Проблемы измерения результатов воспитания и оценки воспитанности школьников. Критерии оценки воспитанности личности.
Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, к коллективу, обществу, Родине, отношений к труду, своим обязанностям и к самому себе.
Для эффективного осуществления воспитательного процесса в первую очередь необходимы определенные и четкие представления о личности, ее ведущих качествах и свойствах. Для их выявления важное значение имеет рассмотрение, с учетом возрастных особенностей детей. Для этого нужно опираться на возрастную периодизацию.
Все дети шк. возраста, начиная с шести лет, объединяются в следующие возрастные группы:
• школьники-дошкольники (шестилетки) (выделение их в особую возрас-тную группу необходимо, поскольку они физиологически, физически и психологически еще не ушли из дошкольного детства и не достигли оптимального развития, необходимого для систематического учения);
• младшие школьники (2—4-е классы) (7—9 лет);
• младшие подростки (5—7-е классы) (10—13 лет);
• юноши и девушки (10—11-е классы) (16—17 лет).
Основные моральные требования к детям различных возрастных групп выражены в правилах для учащихся, в законах и уставах общественных объединений, школьных единых требованиях.
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Рассматривая проблемы детского характера, необходимо учитывать, что ребенок от рождения нравственно нейтрален. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный и нравственный опыт детей. Воспитание протекает, прежде всего, в повседневной жизни ребенка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Для нравственного формирования личности очень важны самостоятельные действия ребенка. Собственный нравственный опыт создает условия для эффективного усвоения опыта других людей, который передается детям в процессе нравственного восп-ия.
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков), чувства, суждения (о нормах морали, правилах поведения).
Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого можно сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить правильно, не «ударив лицом в грязь».
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения (как привычные формы поведения). Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно. Нравственное развитие - это результат системы воспитания, основной критерий эффективности воспитательного процесса. Успех воспитания во многом зависит от правильного учета и объективной оценки его результатов. Для того, чтобы воспитатели могли поставить реальные воспитательные задачи, им надо хорошо знать то, что уже достигнуто в формировании и развитии личности и коллектива.
Всестороннее изучение учащихся, проникновение в их внутренний мир помогает творчески подойти к выбору наиболее эффективных форм и методов воспитательной работы, учесть и оценить ее результаты, обнаружить и устранить недостатки в ее организации и методике, обеспечить индивидуальный подход к учащимся. Такой индивидуальный подход при постановке конкретных воспитательных задач возможен лишь при условии изучения каждого ученика, выявления уровня его воспитанности. Это очень важное и необходимое звено системы воспитательной работы, так как показателем эффективности воспитания школьников служит уровень их воспитанности. Выявление его помогает обеспечить обратную связь в процессе воспитания, получить информацию о достигнутых результатах в воспитательной работе. Поэтому правильно выявить уровень воспитанности - это значит найти действенное средство повышения эффективности процесса воспитания.