Тема: Текст. Коммуникативно-речевые умения
1. Изучите теорию по темам «Текст. Методика обучения текстовым признакам. Технология рассредоточенной подготовки к сочинению/изложению. Коммуникативно-речевые умения. Классификации видов сочинений по разным основаниям».
2. Проанализируйте представленную в любом учебнике русского языка для 5-9 кл. (или Е.И. Никитиной «Русская речь») работу над текстовыми признаками, систему формирования коммуникативно-речевых умений, методику подготовки к сочинению (какая рассредоточенная работа возможна, как ее организовать?) и предложите пути совершенствования имеющейся методики.
Литература
1. Система обучения сочинениям на уроках русского языка (1У-УШ классы): пособие для учителей /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978 (любое изд.).
2. Методика развития речи на уроках русского языка /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1980 (любое изд.)
3. Зайдман И.Н. Терапевтическая дидактика в обучении русскому языку: развитие коммуникативных и социальных компетенций: практико-ориентированная монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013.
Тема: Методика обучения текстам на основе исходного
1.Изучите теоретический материал.
2.Прочитайте статью Т.М. Фалиной, определите, как проводится языковой и композиционный, содержательный анализ исходного текста, сделайте необходимые выписки.
3.Определите критерии/принципы отбора текста для изложения (самостоятельно или по методической, педагогической литературе), сформулируйте и запишите их, будьте готовы обосновать свое мнение.
4.Подберите текст для будущего изложения в соответствии с критериями, выполните его содержательный и языковой анализ, сформулируйте вопросы и задания, по которым будете этот текст обсуждать с учениками, а также какие записи будут на доске и в тетрадях учащихся. Объем исходного текста для подробного изложения: 5 кл. 110-150 слов, 6 кл. 150-200, 7 кл. 200-250, 8 кл. 250-300, 9 кл. 350-450 слов.
5.Определите, какие коммуникативно-речевые умения вы будете формировать на данном уроке, через какие задания. Разработайте урок обучающего изложения: сформулируйте конкретные задачи урока, продумайте мотивацию учащихся, пропишите все этапы подготовки (глобальное восприятие, детальный анализ, составление плана и т.д.).
6.Содержательный и языковой анализ, вопросы и задания, по которым будете обсуждать с учениками текст, записи на доске и в тетрадях учащихся должны быть отражены в конспекте. Сами напишите изложение, учитывая объем для данного класса.
Литература (основная)
Фалина Т.М. Лексико-стилистическая подготовка к подробному изложению // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 4. Новосибирск, 2005. С. 4-15.
Литература (дополнительная)
1. Котельникова С.А. Изложение или сочинение? // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Часть 4. Новосибирск, 2005. С. 3-4.
2. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста. М.: Просвещение (любой год издания).
Тема: Методика обучения сочинению по картине
1. Изучите теоретический материал.
2. Познакомьтесь со статьями, посвященными обучению сочинению по картине. Какие методические приемы, вопросы, задания Вам показались продуктивными?
3. Подберите картину для подготовки детей к обучающему сочинению. Дайте методическое обоснование своего выбора, определите класс, сформулируйте цели урока. Продумайте приемы мотивации учащихся, разработайте фрагмент урока применительно к данной картине:
1) подготовка к восприятию картины (это может быть рассказ о художнике и создании картины, включение музыкального или поэтического фрагмента, связанного с темой картины; работа с искусствоведческим текстом, введение терминов; беседа на близкую тему, связанную с реальностью ребенка);
2) беседа по глобальному восприятию (продумайте систему вопросов и заданий для анализа);
3) беседа по детальному восприятию, сбор языкового материала и составление плана;
4) установка на написание сочинения.
Литература
1. Ходякова, Л.А. Искусствоведческий текст как образец подготовки к описанию картины / Л.А. Ходякова // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч. IV. – Новосибирск, 2000. – С. 12-19; 2005. – С. 24-34.
2. Новикова, Л.И. Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина» / Л.И. Новикова // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч.4. – Новосибирск, 2005. – С. 34-46.
3. Кабанова, Е.В. Описание натюрморта И. Хруцкого «Цветы и плоды» как подготовительный этап к сочинению по воображению / Е.В. Кабанова // Методика преподавания русского языка: Хрестоматия. Ч.4. – Новосибирск, 2005. – С. 46-53.