Взаимосвязь закономерностей, принципов и правил обучения.

Общие закономерности обучения

Все закономерности, действующие в учебном процессе, подразделяются на общие и частные. *Закономерности, охватывающие своим действием всю дидактическую систему, называются общими. *Те же, действие которых распространяется на отдельный компонент (аспект) системы, — частными (конкретными).

Дидактическая система- среда, в которой по определенной технологии реализуется процесс обучения. Д.с. включает в себя преподавателей, учащихся, цели, содержание, методы, средства и формы обучения.

Общие закономерности процесса обучения характеризуются выделением генеральных или комплексных факторов, обусловливающих своим воздействием общую продуктивность (эффективность) обучения и вполне определенным, не допускающим ложных толкований выделением сущностей и фиксаций общих связей между ними.

Среди общих закономерностей процесса обучения следующие:

— Закономерность цели: цель обучения зависит от уровня и темпов развития общества, его потребностей и возможностей и от уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.

— Закономерность содержания: содержание обучения (образования) зависит от общественных потребностей и целей обучения, темпов социального и научнотехнического прогресса, возрастных возможностей школьников, уровня развития теории и практики обучения, от материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.

— Закономерность качества обучения: эффективность каждого нового этапа обучения зависит от продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов, характера и объема изучаемого материала, организационнопедагогического воздействия обучающих, обучаемости учащихся и времени обучения.

— Закономерность методов обучения: эффективность дидактических методов зависит от знаний и навыков в применении методов, цели и содержания обучения, возраста учащихся, учебных возможностей (обучаемости) учащихся, материально-технического обеспечения и организации учебного процесса.

— Закономерность управления обучением: продуктивность обучения зависит от интенсивности обратных связей в системе обучения и обоснованности корректирующих воздействий.

— Закономерность стимулирования: продуктивность обучения зависит от внутренних стимулов (мотивов) обучения и внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.

Принципы и правила обучения

Дидактика стремится открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются теоретической основой для разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по обучению закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации Система дидактических принципов выражает закономерности процесса обучения и определяется целями воспитания.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в конкретно историческом виде. Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

Правила — это основанные на общих принципах описания педагогической деятельности в определенных условиях для достижения намеченной цели. Чаще всего это руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила — переходное звено от теории к практике. Они предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблюдение определенных требований. Действуя по правилам, учитель не должен задумываться над тем, какие научные положения лежат в их основе. Правила автоматически обеспечивают выполнение принципов обучения. Принципы реализуются через правила.

Правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа.

Тонким мастером индивидуального подхода к учащимся был В. А. Сухомлинский. Он сформулировал ряд заповедей индивидуального подхода. Они могут быть особенно полезны начинающему учителю.
1. Умственные силы и возможности детей неодинаковы.
2. Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы применить все закономерности обучения и воспитания; ученик всегда индивидуален, своеобразен.
3. Нет единых для всех школьников предпосылок успеха в учении.
4. Важно определить, на что способен каждый ученик в данный момент уч-ой деятельности.
5. Важно определить, как развивать его умственные способности в дальнейшем.
6. Нельзя требовать от ученика невозможного.
7. Надо правильно определить, каким путем, с какими замедлениями и трудностями каждый ученик может подойти к уровню, предусмотренному программой.
8. Как конкретно реализовать программу в умственном труде каждого ученика.
9. Умело раскрыть силы и возможности каждого ребенка.
10. «Запрячь» в посильный умственный труд шалунов и проказников.
11. Определить индивидуальную тропинку успеха в учении и умственном труде каждого школьника. Беречь эту тропинку и огонек желания быть хорошим.




Наши рекомендации