Понятие формы обучения. История развития форм и организаций обучения.
В переводе с лат. forma – наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо.
Форма обучения (Пидкасистый) – конструкция отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Представляя собой внешнее очертание отрезков, циклов обучения, форма отражает систему их устойчивых связей и связей компонентов внутри каждого цикла обучения и как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации уч. процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.
Форма обучения (Прокопьев) – это внешняя сторона структуры уч. процесса, отображающая внутреннее содержание и взаимодействие всех его компонентов.
Формы организации обучения имеют долгую историю. На заре человечества опыт и знания передавали детям в процессе разнообразной трудовой деятельности. Трудовая деятельность выступала универсальной формой и средством передачи умений и знаний.
В школах древности (Китай, Египет, Греция) были распространены индивидуальная, а позднее индивидуально-групповая форма организации уч. работы. При индивидуальном обучении учитель учил ученика в его доме или в своём. Эта форма организации обучения сохранилась в последующие периоды истории, дошла до наших дней (инд. занятия по музыке, консультации, репетиторство). Но она обеспечивала обучение малого количества детей.
Изменение соц. условий, задач, содержания обучения повлекли за собой и изменение форм обучения. Уже в античное время, период средневековья появляется индивидуально-групповое обучение. Оно представляло собой низшую форму группового обучения. Состав уч. групп был непостоянным, дети были разными по возрасту и имели разный уровень интелл. развития. Это было обучение, основанное на механич. запоминании. Такая организация обучения не была регламентирована по времени. Дети могли посещать школу в любое время года и светового дня. Школы не обеспечивали массового обучения детей и давали ученикам элементарные навыки чтения, письма, счёта.
Появление новой формы организации группового обучения детей относят к XVI веку. Она является зародышем применяемой сегодня классно-урочной системы обучения. Теоретической обоснование Кл.-урочной системы принадлежит чешскому педагогу Коменскому (17 в.). Существенный вклад в её развитие внесли выдающиеся педагоги Песталоцци, Гербарт, Дистервег, Ушинский. Внесли свой вклад и совр. психологи, учителя-практики, и учителя-новаторы, и педагоги-технологи.
Бурный рост промышленности в Англии в конце 18-начале 19 веков и нехватка квалифицированных рабочих и специалистов актуализировали потребность в массовом обучении. Священником Беллом и учителем Ланкастером была использована идея об одновременном обучении большого количества людей, более 300 человек. В условиях дефицита учителей ими была предложена система «ступенчатого» обучении яили самообучения. В первую половину дня учитель занимался с группой старших, способных учеников, во второй половине дня они, получив инструкции, проводили занятия с каждым десятком учащихся, передавая свои знания и умения под общим руководством учителя. Но эта Белл-ланкастерская система взаимного обучения не могла обеспечить достаточного уровня подготовки детей и в дальнейшем не получила широкого распространения.
Несовершенство системы взаимного обучения, работающей в основном на среднего ученика, и осознанная потребность учёта в обучении индивид. умственных возможностей детей обозначили поиск новых организационных форм обучения. В начале 20 века появилась новая форма избирательного обучения, представленная батавской системой в США и мангеймской системой в Европе.
Батавская система уч. работы состояла из двух частей. 1ая ч. – урочная работа со всем классом, 2ая – индив. занятия и оказание помощи учащимся, в ней нуждающимся, или работа учителя со способными, ушедшими вперёд в своём развитии. С отстающими учениками работал помощник учителя.
Мангеймская система (от названия города в Германии) представляла собой классно-урочную систему организации обучения. Но распределяли учеников по классам, исходя из уровня их уч. способностей и интелл. развития. Йозеф Зинкингер предложил в соответствии со способностями учащихся создать 4 спецкласса:
· основные – для детей со средними способностями;
· классы для малоспособных учащихся;
· классы иностранных языков или «переходные» для способных, желающих продолжить учёбу в ср. уч. заведениях;
· вспомогательные классы для умственно отсталых.
В настоящее время элементы мангеймской системы сохранились в Австралии, там создаются классы для более и менее способных учеников; в Англии ученики начальных классов проходят тестовые испытания и направляются в школы соответствующего типа; В США производится отбор в отдельные классы : для медленно обучающихся и способных учеников.
Начало XX века обозначено поиском новых форм, развивающих активность школьников в их самостоятельной учебной работе. В 1905 году в США появляется система индивидуализированного обучения, применённая в школьной практике г. Далтон учительницей Еленой Паркхест. Система получила впоследствии название далтон-плана. Были и другие названия – лабораторная система, система мастерских, т.к. занятия с учащимися проводились индивидуально в уч. кабинетах, лабораториях, мастерских, библиотеках. Ставилась цель – создать каждому ученику возможность индив. учебной работы, исходя из его способностей, умств. возможностей, темпа работы. Коллективная работа проводилась один час в день, остальное время – индив. работа по разработанным учителем заданиям. Учитель не объяснял новый материал. Общего плана занятий не было. Успехи учащихся отмечались в индивид карточках и общей таблице класса. Форма организации обучения без помощи учителя не обеспечивала учащимся прочного усвоения знаний. Снижение роли учителя повлекло снижение уровня подготовки учащихся.
Разновидность далтон-плана под названием бригадно-лабораторного метода была применена в СССР в 20ые годы. Особенность заключалась в сочетании коллективной работы всего класса с бригадной (частью класса в 5-6 человек) и индивид. работой. На общих занятиях планировалась работа, обсуждались задания, определялись задания бригадам, намечались сроки выполнения, обязательный минимум работы. Работа выполнялась группой активистов, перед учителем отчитывался бригадир. Следовательно, несформированность ряда важнейших общенаучных умений.
Лекционно-семинарская система появилась вместе с зарождением университетского образования. Она представлена лекциями, семинарами, практическими и лабораторными занятиями, консультациями и практикой по специальности. Для её применения необходим изначальный достаточный опыт учебно-познавательной деятельности, сформированность общенаучных навыков, умений самостоятельного применения знаний.
В современной дидактике представлены и имеют организационное оформление инд. обучение, классно-урочная система и лекционно-семинарская система. Различные формы обучения и его организации постоянно взаимодействуют с системами обучения, в частности с классно-урочной системой.