Познавательное направление работы.
У девочки 1 уровень развития – чувственный опыт.
Задачи:
· обучение пониманию получаемой осязательной, обонятельной сенсорной информации; закрепление понимания зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной информации.
· Активизировать визуальное внимание ребенка: формирование способностей различать предметы домашнего обихода (кроватка, стул, стол), ориентироваться в пространстве, находить и приносить заданный предмет (куклу, яблоко);
· Обучать умению находить кусочек пищи на тарелке, прикрытый стаканом.
· продолжение обучения пониманию и реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося на некотором расстоянии от ребенка (колокольчик, бубен);
· обучать использованию предметов, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формирование соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки;
· обучать различению звуков, производимых предметами, определение местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка).
· Расширять разнообразные ощущения ребенка и эмоциональные реакции в ответ на прикосновения холодных, теплых, шершавых и других предметов к его рукам.
· Обучать выполнению тонкомоторных действий, координируя движения глаз и рук (собирание пирамидки из 2—3 колец).
· Самостоятельное складывание двух-трех предметов один на один (башня, пирамидка).
· Побуждать ребенка к самостоятельным действиям, направленным на завершение небольшой постройки, начатой взрослым, соотнесение движений рук со словами «туда», «сюда» (используется методика «обратной последовательности», т. е. когда ребенок завершает действие, начатое взрослым по постройке поезда из кубиков).
· Обучать тонкомоторным действиям для целенаправленного использования рук и пальцев, массаж и упражнения с целью укрепления мускулатуры пальцев и рук. Совершенствование захвата пальцами, подготовка к удержанию ложки для последующего самостоятельного приема пищи.
· Обучать правильному расположению рук и ладоней для соответствующего удержания предмета.
· Продолжать обучать ребенка пониманию получаемой сенсорной информации: зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной, осязательной, обонятельной.
· Развивать зрительное восприятие ребенка в процессе формирования способностей различать предметы домашнего обихода (книга, диванная подушка, телевизор, настенные часы и др.), ориентироваться в пространстве, находить и приносить заданный предмет;
· Обучать соотнесению реальных предметов с их изображением на карточках;
· Учить сравнивать три различных предмета с их контурными изображениями на крышке коробки, соотнесение по размеру и форме предметов и отверстий, куда их надо опустить («Почтовый ящик»).
· продолжение обучения пониманию и реагированию на звуковой сигнал, поступающий от взрослого, находящегося на некотором расстоянии от ребенка (позвать ребенка по имени и сопроводить это звоном колокольчика);
· обучать соотнесению слова с соответствующим ему действием (дай, на, иди, стой, нельзя и др.);
· продолжение обучение выполнению тонкомоторных координированных действий с предметами (нанизывание бусины на вертикальный стержень; собирание пирамидки из 3—5 колец и более), согласовывая движения глаз и рук, продолжение обучению понимания указаний взрослого.
· Обучать навыкам рисования по показу взрослого: проводить линии пальцем (пальцами) рук по муке, насыпанной на разделочной доске (подставке, тарелке), рисовать толстым фломастером.
· Побуждение к самостоятельным действиям, направленным на завершение небольшой постройки, начатой взрослым, соотнесение движений рук со словами «туда», «сюда» (используется методика «обратной последовательности», т. е. когда ребенок завершает действие, начатое взрослым — складывание мозаики (пазлов) из 2—4 или более частей).
· Закреплять обучение тонкомоторным действиям для целенаправленного использования рук и пальцев, массаж и упражнения с целью укрепления мускулатуры пальцев и рук.
· Закреплять тонкомоторные умения по самостоятельному удержанию ложки, кружки, сушки, яблока, печенья и т. д.
· Обучать открыванию крышки банки, тренировка самостоятельных действий рукой (верхний захват пальцами).
Показатели успешного развития ребенка:
- смотрит в лицо; исследует предметы разнообразными способами: рассматривает предмет в руке, переводит предмет из одной руки в другую, берет два предметы со стола, стучит двумя предметами друг о друга; следит взглядом за движущимся предметом, фиксируя на нем взгляд; трогает руками собственное отражение в зеркале; с удовольствием разглядывает яркие картинки; наблюдает за строительством башни, реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу.
Календарно – тематическое планирование работы с Шишкиной Валерией по направлению «Познавательное развитие» (реализует учитель-дефектолог)
Количество часов по темам не определяется, поскольку оно зависит от их результативности, что сложно спрогнозировать.
Дата | Тема | Количество часов |
Проведение дефектологического обследования Изучение анамнестических данных, медицинской документации. Оформление календарно-тематического планирования на год. Пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка. Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций — улыбки, ответного взгляда и др. Обучение умению фиксировать взгляд на предмете, прослеживать за движением яркого предмета в разных направлениях, следить за тем, куда взрослый кладет предмет; Формирование зрительно-моторную и зрительно-слухомоторной координации: тянуться рукой за предметом, привлекшим внимание ребенка цветом или звуком (яркая игрушка, погремушка). Формирование слухомоторной координации (поворачивать голову на звук); Обучение реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося в непосредственной близости (колокольчик, погремушка); Обучение соотнесению слова с соответствующим ему действием («дай» — просит игрушку, «на» — дает игрушку, «хлоп-хлоп» — хлопает руками). Стимулирование реакций при помощи прикосновения холодных, теплых, шершавых и других предметов к его рукам. Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого. Формирование представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально). Побуждение смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. Формирование представлений о собственном теле. Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога. Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении.времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до 2—3 мин. Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте. Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря. Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах. Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции “сделай вместе”: движения рук, кистей (“Птички”, “Кулачки-ладошки”, “Молоток” и пр.). В 1 классе не требуется выполнения упражнений для пальцев и других движений, требующих точности работы мелких мышц (“пальчики здороваются”). Выполнение подражательных действий со сменой видов движения («Стучим - прячем»: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя). Обучать тонкомоторным действиям для целенаправленного использования рук и пальцев, массаж и упражнения с целью укрепления мускулатуры пальцев и рук. Обучать правильному расположению рук и ладоней для соответствующего удержания предмета. Совершенствование захвата пальцами, подготовка к удержанию ложки для последующего самостоятельного приема пищи. Воспроизведение по подражанию действий с предметом («Упражнение с платком»). Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; , бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком; перекладывание предметов из одной коробки в другую; складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек; заполнение отверстий втулками, грибками; закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой; нанизывание предметов с отверстиями на стержень; нанизывание шаров на шнур («бусы»). | ||
Знакомство с цветом: красный. Учить выбрать цвет по названию, давать предметы названного цвета. Учить четко соотносить красный цвет только с предметами красного цвета. | ||
Демонстрация мела, доски, губки, показ свойства мела и губки, черкание штрихов, определение позиции мела в руке; Учить ставить точки мелом, карандашом. Дорисовка и рисование красной ленты, нитки, дорожки, салюта. | ||
Учить сравнивать два предмета по размеру больше- меньше. При сравнении по размеру учить пользоваться приемами наложения и приложения их друг к другу. | ||
Учить узнавать и называть круг Рисование фигуры – круг на листе бумаги при помощи трафарета. Штриховка круга в заданном направлении. | ||
Учить проводить в разных направлениях прямые линии: наклонные, короткие (ленточки, длинные дорожки), пересекать их (забор, лесенка), сочетать прямые и наклонные линии (геометрические фигуры, мяч). | ||
Знакомство с цветом: желтый . Учить выбрать цвет по названию, давать предметы названного цвета. Учить четко соотносить желтый цвет только с предметами желтого цвета. | ||
Активизировать визуальное внимание через формирование способностей различать предметы домашнего обихода (кроватка, стул, стол). Обучать ориентироваться в пространстве, находить и приносить заданный предмет (куклу, яблоко); | ||
Обучение пониманию и реагированию на звук сигнала, поступающего от взрослого, находящегося на некотором расстоянии (колокольчик, бубен); | ||
Обучение использовать предметы, издающих звуки (звучащая игрушка, барабан и др.) и формировать соответствующих движений руки, вызывающих эти звуки; Обучать различению звуков, производимых предметами. Учить определять местоположения источника звука, тренировка слухового восприятия (свисток, погремушка). | ||
Обучать выполнению тонкомоторных действий, координируя движения глаз и рук (собирание пирамидки из 2—3 колец). | ||
Самостоятельное складывание двух-трех предметов один на один (башня, пирамидка). | ||
Знакомство с цветом: синий . Учить выбрать цвет по названию, давать предметы названного цвета. Учить четко соотносить синий цвет только с предметами синего цвета. | ||
Побуждение к самостоятельным действиям, направленным на завершение небольшой постройки, начатой взрослым. Соотнесение движений рук со словами «туда», «сюда» (используется методика «обратной последовательности», т. е. когда ребенок завершает действие, начатое взрослым по постройке поезда из кубиков). | ||
Работа с краской (демонстрация краски и кисти, наблюдение за появлением цветовых пятен, продолжение красной ленты краской на бумаге, рисование вертикальных линий – забор, лестница, тесьма) | ||
Выбор по образцу и инструкции «Дай такой» одной формы из 6-10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-паллелепипед («брусок>, «кирпичик»); куб-конус («башенка»). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу). | ||
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма («крыша»), конус («башенка»), параллелепипед («брусок», «кирпичик») из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм). | ||
Выбор предметов одной формы из 6-10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг-квадрат, круг-треугольник по образцу и инструкции «Дай такой». Раскладывание этих плоскостных форм. | ||
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х частей, разрезанных по вертикали или горизонтали. Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 3-4) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, и величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала (по показу и одновременной словесной инструкции сопряжено с учителем): башня из 4-х кубов одинакового размера; дорожка из брусков одинакового размера; | ||
Диагностическое обследование по итогам обучения. | ||