Семинар (семинарское занятие)

СЕМИНАР (от лат . seminarium - рассадник), вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и др. проблеме, обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов и т. п.

Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания, развития культуры научного мышления .

Виды семинаров:

Просеминар – ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними.

Традиционный (информационный) семинар:

а) развернутая беседа по заранее известному плану;

б) небольшие доклады студентов

Существуют также названия семинар-беседа, семинар-заслушивание раскрывающие основные виды деятельности студентов на традиционном (информационном) семинаре

Семинар-дискуссия предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого рода занятий состоит в формировании оценочных суждений, утверждении мировоззренческих позиций, развитии умений студентов вести полемику, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли.

Семинар- дискуссия (групповая дискуссия) образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем.

На семинаре-дискуссии студент учится точно выражать свои мысли в докладах и выступлениях, активно осваивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. В такой работе студент получает возможность построения собственной деятельности, что и обуславливает высокий уровень его интеллектуальной и личной активности, включенности в процесс учебного познания.

Необходимым условием продуктивной дискуссии являются личные знания студента. Семинар-дискуссия может содержать элементы мозгового штурма и деловой игры. В первом случае студенты стремятся выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом выделяются главные, обсуждаются и развиваются, оцениваются возможности их доказательства и опровержения. В другом случае семинар-дискуссия получает своего рода ролевую «инструментовку». Модно ввести роли ведущего, оппонента или рецензента, логика, психолога, эксперта.

Семинар-диспут (ДИСПУТ – публичный спор на научную или общественно важную тему) предполагает активное отстаивание своей точки зрения стремление победить в споре.

Междисциплинарный семинар.

На междисциплинарный семинар выносится тема, тема, которую необходимо рассмотреть в различных аспектах: политическом, экономическом, научно-техническом, нравственном и пр. Междисциплинарный семинар расширяет кругозор студентов, приучает к комплексной оценке проблемы, позволяет увидеть межпредметные связи.

Проблемный семинар позволяет обсудить проблемы, связанные с содержанием определенного раздела, темы, выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематический семинар акцентирует внимание студентов на какой-либо актуальной теме, углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационный семинар дает возможность студентам высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по определенной уже изученной ими теме.

Системный семинар проводится для более глубокого знакомства с разными проблемами, имеющими прямое или косвенное отношение к изучаемой теме.

Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.

Практические занятия, практикумы, лабораторные работы, производственная практика (учебно-производительный труд), консультации

Практикум – практическое занятие по какому-нибудь учебному предмету.

Лабораторная работа – тренировка использования полученных знаний на практике; реализация маленького проекта по изучаемой теме.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении – пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

Производственная практика – это специальная форма учебного процесса, которая обеспечивает студентам возможность получения профессиональных знаний, навыков и умений непосредственно на производстве при выполнении обязанностей работника соответственно их специальности. Главная цель производственной практики – закрепление теоретических знаний студентов в процессе освоения ими производственной деятельности.

Консультации предназначены для оказания педагогически целесообразной помощи студентам в их самостоятельной работе по каждой дисциплине учебного плана, а также при решении различных задач теоретического или практического характера.

К активным (интерактивным) методам обучения относятся также следующие:

Кейс-стади, анализ конкретных ситуаций. Английское слово «кейс» - случай, ситуация) – проблемная ситуация,

требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий. Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Наши рекомендации