой стороне речи и развития слуховой памяти в системе обучения предусмотрены специальные упражнения, которые можно разделить на две группы. Одна группа упражнений направлена только на восприятие речи – дети отвечают при помощи действий, показа картинок. Сюда относится запоминание воспринятых на слух рядов, специально подобранных инструкций и материала. Эти упражнения широко используются в самом начале обучения, когда активный правильно произносимый словарь детей весьма ограничен. Вторая группа упражнений включает в задания не только правильное восприятие предложенного материала, но и его воспроизведение. Сюда относится повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала, связанного с закреплением правильного звукопроиз-ношения.

Одна из основных задач этого периода обучения – подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекают к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети учатся к полному звуковому анализу простейших односложных слов.

В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа.

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

I

Подготовка к анализу имеет четыре ступени:

1. В самом начале обучения уточняют артикуляцию звуков У, А, И, которые используются для наиболее легкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слова. На материале этих же звуков детям дают первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности. Дети, артикулируя, произносят указанные звуки, например: А У или И У А, затем определяют их количество и последовательность.

2. Вторая по трудности ступень подготовки – это анализ и синтез обратного слога типа АП, УТ, ОК. В это время дети усваивают звуки П,Т,К, учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).

3. Третья ступень подготовки к анализу слова – выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом, танк). Анализ и синтез прямого слога. В это же время изучают звуки О и Ы, повторяют ранее пройденные, усваивается термин «гласный звук»).

4. Полный звуковой анализ и синтез слов типа мак, суп, нос, сын.

После указанных упражнений дети легко овладевают терминами «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук».

В течение первого периода обучения все упражнения, касающиеся анализа и синтеза звукового состава слова, проводят на материале сохранных согласных звуков и гласных А, У, О, Ы.

Материал на закрепление правильного произношения звуков по возможности подбирают так, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря детей, умению правильно построить предложение.

Несмотря на то что количество правильно произносимых звуков ограничено, к концу первого периода появляется возможность проводить некоторые упражнения, привлекающие внимание детей к изменению грамматических форм слова.

Так, при дифференциации звуков И та. Л' подбирают существительные к притяжательным местоимениями: мой – лимон, олень, билет; моя – лента, лейка и т. д. При подборе слов, содержащих тот или иной звук, детям предлагается подбирать слова не только в единственном, но и во множественном числе, при этом внимание детей обращают на окончания

Г.А. Каше, Т.Е. Филичева

существительных во множественном числе (собаки, сосны, стулья). Включают упражнения на согласование глаголов с существительными в числе. Например, детям дают задание закончить предложение такого типа: На дворе залаяла (собака). На дворе залаяли (собаки). Около дороги растет (ель). Около дороги растут (ели).

В то же время, в связи с появившейся возможностью вводить в активный, правильно произносимый словарь детей не только название предметов, но также название действий (пили, пьет, пьют; копали, копает, копают; стояли, стоит, стоят и т. п.), начинают работу над предложением. Дети составляют предложения по демонстрации действий, по картинкам, по опорным словам, распространяют предложение по вопросам и т. п.

С начала первого этапа обучения начинается развитие графических навыков. Эти занятия проводят воспитатели.

Примерный план занятий второго периода обучения

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи 97

Окончание табл.

Звуки Кол-во занятий Дифференциация звуков Подготовка к овладению
на слух в произношении
с – с' 3–4 С – С' – С – С' Деление слов на слоги.
(про-   т' – з –   Составление слоговой
дол-   ц – ш –   схемы слова. Полный
же-   ч – щ   анализ слов типа суп.
ние)       Составление звуковой
        схемы
з – з' 2–3 3 – 3' – с – з  
    с – ж    
с – з 3–4   С' – З'  
Ч 2–3 Ц-С-    
    т' – те    
с – ц 2–3   с-ц  
б 1–2      
б – п 2–3   Б-Ц Полный анализ слов
т' 1–2 Звонкие глухие   типа зубы, составление звуко-слоговой схемы
Звуки Кол-во занятий Дифференциация звуков Подготовка к овладению
на слух в произношении
т' – У 1–2   б' – я.'  
д 1–2      
д – т 2–3   Д-т  
г 1–2   д' – т'  
г – к 2–3   Г – К  
ш 3–4 Ш – с –    
    щ – ж    
с – ш 3–4   с – ш Анализ слов типа стол,
        кошка, замок. Состав-
        ление звуко-слоговой
        схемы
л 3–4 Л-р-    
    л'    
ж 2–3 Ж – з – ш – ж  
    ш    
ш – ж 1–2      
з – ж 2–3   з – ш  
с – ш 2–3   с – ш –  
__ ^ __     з – ж  
ж        
р 2–3 Р – р'– л    
р – л 2–3     Закрепление
        пройденного
р' 2–3 Р'–я'–р    
р-р' 2–3   Р – Р' – Знакомство с буквами
      Л – Л' а, у, м, ш
                 

ВТОРОЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Вторая половина ноября – первая половина февраля.

Фронтальные занятия – три раза в неделю,

индивидуальные и подгрупповые – ежедневно.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: Ц, Т', Б, Б', Р, Р', Д, Д', Г, Г, Ш, Л,Ч,Щв соответствии

4Э-4К

Г.Л. Каше, Т.Е. Филичева

с индивидуальными планами и планом фронтальных занятий.

2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, прямоугольник, космонавт и др.).

3. Для детей с элементами общего недоразвития речи – формирование связной, грамматически правильной речи.

Фронтальные занятия

1 . Закрепление правильного произношения звуков: С (продолжение), С', 3, 3', Ц, Т', Б, Б', Д, Д', Г, Г, Ш, Л, Ж, Р, Р'.

2. Различение на слух звуков: С – с',3 – з', 3 – з' – с – с' – ж, Ц – т – с, Б – б' – п – п', Т' – д', Д – д' – т – т' – г – т',Г – г',К – к' – д – д',Ш – с – ж – щ,Л – л' – р – р', Ж – з – ш, Р – р' – л – л'.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков:

4. В связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков становится возможным:

– усвоение слов различного звуко-слогового состава (преимущественно трех-, четырехсложных со слогами различной структуры, например: листопад, постройка);

– привлечение внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия, употребление существительных в различных падежах (дрова рубят топором, на грядках много огурцов), согласование прилагательных с существительными в роде, числе (зеленый лист, зеленая ваза, зеленые листья); сравнение и сопоставление глаголов 1-го и 3-го лица настоящего и прошедшего времени (катаю – катал – катают – катали); управление числительных и существительных (два утенка – пять утят) и т. п.;

– привлечение внимания к некоторым способам словообразования: дерево – деревянный, кожа – кожаный и т. п.;

– составление предложений по вопросам, по демонстрации действия, по опорным словам. Распространение

Организация коррекционной педагогической работы - student2.ru

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

предложений по вопросам. Умение передавать по вопросам содержание короткого рассказа. Умение при помощи вопросов составить рассказ по картине, по серии картин, используя слова в правильной грамматической форме. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок.

5. Анализ и синтез звукового состава слова: – деление слов на части (слоги). Схема одно-, дву-, трехсложных слов.

– звуко-слоговой анализ и схема: односложных слов типа суп (*= двусложных слов типа зубы (*=.

– звуко-слоговой анализ:

);

односложных слов со стечением согласных в начале сло-

); двусложных слов типа кошка (••'• • – *),

ва типа стол

каток (»–• т); – преобразование слов путем замены или добавления звуков (сук – лук, сто – стол).

6. Знакомство с буквами А, У, М, Ш. Вписывание букв в схему. А, У – гласные буквы, они образуют слог. М, Ш – согласные буквы.

7. Развитие графических навыков.

Произношение

Если в течение первого периода обучения большое внимание обращалось на закрепление и осознание наиболее простых по артикуляции звуков и на постановку звуков, то в течение второго периода обучения наряду с продолжающейся постановкой звуков максимальное количество времени отводится на закрепление поставленных звуков и дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (Ф – В, С – 3, П – Б, Т – Д, К – Г, Ш – Ж); свистящие и шипящие (С – Ш, 3 – Ж); фрикативные и аффрикаты (С – Ц); плавные и вибранты (Р – Л, Р' – Л'); мягкие

Г.А. Каше, Т.Е. Филичева

и твердые (С – С', 3 – 3' и др.)- По мере включения в материал занятий все новых звуков дети не только овладевают большим количеством правильно произносимых слов, но и знакомятся с изменением форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Так, например, при закреплении правильного произношения звуков С, С', 3, 3' дети подбирают существительные к прилагательным – синий, синяя, синие, зеленый, зеленая, зеленые (синий автобус, синяя ваза, синие ленты и т. п.), при дифференциации звуков Р – Л логопед подбирает предложения, заканчивая или самостоятельно строя которые дети должны употребить существительные в определенных падежах (Дрова рубят (топором). Дрова пилят (пилой) и т. п.).

В то же время включают всевозможные упражнения на составление и распространение предложений по вопросам, по опорным словам, по демонстрации действия.

Постепенно в предложения включают предлоги, особенно те, которые не всегда правильно употребляют дети: над, под, из-за, из-под, между, через.

В конце второго периода обучения, когда все звуки речи дети уже правильно произносят, появляется возможность включить в логопедическую работу упражнения в пересказе более сложных текстов.

Сочетание тренировочных упражнений на закрепление поставленных звуков с анализом и синтезом звукового состава способствует быстрейшему введению в речь поставленных звуков.

Подготовка к обучению грамоте

Детей подготавливают к обучению грамоте аналитико-син-тетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, в которой длинной чертой или полоской бумаги обозначены слова, короткими – слоги. Из полосок составляют (или записывают мелом на доске) схемы односложных,

Организация коррекционной педагогической работы - student2.ru

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи 101

двусложных, трехсложных слов, проводят разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трехзвуковых (типа мак) и двусложных (типа зубы) слов, составляют соответствующие схемы. Теперь в схемах обозначают не только слова и слоги, но и звуки. Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ

Вторая половина февраля – май.

Два фронтальных занятия по произношению,

два – по развитию речи, одно – по грамоте.

Индивидуальные и подгрупповые занятия

Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными планами и планом фронтальных занятий.

Фронтальные занятия

1. Закрепление правильного произношения звуков Ч, Щ и всех ранее пройденных.

2. Различение на слух: Ч – т' – с' – щ, Щ – ч – с' – ш.

3. Дифференциация правильно произносимых звуков: ч – т', ч – с', щ – ш, щ – с'.

4. В связи с окончательным закреплением правильного произношения всех звуков речи:

а) усвоение слов сложного звуко-слогового состава (часовщик, электрический и т. п.), употребление их в самостоятельной речи;

Г.А. Каше, Т.Е. Филичева

б) развитие навыков связной, фонетически и грамматически правильной, выразительной речи. Рассказывание по вопросам, по картинкам, по сериям картин и т. п.

5. Обучение грамоте.

Закрепление навыка деления слов на слоги и звуки, соединение звуков в слоги и слова, продолжение работы со схемой слов. Членение предложений на слова, определение порядка слов в предложении.

Повторение звуков и знакомство с буквами – Р, П, Ы, Л, Н, С, О, К, X, Т, И. Воспитание навыка осознанного, слитного послогового чтения слов, предложений, текстов, с четким и правильным произнесением каждого звука.

Умение складывать из букв разрезной азбуки отдельные слова и простые предложения после их предварительного анализа и без него. Всевозможные преобразования слов (суп – сук – сок; мышка – мушка), добавление недостающих букв и слогов в надписи под картинками. Печатание букв и слов.

Закрепление навыка определения гласных и согласных звуков (гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

Усвоение практическим путем следующих правил правописания: раздельное написание одного слова от другого, постановка точки в конце предложения, употребление заглавной буквы в собственных именах и в начале предложения.

Фронтальные занятия заканчиваются к 1 июня. В июне проводятся только индивидуальные и подгрупповые занятия, на которых окончательно дорабатываются все оставшиеся недочеты речи детей.

Третий период обучения длится 3–3,5 месяца. Фронтальные занятия по произношению проводятся два раза в неделю.

Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи 103

Одновременно в самостоятельной речи детей закрепляются поставленные ранее звуки. Планируя занятия, логопед указывает, во-первых, какие звуки предполагается закрепить и, во-вторых, какая работа планируется по закреплению навыков чтения.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фоне-матическим недоразвитием. – М., 1999. – С. 20–27; 46–51; 67–68.

Организация коррекционной педагогической работы - student2.ru

Произношение

В течение этого периода изучаются звуки Ч, Щ и дифференцируются звуки: Ч – Т', Ч –

Наши рекомендации