Новизна (инновационноссть) представляемого
Педагогического опыта
Новизну в опыте можно отметить новым содержанием , новаторским творческим уровнем . В опыте представлен цикл занятий , отражающих систему работы по обучению детей рассказыванию разноцветных сказок по серии сюжетных картин . Такие занятия с использованием игровых методов и приёмов позволят развить навыки анализа наглядного изображённого сюжета, сформировать умения объединять действия , изображённые на сюжетных картинках , в общую сюжетную ситуацию путём установления причинно-следственной взаимосвязи изображённых событий , навыки культурного поведения , социально-общественные качества , уважение к окружающим , отношение к выполнению поручений , справедливо оценивать свои поступки и действия других . В ходе составления рассказов по серии сюжетных картин у дошкольников формируем социально-коммуникативные умения и навыки , дружеские чувства , отзывчивость , сочувствие , развитие умения слушать собеседника , и самостоятельно давать оценку составленной сказки .
Как хорошо, что мы живем в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нам повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостней.
Давайте представим на миг мир черно-белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной… Цвет – «витамин души», «ласка красоты».
Новизна представлена в виде серии сюжетных картин с включением цвета. Составление рассказов по серии сюжетных картин с включением работы над цветовосприятием и цветоразличением, поможет детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность мышления, обогатит речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности откроет ему источник ярких образцов, даст возможность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширит активный словарь.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть.
Поэтому в ходе обучения детей с общим недоразвитием речи составлению рассказа по серии сюжетных картин использовались различные методы и приемы, которые привели к положительному результату.
Помимо этого, в содержание конспектов входит ряд других развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка:
1. Упражнение в подборе слов-определений данному слову. Например: Федя догадался. Значит, он какой? – догадливый. А теперь скажем по другому. Федя думал, думал, и сообразил, как ему надо поступить. Значит, Федя, какой – сообразительный. Федя нашел выход из положения – находчивый и т.д.
2. Упражнения в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа):
- поросята – резвые, розовые,
- волк – страшный, взъерошенный,
- девочка – добрая, сильная.
3. Упражнение «Скажи по другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям. Например: прилагательные: невеселый (грустный), небольшой (маленький), храбрый (смелый); наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело), опять (снова).
4. Упражнения «Дополни предложение нужными по смыслу словом (словоформой).
5. Упражнение в составлении фраз-высказываний, отражающих последовательно происходящие события. Например: Дедушка спал, а в это время … Лодку переворачивают волны и Ира …
6. Игровое упражнение «Будь внимательным». Например: кто сидел на дороге? (кот) Кому повезло, а кто остался голодным?
7. Придумывание рассказа по всей серии картинок. Например: Что несут дети и собака? Из какого материала были бутылки? И т.д.
Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, лексического мышления.
В методических разработках представлены новые следующие виды работ:
1. Разбор содержания каждой картинки по вопросам логопеда. У детей формировалась установка фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закреплялись навыки в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.
2. Упражнения в составлении фраз, высказываний, отображающих последовательно происходящие события и объединения их в сюжетную ситуацию, путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий. Например:
§ Зачем и когда люди собирают урожай?
§ Где растут овощи и фрукты?
§ Почему мальчик пошел в садик?
§ Что он с собой взял? Зачем?
§ Для чего нужна человеку лестница?
§ Почему Феде тяжело было держать корзину?
§ Что он хотел сделать, когда корзина была уже полной?
§ Куда он упал?
§ Чем закончился рассказ?
Такое упражнение направлено на активизацию внимания, восприятия, формирование слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания.
Такая работа с детьми эффективна , если в ней реализуется и раскрывается содержание таких нравственных категорий , как добро , справедливость , долг , совесть , трудолюбие , честь . В данных методических разработках конспектов занятий отражаются основные этапы нравственного развития ребёнка и рассказывается об основных средствах педагогического воздействия , направленных на воспитание нравственных представлений и навыков культурного поведения . Сюжетные картинки помогают не только составить свою сказку , но и научиться различать эмоциональное состояние героев изображённых на этих иллюстрациях .
Разработанный иллюстративный материал , так же будет способствовать повышению речевой активности и способствовать положительному результату в работе с данной категорией детей .