Нестандартные уроки. Развитие форм организации обучения.
Традиционно применяемые в школьной практике типы и виды уроков с их упрочившейся структурой не могли в полной мере удовлетворить потребности школьников в новых знаниях, в развитости и самостоятельности мышления и суждений, обеспечить формирование творч. личности. Всё это не удовлетворяло и творческую натуру учителя. Это и повлекло к поиску оптимальных видов и форм уч. работы, включения в традиц. уч. процесс заданий творч. характера.
В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки проблемного обучения. Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также – одарённым детям.
Нетрадиционный урок – это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлечённости совместной творческой деятельностью. Он основан на том, что ученик не только объект, но и субъект деятельности.
Урок-игра больше подходит для младших подростковых классов. Например, языковеды при изучении грамматики языка путём инсценировок разыгрываются слова и выражения почти одинаковые, но с разным смыслом (предать – придать, порог – порок – порох). Составляют и решают занимательные задачи, проводят лит. уроки-игры.
Урок-праздник обычно посвящают жизни и творчеству писателя, поэта. Урок-праздник по содержанию объединяет знания учащихся, полученные на предыдущих уроках и во внеурочное время. Программа: краткая информация об интересных материалах из жизни писателя, о тех, которых не говорилось на уроке; чтение воспоминаний современников писателя; инсценировки фрагментов из произведений; чтение стихов; демонстрация репродукций по мотивам лит. творчества; прослушивание, исполнение муз. произведений на темы его творчества; конкурс чтецов стихотворений поэта; сочинение учащихся о писателе; худ. иллюстрации на темы творчества. Организуются лит. игры (конкурсы, викторины) по теме урока. Длится 1,5 – 2 часа, завершается подведением итогов.
Урок-суд был придуман в 1920ые годы, первоначально предназначался для учащихся школ взрослых. Например, урок-суд по произв. «Евгений Онегин». В соответствии с ролью участники обвиняли, осуждали, защищали или оправдывали Онегина. Авторы идеи предполагали, что изучаемое произв. на таком уроке взрослые учащиеся поймут лучше.
Урок-драматизация организуется по литературе. Учащимся надо понять характер каждого героя, изобразить его и словами, и жестами, мимикой, телодвижениями. Изученное словесно, пережитое чувственно, проникнутое во внутр. мир героев и сюжета произв. усваивают прочно и осмысленно.
Урок-путешествие используют чаще других учителя географии, истории, биологии. Сначала сообщается тема и маршрут заочного путешествия. Определяют начальный и конечный пункты маршрута, промежуточные этапы. Договариваются о средствах передвижения. В какой геогр. зоне расположен интересующий пункт, климат места, чем примечателен маршрут, города, памятники истории и культуры. Структура урока включает вступит. слово преподавателя, сообщения учащихся об увиденном и узнанном на отдельных участках пути. Рассказы и сообщения сопровождаются иллюстрацией картин, рисунков, кино, схем, карт. Выступающие отвечают на вопросы товарищей. Сообщения ведутся от первого лица, словно выступающий реально побывал в этих местах и делится впечатлениями. Затем подводятся итоги. Результатом м.б. дневник, альбом путешествия.
Урок-конкурс предполагает состязание учащихся в хорошем знании материала по определённому разделу и проводится по различным предметам. Преподаватель объявляет темы, сообщаются условия конкурса: широта и глубина знаний, оригинальный материал в ответах учащихся, оценка в баллах. Можно организовать как соревнование нескольких команд. Урок-конкурс стимулирует учащихся к расширению и углублению знаний по предмету, развивает их любознательность.
Нетрадиционные уроки являются многофункциональными. Школьники повторяют значительный по объёму материал, предупреждают забывание. В процессе изучения дополнительной литературы и других источников пополняют прежние знания новыми. Происходит обобщение и систематизация знаний по теме на более высоком уровне, чем на традиционном уроке. Устанавливается связь теоретических знаний с практикой, формируются новые умения. При проведении таких уроков у учащихся активизируется эмоц.-чувств. сторона восприятия, вырастает воспитывающая роль этих уроков. По структуре они приближаются к внеклассным занятиям, появляется возможность учесть инд. особенности каждого ученика и развить некоторые их дарования.