По серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет»

По серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет»

Авторы опыта:

Учитель-логопед

ст. Каневская

Краснодарский край

МБДОУ ЦРР – д/с № 2

Кантур Татьяна Георгиевна

ст. Каневская

2011г.

История изучения темы педагогического опыта

в образовательном учреждении и муниципальном образовании

В МДОУ ЦРР – д/с № 2 был проведен семинар-практикум, на котором был обобщен опыт работы по теме «Нетрадиционные методы и приемы по развитию монологической речи» (20.04.2007г.). В ходе проведения семинара познакомила педагогов МДОУ ЦРР – д/с № 2 с новой технологией «Обучение детей подготовительной к школе группе составлению рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества». Все педагоги были активными участниками составления рассказа по предложенной теме. Опыт получил положительные отзывы (смотреть приложение № 4).

Презентация опыта была представлена на курсах повышения квалификации учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп Ленинградского района по теме «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушении речи у детей дошкольного возраста» (2009г.).

В рамках курсов повышения квалификации специалистов был показан мастер-класс занятия по обучению детей рассказыванию с детьми ОНР 3 уровня речевого развития и презентация опыта по теме «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества, с использованием цвета». Опыт обобщен на научном совете РИМЦ 06.10.2010г.

Презентация представлена на Краевых курсах повышения квалификации по теме «Новые модели коррекционно-логопедической работы в ДОУ» (декабрь, 2010г.). Данный педагогический опыт по теме «Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей с общим недоразвитием речи 6-7 лет» был внесен в Муниципальный банк данных передового педагогического опыта решением научного Совета РИМЦ, протокол № 1 от 6 октября 2010г.

1.3 Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматривается в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто.

В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания; законченность; логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.

Диалогическая речь – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог естественной первичной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседника всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывание. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной иногда фрагментарной.

Психолого-педагогический портрет группы воспитанников, являющихся базой для формирования представляемого

Педагогического опыта

Апробация опыта работы была проведена на базе МДОУ ЦРР – д/с № 2 с группой детей с третьим уровнем речевого развития. В настоящее время эта категория детей с третьим уровнем речевого развития направляются в специальные детские сады с пятилетнего возраста на два года обучения.

Дети с третьим уровнем речевого развития владеют развернутой фразовой речью. Но она еще не отвечает требованиям возрастной нормы, т.к. содержит симптомы фонетико-фонематической и лексико-грамматического недоразвития.

Они пользуются обиходным словарем наиболее частотными лексико-грамматическими структурами. Наблюдаются нарушения правильной связи слов с предложении, выражающие временные, пространственные и другие отношения, употребление слов в неточном значении, отдельные трудности в словообразовании. Отмечаются ошибки, связанные с дифференцированным употреблением предложенных конструкций. Нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов создают сложности в овладении звуковым анализом и синтезом, а это, в свою очередь, не позволяет им полноценно овладевать грамотным письмом для дальнейшего обучения в школе.

В настоящее время они составляют основной контингент детей групп с общим недоразвитием речи в специальных дошкольных учреждениях.

В качестве ведущих задач обучения в группе с такой категорией детей выделяются следующие:

1) практическое усвоение лексико-грамматических средств языка;

2) дальнейшее развитие связной речи;

3) формирование полноценной фонематической стороны языка совершенствование артикуляционных навыков, фонематического слуха, звукопроизношения и слоговой структуры;

4) развитие элементарных навыков звукового анализа и синтеза;

5) овладение элементами грамоты.

Прежде чем представить цикл занятий по составлению рассказов для детей 6-7 лет (подготовительной к школе группе) была проведена следующая работа:

1. Упражнения в составлении предложений по демонстрации действий, по картинке.

2. Составление рассказов-описаний игрушек и предметов, используя сравнения.

3. Составление рассказов-описаний по представлению и по плану, данному логопедом.

4. Составление рассказов по картине, используя методические приемы в порядке нарастающей сложности:

а) словарная работа;

б) предварительное рассматривание картины;

в) ответы на вопросы по содержанию картины;

г) повторение детьми рассказа, составленного логопедом в соответствии с ответами детей на вопросы;

д) составление рассказа по плану, данному логопедом;

е) самостоятельное состояние детьми рассказа по картине.

На последующих этапах работы по обучению связной речи усложняется.

Детям предлагается составлять рассказы по сериям сюжетных картинок. Детям предлагаем составлять рассказы по серии сюжетных картинок. Использованы следующие приемы работы:

1. Рассматривание картин на наборном полотне.

2. Вопросы по содержанию, для установления причинно-следственной связи.

3. Чтение рассказа, самостоятельное рассказывание картин в определенной последовательности.

4. Дополнительные вопросы.

5. План, для того чтобы ответы не были односложными.

6. Использование упражнений, направленных на развитие творческого воображения.

Педагогический опыт по теме

«Составление рассказов по серии сюжетных картин с элементами

Педагогического опыта

Новизну в опыте можно отметить новым содержанием , новаторским творческим уровнем . В опыте представлен цикл занятий , отражающих систему работы по обучению детей рассказыванию разноцветных сказок по серии сюжетных картин . Такие занятия с использованием игровых методов и приёмов позволят развить навыки анализа наглядного изображённого сюжета, сформировать умения объединять действия , изображённые на сюжетных картинках , в общую сюжетную ситуацию путём установления причинно-следственной взаимосвязи изображённых событий , навыки культурного поведения , социально-общественные качества , уважение к окружающим , отношение к выполнению поручений , справедливо оценивать свои поступки и действия других . В ходе составления рассказов по серии сюжетных картин у дошкольников формируем социально-коммуникативные умения и навыки , дружеские чувства , отзывчивость , сочувствие , развитие умения слушать собеседника , и самостоятельно давать оценку составленной сказки .

Как хорошо, что мы живем в цветном мире. Цвет окружает и сопровождает нам повсюду. Природа очень богата разнообразными красками, и это делает нашу жизнь радостней.

Давайте представим на миг мир черно-белым. Какова была бы тогда наша жизнь? Скучной, однообразной, монотонной, безрадостной… Цвет – «витамин души», «ласка красоты».

Новизна представлена в виде серии сюжетных картин с включением цвета. Составление рассказов по серии сюжетных картин с включением работы над цветовосприятием и цветоразличением, поможет детям полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивать наблюдательность мышления, обогатит речь. Привлечение внимания ребенка к окружающей действительности откроет ему источник ярких образцов, даст возможность устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, расширит активный словарь.

Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и размера, прежде всего тем, что оно может осуществляться только при помощи зрительной ориентировки. Иными словами, цвет обязательно нужно увидеть.

Поэтому в ходе обучения детей с общим недоразвитием речи составлению рассказа по серии сюжетных картин использовались различные методы и приемы, которые привели к положительному результату.

Помимо этого, в содержание конспектов входит ряд других развивающих речевых игр и упражнений, направленных на активизацию речемыслительной деятельности детей, закрепление навыков составления фразовых высказываний, формирование словесного творчества и развитие чувства языка:

1. Упражнение в подборе слов-определений данному слову. Например: Федя догадался. Значит, он какой? – догадливый. А теперь скажем по другому. Федя думал, думал, и сообразил, как ему надо поступить. Значит, Федя, какой – сообразительный. Федя нашел выход из положения – находчивый и т.д.

2. Упражнения в подборе определений к данным словам (характеристика персонажей рассказа):

- поросята – резвые, розовые,

- волк – страшный, взъерошенный,

- девочка – добрая, сильная.

3. Упражнение «Скажи по другому». Детям дается задание подобрать слова-синонимы к произносимым логопедом словам-определениям. Например: прилагательные: невеселый (грустный), небольшой (маленький), храбрый (смелый); наречия: скоро (быстро), недалеко (близко), нелегко (тяжело), опять (снова).

4. Упражнения «Дополни предложение нужными по смыслу словом (словоформой).

5. Упражнение в составлении фраз-высказываний, отражающих последовательно происходящие события. Например: Дедушка спал, а в это время … Лодку переворачивают волны и Ира …

6. Игровое упражнение «Будь внимательным». Например: кто сидел на дороге? (кот) Кому повезло, а кто остался голодным?

7. Придумывание рассказа по всей серии картинок. Например: Что несут дети и собака? Из какого материала были бутылки? И т.д.

Обучение рассказыванию по серии сюжетных картинок занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОНР. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у детей этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития. Это касается проведения специальной подготовительной работы, отбора и последовательности использования картинного материала, структуры занятий и приемов коррекционной работы. Особое внимание уделяется приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, лексического мышления.

В методических разработках представлены новые следующие виды работ:

1. Разбор содержания каждой картинки по вопросам логопеда. У детей формировалась установка фразовой речи при ответах на вопросы педагога; закреплялись навыки в составлении ответов на вопросы в виде развернутых предложений.

2. Упражнения в составлении фраз, высказываний, отображающих последовательно происходящие события и объединения их в сюжетную ситуацию, путем установления причинно-следственной взаимосвязи изображенных событий. Например:

§ Зачем и когда люди собирают урожай?

§ Где растут овощи и фрукты?

§ Почему мальчик пошел в садик?

§ Что он с собой взял? Зачем?

§ Для чего нужна человеку лестница?

§ Почему Феде тяжело было держать корзину?

§ Что он хотел сделать, когда корзина была уже полной?

§ Куда он упал?

§ Чем закончился рассказ?

Такое упражнение направлено на активизацию внимания, восприятия, формирование слухового и зрительного контроля за содержанием высказывания.

Такая работа с детьми эффективна , если в ней реализуется и раскрывается содержание таких нравственных категорий , как добро , справедливость , долг , совесть , трудолюбие , честь . В данных методических разработках конспектов занятий отражаются основные этапы нравственного развития ребёнка и рассказывается об основных средствах педагогического воздействия , направленных на воспитание нравственных представлений и навыков культурного поведения . Сюжетные картинки помогают не только составить свою сказку , но и научиться различать эмоциональное состояние героев изображённых на этих иллюстрациях .

Разработанный иллюстративный материал , так же будет способствовать повышению речевой активности и способствовать положительному результату в работе с данной категорией детей .

Выводы

Эта новая технология заслушивают внедрения в работу учителей-логопедов других регионов. А также поможет воспитателям и родителям по развитию у детей монологической речи. Методические разработки с использованием сюжетных картин и включением цвета могут стать руководством к деятельности, и поможет всем желающим оптимизировать коррекционно-образовательный процесс.

Личность реализуется в деятельности. Деятельность – это процесс взаимодействия ребенка с миром. Деятельность чрезвычайно разнообразна. Это игровая, учебная и т.д. Мы в работе больше обращаемся к познавательной деятельности. Она включает в себя такие познавательные процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов детей зависит легкость и эффективность его обучения.

Познание разделяют на чувственное и логическое. Чувственное познание – это то, что мы воспринимаем с помощью органов чувств, а логическое – это мышление, ощущение, восприятие, представление, воображение относятся к чувственным формам познания. Накопление и обработка информации начинается с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых, составляет деятельность органов чувств, именуемых в физиологии анализаторами. У человека пять основных органов чувств: зрение, осязание, слух, обоняние, вкус. Чем более развиты органы чувств, тем глубже, ярче, насыщеннее отражает. Мир первая сигнальная система, чем больше информации получает ребенок от своих органов чувств, тем успешнее идет его умственное развитие.

Чтобы полноценно мыслить, нужно полноценно чувствовать и воспринимать. Чувственное познание тесно связано с логическим познанием (мышлением). Чем эффективнее будет чувственное познание, тем продуктивнее будет мышление.

Органы чувств можно развивать и совершенствовать. В предлагаемом методическом пособии представлен цикл логопедических заняти2 по обучению детей составлению рассказов, используя серию картин разных цветов, направленных на развитие и совершенствование монологической речи, зрительного, слухового восприятия. Занятия рекомендуется проводить с использованием различных методов и приемов и игровых упражнений. Это позволит совершенствовать связную речь, мышление, познание окружающего мира; усовершенствовать умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений, уметь смотреть, рассматривать, логично и связно строить свои высказывания используя цвет , сформировать нравственные представления анализируя конкретные ситуации и поступки происходящие на сюжетных картинках .

Библиографический список

1. Волковская Т.В. Сравнительное изучение особенностей развития дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. Монография, 2003г.

2. Любимова Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары: 1994г.

3. Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1997г.

4. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография: 2001г.

5 Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи// Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории практики. М., 1985

6 Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности// Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987

7 Глухов В.П. Исследования состояния монологической речи старших дошкольников с общим речевым недоразвитием// Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. М., 1989

8 Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказывания.// Дефектология. 1994, № 4

9 Глухов В.В., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. М., 2003

10 Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью.// Дефектология. 1988, № 3

11 Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни. М., 1989

12 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 1993, ч.1,2

13 Шаховская С.Н. Использование наглядности при развитии речи детей с алалией// Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975

14 Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М., Просвещение – 1982, с.127

15 Гриншпук Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью// Дефектология – 1988, № 3, с.81-84

по серии сюжетных картин с элементами творчества для детей 5-7 лет»

Авторы опыта:

Учитель-логопед

ст. Каневская

Краснодарский край

МБДОУ ЦРР – д/с № 2

Кантур Татьяна Георгиевна

ст. Каневская

2011г.

Наши рекомендации