Педагогическая деятельность, ее сущность, виды, структура.
v В состав характеристики учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
1. организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
2. коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
3. перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
4. экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
5. профессиональная работоспособность;
6. физическое и психическое здоровье.
v В изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем:
1. Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
2. Проблема профессионализма учителя.
3. Проблема психологической подготовки учителя.
4. Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
5. Проблема повышения квалификации учителей и др.
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:
Мотивация.
Педагогические цели и задачи.
Предмет педагогической деятельности.
Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
Продукт и результат педагогической деятельности.
v Средствами педагогической деятельности являются:
1.научные (теоретические) знания
2."носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.)
3.вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
v Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
1.объяснение;
2.показ (иллюстрация);
3.совместная работа;
4.непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
5.тренинги и др.
v Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
1.его личностное совершенствование;
2.интеллектуальное совершенствование;
3.становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
1.В целеполагающую группу входят следующие функции:ориентационная; развивающая;мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);информационная.
Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. В организационно-структурную группу входят следующие функции:конструктивная; организаторская;коммуникативная; гностическая. Так, конструктивная функция обеспечивает: а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися; б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена; в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися. Организаторская функция реализуется через организацию: а) информации в процессе сообщения ее учащимся; б) различных видов деятельности учащихся; в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися. Коммуникативная функция предполагает: а) установление правильных взаимоотношений с учащимися; б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы. Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение: а) содержания и способов воздействия на других людей; б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей; в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков. 3. Профессиограмма учителяПРОФЕССИОГРАММА УЧИТЕЛЯ - перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям.+Характеристика учителя из вопроса 2.