Результативность педагогического опыта
Высокая результативность представленного опыта прослеживается в уровне обученности детей дошкольного возраста. Используя специальные методы и приемы в проведении фронтальных занятий по обучению детей рассказыванию с использованием серии сюжетных картин у детей с общим недоразвитием речи 3 уровня речевого развития, повысился уровень выполнения упражнений и рассказов.
Из 24 человек участвующих вы эксперименте на начало учебного (2006) года дети имели следующие результаты: 12 человек – норма, 12 – ОНР.
Уровни выполнения задания | Составление рассказов по серии сюжетных картин | |
на начало года | на конец года | |
1 уровень 5 баллов «Отличный высокий» | Дети с ОНР - 0 Дети норма - 0 | Дети с ОНР - 1 Дети норма - 10 |
2 уровень 4 балла «Хороший» | Дети с ОНР - 0 Дети норма - 4 | Дети с ОНР - 9 Дети норма - 2 |
3 уровень 3 балла «Удовлетворительный» | Дети с ОНР - 8 Дети норма - 8 | Дети с ОНР - 2 Дети норма - 0 |
4 уровень 2 балла «Недостаточный» | Дети с ОНР - 3 Дети норма - 0 | Дети с ОНР - 0 Дети норма - 0 |
5 уровень 1, 0 баллов «Низкий» | Дети с ОНР - 1 Дети норма - 0 | Дети с ОНР - 0 Дети норма - 0 |
Апробировать в практике новую методическую технологию проведения занятий для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием иллюстративного, демонстрационного материала в виде серии сюжетных картин с использованием цвета (60 иллюстраций).
По сравнению с другими методами и приемами обучения составлению рассказов по серии картин, представленный опыт с использованием эстетически созданных сюжетных картин позволило не только создать условия для активной деятельности воспитанников, но и с помощью иллюстрированного материала использовать интересные методы и приемы при обучении детей рассказыванию. Необходимо отметить, что такое построение занятий будет способствовать:
ü развитию творческой фантазии на основе интеллектуальных действий;
ü развитию навыков целенаправленного восприятия, наглядно-образной и словесно-логической памяти;
ü развитию пространственных представлений и навыков целенаправленного зрительного восприятия;
ü формированию развернутой, грамматически правильной фразовой речи;
ü закреплению представлений о цвете, согласование его с существительными в роде, числе, падеже;
ü формированию умения объединять действия, изображенные на картинках, в общую сюжетную ситуацию путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий.
На начало учебного года из 24 человек, участвующих в эксперименте:
3 балла – за составления рассказа по серии сюжетных картин имели 8 человек с ОНР и 8 человек с нормой.
Эти дети рассматривали картинки невнимательно, с ошибками, степень содержания рассказа снижена, отдельные звенья нарушены. Отмечались пропуски нескольких моментов действия, прослеживались отдельные несоответствия, наблюдались продолжительные паузы. У детей с нормой запас слов был на достаточным уровне, а у детей с ОНР проявлялись аграмматизмы. Дети с нормой составляли рассказ лучше, или достаточно было наводящих вопросов, а детям с ОНР требовались указания не соответствующую сюжетную картинку или ее конкретную деталь.
4 балла – за составление рассказа по серии сюжетных картин имели 0 человек с ОНР, и 4 человека с нормой.
Дети самостоятельно раскладывали серию картинок. Картинки рассматривали внимательно, серию раскладывали самостоятельно, ошибки замечали и исправляли. Отмечались только единичные ошибки в построении фраз.
2 балла – за составление рассказа по серии сюжетных картин имели 3 человека с ОНР, и 0 человек с нормой.
Эти дети не проявляли к заданиям особого интереса. Рассказ частично соответствовал увиденному на сюжетных картинках, а чаще рассказ подменялся перечислением действий: связность была нарушена; отмечался пропуск существенных моментов действий. В лексико-грамматическом оформлении высказывания наблюдались аграмматизмы, стереотипность оформления.
При раскладывании серий картинок допускались ошибки, детям постоянно требовалась словесная инструкция, дополнительный показ и т.д.
За год обучения и введение методических разработок в коррекционный процесс, и воспитательно-образовательный был достигнут следующий результат:
5 баллов – достиг только 1 ребенок с ОНР и 10 детей с нормой.
Рассказы детей соответствовали ситуации, имел все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
Рассказы оформлены грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств. Дети самостоятельно раскладывали сюжетные картинки и составляли рассказ.
4 балла – достигли 9 детей с ОНР и 2 ребенка с нормой.
Рассказы детей с нормой отличались от рассказов детей с ОНР тем, что дети раскладывали картинки самостоятельно, у них наблюдались единичные нарушения в построении предложений. Детей с ОНР отличало то, что они и повысили уровень рассказа, но также нуждались в помощи взрослого, наблюдались незначительные ошибки в связности излагаемого.
3 балла – имели 2 человека с ОНР и 0 человек с нормой.
Эти дети повысили свой уровень рассказа на 1 балл.
2 балла, 1 балл – не имели.
При оценке выполнения заданий на составление рассказа по серии сюжетных картин учитывали показатели, характеризующие уровень овладения детьми навыками монологической речи. Определили: степень самостоятельности при выполнении заданий, объем рассказа, последовательность и полнота изложения, смысловое соответствие исходному материалу (наглядному сюжету) и поставленной речевой задаче, а также особенности речевой задачи и характер грамматических ошибок. При затруднениях (длительная пауза, перерыв в повествовании и др.) оказывалась помощь в виде последовательного использования побуждающих, наводящих и уточняющих вопросов.
Для оценки составляемых рассказов использовали следующую схему, где использована также бальная оценка, соответственно выявленному уровню выполнения задания:
1 уровень – 5 баллов «высокий»,
2 уровень – 4 балла «хороший»
3 уровень – 3 балла «удовлетворительный»
4 уровень - 2 балла «недостаточный»
5 уровень – 1 балла «низкий»
0 балл «задание не выполнено»,
что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей при обучении рассказыванию (смотреть приложение схемы уровней).
Индивидуальная оценка детских рассказов дала нам возможность установить, на какие моменты следует обратить внимание при обучении ребенка данному виду рассказывания.
Данные обследования фиксируем в индивидуальной карте ребенка по следующей форме.
Ира К. ОНР 3 уровень
№ | Вид задания | Запись рассказа ребенка | Отмечаемые особенности и недостатки | Уровень выполнения задания |
№ 1 начало уч. года, сентябрь, 2006 | Составлен рассказ по серии сюжетных картин с элементами творчества | Бабуска и кот. Кулица сидит. Бевый кот белеет козинку. Яйцо бевое бух. Там цыпа. Бевый кот убезав. | Рассказ составлен с помощью педагога (использовались вспомогательные вопросы). Отмечаются: пропуск существенных моментов действия, отсутствует достаточное воспроизведение наглядно представленной сюжетной ситуации, характерны длительные паузы между отдельными словами, свидетельствующие о затруднениях в составлении рассказа, и т.д. | 4 уровень, 2 балла «недостаточный» Нарушения звукопроизношения: л-в, р=о, ш-с, ж-з, рь-ль, щ-с, ч-сь. |
№ 2 конец уч. года, май, 2007 | Составление рассказа по серии сюжетных картин с элементами творчества. | Бабушка возле сарая вязала. Белый клубок ниток лежал на земле. К нему прыгнул белый котенок и стал его катать. Потом он увидел курицу. Та сидела в гнезде. Потом белая курица ушла кушать, а кот стал выкатывать белое яйцо. Яйцо упало. А там цыпленок. Курица увидела кота и решила его клюнуть. | Рассказ соответствует изображенной ситуации, отмечаются не резко выраженные нарушения связности повествования, единичные ошибки в построении фраз. В целом не нарушается смысловое соответствие звукопроизношения рассказа, изображенному сюжету. Рассказ составлен с некоторой помощью. | 2 уровень, 4 балла «хороший» |
Для детей с более ярко выраженным нарушением следует использовать, малогрупповой метод проведения занятий, который позволит эффективно осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом речевых и психологических особенностей, а также наиболее выраженных затруднений в составлении связных высказываний (трудности планирования, удержания программы высказывания, несформированности навыков контроля за построением рассказа, характер отмечаемых аграмматизмов.
Результативность отмечается наличием положительной динамики, уровня обученности достигнутые применением представляемого ППО . Методические разработки занятий, посвящённые обучению детей 6-7 лет рассказыванию под влиянием систематического обучения способствуют совершенствованию творческой деятельности, овладением не только структурой связного рассказа, но и проявлением « элементарных умений предварительного планирования своего рассказа». Эффективность коррекционных занятий зависило от соблюдения автором Кантур Т.Г специальных образовательных условий:
-системность проведения занятий;
- распределение их в порядке нарастающей сложности;
- подчинённость заданий выбранной цели;
- чередование вариативности упражнений;
- воспитание внимания к речи;
- разнообразие организационных форм и методических приёмов работы с учётом психолингвистических особенностей детей;
- дозирование речевых интеллектуальных и физиологических нагрузок;
- соблюдение охранительного режима;
- осуществление индивидуального подхода к детям, учёт личностных и характерологических особенностей детей.