О действии и разговорах о нем
И, наконец, отметим, что в сфере отечественного психологического театра произошли существенные и богатые изменения: возможность апеллировать к технике действий.
После открытий К.С.Станиславского и его учеников, последователей в театральном деле стало очевидно, чторазговоры о действии к действию не приводят.Эта театральная позиция и привела нас к конструированию для школьных учителей социоигровых технологий.
Когда мы говорим о театральном образовании на уроках, то имеем в виду, что на уроках физики и химии, наконец, не нужно говорить об истории театрального искусства. Но зрительско-исполнительская культура может тренироваться и у школьной доски – чтобы мы могли отдавать себе отчет в том, что с нами происходит.
Раздел I
Социоигровые технологии
на школьном уроке
Шапка вопросов
или Как измерить урок?
Не спешите свои педагогические неудачи списывать на недостатки учеников. Ведь если мы не потеряли в своей работе способность к творческому обновлению, то всякое столкновение с трудностью в общении с учениками станем воспринимать как возможность для нашего профессионального роста.
Плюсы и минусы
Предлагаем читателю выполнить нехитрое задание: разделив лист бумаги вертикальной чертой пополам, поставьте знак минус над его левой половиной и знак плюс над правой. Далее заполните каждую из половин краткими характеристиками (эпитетами), которые учитель применяет к ученикам. Соответственно, под минусом записывайте отрицательные характеристики, а под плюсом – положительные. При выполнении этого задания не смущайтесь, если в левой части у вас оказалось слов больше, чем в правой, или наоборот. Надеемся, что вам удалось хоть в одной части набрать не менее пяти качеств.
Это нехитрое задание поможет вам понять и то, какого ученика вы хотели бы иметь перед собою, и то, какие недостатки детей вы в настоящий момент воспринимаете как препятствие в своей работе.
Например, слева у вас записано: ленивый, неаккуратный, трус, пассивный, лживый, нахальный, эгоист, тугодум, глупый. А справа: веселый, собранный, сообразительный, активный, внимательный, увлеченный. Разумеется, в жизни реальный ученик характеризуется сочетанием качеств из обеих половин: ленивый, веселый, лживый; или – аккуратный, умный, нахальный. Вдумчивый учитель, опираясь на достойные качества ученика, дает ему возможность исправить слабые стороны.
Забота о переделывании «минусов» в «плюсы» требует от учителя кропотливой работы. Но только она превратит пассивного в активного, злого в терпимого, неаккуратного в собранного, эгоиста в человека, внимательного к окружающим и ответственного перед людьми за свои поступки.
Чего же мы хотим?
«Но, в конце-то концов, – может быть раздосадован иной читатель, – разве не бывает так, что учитель хочет их научить, а они не хотят учиться?»
Если это является препятствием на пути к цели, то какой? К цели спокойно, без хлопот осуществить на уроке все запланированное? Или занять царственное, главенствующее положение? Умеете ли вы сами вникать в чужие заботы? Может быть, шум в классе свидетельствует только о том, что ученикам нечего слушать? Ведь каждый человек, если слушает, то всегда – заинтересованно, или не слушает вовсе.
Если у класса отсутствует интерес, то учителю с этим лучше считаться, не то возникает смешная ситуация со скамейкой: человек приходит в ярость – топает ногами, кричит, размахивает кулаками – и все потому, что, когда он захотел сесть, скамейка не подошла к нему и («вы только подумайте!») даже не откликнулась!
Вообще-то отсутствие интересов является тяжелой и редкой патологией. Подавляющему большинству людей, в том числе школьникам, присущ интерес и активность, которые особенно ярко проявляются, если их не гасили «воспитатели» на предыдущих этапах развития. Но даже почти погашенные интересы, как показывает опыт, еще способны у школьников разгораться. Поэтому при общении с классом и с каждым учеником пусть каждый учитель верит в том, что если он будет заниматься воспитанием и обучением детей, сегодня и сейчас находящихся перед ним, то можно в конце концов найти пути, способы и средства заинтересовать их работой.
Сквозное действие
Сразу после урока учителю иногда бывает трудно отличить «неудачу» от «удачи», особенно если ситуация была конфликтная. Тогда он может измерить каждую конкретную ситуацию с помощью особых театральных вопросов: