Психомоторное направление работы.
Двигательная активности Максима на уровне элементарных ощущений.
Задачи:
· формировать умение правильно извлекать звуки с использованием музыкальных инструментов;
· действовать по образцу, подражать простым движениям под музыку,
· звуки и слова.
· формировать навыки схватывать предметы разной величины и формы и рассматривать их;
· формировать сенсомоторный опыт.
· развивать терпимость к звучанию музыки и пению других людей;
· развивать способность к визуального контакта через привлечение внимания с использованием звуковых эффектов;
· налаживание взаимодействия между анализаторами с помощью разноплановых ресурсов музыкальных упражнений.
· корректировать сенсомоторные ощущения;
· расширять ограниченный спектр движений, которые выполняют только роль аутостимуляции
Показатели успешного развития:ребенок имеет чувство безопасности и доверия, а также предпосылки арт-педагогического диалога с педагогом (благодаря специально подобранным средствам привлечения его внимания и заинтересованности). Владеет различными формами активных проявлений, сформированы предпосылки сенсомоторной координации.
7.5. Познавательное направление работы.
Уровень развития познавательной деятельности мальчика соответствует 3 уровню – элементарные знания о свойствах предмета.
Задачи:
· развивать стремление ребенка исследовать предмет;
· формировать способность к подражанию.
· формировать зрительное и слуховое сосредоточение;
· формировать способность к расширенной ориентации в окружающей среде.
· развивать способность к восприятию и наблюдения за предметами; \
· формировать представления о предметах быта, которые чаще всего использует ребенок, названия отдельных их признаков и действий с ними, простые правила безопасности при пользовании ими, а также игрушки, их названия и действия с ними;
· формировать способность употреблять в собственной речи слова, дающие представление о времени (сейчас), величину предметов (большой, малый);
· развивать умение выполнять предметные действия, которые требуют умения подбирать, совмещать предметы или его части;
· формировать умение различать предметы по величине и форме (большой, малый, похожий на куб, шар); группировать сходные и соотносить различные предметы по величине, форме; сравнивать объекты с учетом двух свойств (величина и форма и т.д.).
· формировать способность к отзыву;
· учить действовать по инструкции;
· формировать способность к жестам, которые дают элементарные представления о ориентирования в пространстве (там, здесь, сюда, туда).
Показатели успешного развития:
Формирование элементарных математических представлений: различает понятия «один-много», выделяет один и много предметов из группы предметов; различает 2 предмета разного размера - «большой - маленький»; выделяет большой или маленький предмет из группы контрастных по размеру предметов; различает две различные геометрические формы; Ознакомление с окружающим миром: имеет первичные представления о себе (узнает и показывает себя в зеркале), близких людей (узнает и показывает мать, отец), узнает и показывает 2-3 игрушки (мяч, кукла, пирамидка, машинка или др.), узнает и показывает кошку, собаку (настоящая, игрушка, рисунок); Формирование сенсорного опыта: реагирует на стимуляцию тактильных ощущений посредством чередования касаний твердой-мягкой, сухой-влажной, теплой-холодной поверхностями; выполняет скоординированные действия с предметами (ставит кубик на кубик, нанизывает кольца на пирамидку и т.п.); выделяет отдельный предмет среди других по просьбе взрослого; соотносит знакомый объемный предмет с его плоским изображением; находит и приносит заданный хорошо знакомый предмет; знает и узнает среди других красный и желтый цвета; рисует круги; выполняет двойную просьбу |
Календарно – тематическое планирование работы с Кабановым Максимом по направлению «Познавательное развитие» (реализует учитель-дефектолог)
Дата | Тема | Количество часов |
Проведение дефектологического обследования Изучение анамнестических данных, медицинской документации. Оформление календарно-тематического планирования на год. | ||
Установление эмоционального контакта с ребенком: | ||
Пробуждение положительного эмоционального отклика на взрослого, на игрушки, на звуки; определение приятных и неприятных объектов для ребенка. | ||
Формирование понимания ласкового обращения и развитие ответных позитивных реакций ребенка — улыбки, ответного взгляда и др. | ||
Развитие положительных откликов на социальные контакты: получение радости от физического взаимодействия (поглаживания, прикосновения), удовлетворения от игры и нежных, успокаивающих слов взрослого. | ||
Формирование у ребенка представлений о себе: узнавать свое имя и откликаться на него (движениями, жестами, поворотом головы, вербально). | ||
Побуждение ребенка смотреть на лицо взрослого, позвавшего его. | ||
Формировать у ребенка представление о собственном теле | ||
Фиксирование взора на предметно-манипулятивной деятельности педагога. | ||
Наблюдение за движущимися заводными игрушками при постепенном увеличении.времени наблюдения, начиная от 10—15 сек. до 2—3 мин. Ожидать появления их из-за экрана, загораживающего от предмета в определенном месте. |
Прослеживание движения солнечного зайчика, луча карманного фонаря. | ||
Прослеживание движения показываемого учителем предмета за экраном. Ожидать появления его в двух определенных местах. | ||
Выполнение простых подражательных движений за учителем по инструкции “сделай вместе”: движения рук, кистей (“Птички”, “Кулачки-ладошки”, “Молоток” и пр.). В 1 классе не требуется выполнения упражнений для пальцев и других движений, требующих точности работы мелких мышц (“пальчики здороваются”). | ||
Выполнение подражательных действии со сменой вида движения (“Стучим — прячем”: смена легкого постукивания ребрами ладоней по столу и быстрого убирания рук за спину вслед за движением учителя). | ||
Воспроизведение по подражанию действии с предметом (“Упражнение с флажком”). | ||
Выполнение по показу и самостоятельно по заданию следующих действий с предметами: катание шариков в определенном направлении; | ||
Бросание шариков или других мелких предметов в сосуд с узким горлышком; | ||
Перекладывание предметов из одной коробки в другую; | ||
Складывание предметов в коробку аккуратно, так, чтобы ее можно было закрыть крышкой; | ||
Открывание и закрывание коробок, деревянных яиц, матрешек; | ||
Заполнение отверстий втулками, грибками; Закручивание руками (без инструментов) крупных пластмассовых или деревянных гаек на толстом стержне с резьбой; | ||
Нанизывание предметов с отверстиями на стержень; | ||
Нанизывание шаров на шнур (“бусы”). | ||
Использование в наглядных ситуациях предмета как орудия действия: Доставание предмета, находящегося в труднодоступном месте, при помощи палки или другого предмета; сталкивание палкой предмета со стола; использование стула пли скамейки для доставания предмета, находящегося высоко; пользование этими навыками в новой ситуации. | ||
Действия с предметами разного цвета, формы, величины. Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” предметов одного цвета из 6-10 предметов двух контрастных цветов (красные и синие, желтые и синие н т. д.). Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов (раскладывание в коробки, стаканы, раздача детям по имеющемуся образцу). Выбор по образцу и раскладывание предметов контрастных насыщенных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, черный; белый) из 3-4 предметов всех указанных цветов (без названия цветов). | ||
Знакомство с цветом: красный Дифференциация красного цвета среди других цветов. Знакомство с синим цветом. Дифференциация синего цвета среди других цветов. Знакомство с желтым цветом. Дифференциация желтого цвета среди других цветов Дифференциация три цвета: красный, синий, желтый - уметь выбрать по названию, давать предметы названного цвета. | ||
Выбор по образцу и инструкции “Дай такой” одной формы из 6—10 предметов двух контрастных объемных форм без их названия: шар-параллелепипед (“брусок”, “кирпичик”); куб — конус (“башенка”). Группировка по форме предметов двух контрастных форм (Раскладывание, подбор, раздача по образцу). | ||
Выбор по образцу и раскладывание контрастных объемных форм: куб, шар, треугольная призма (“крыша”), конус (“башенка”), параллелепипед (“брусок”, кирпичик”) из 8-12 предметов всех указанных форм (без названия форм). Выбор предметов одной формы из 6—10 предметов двух контрастных плоскостных форм: круг — квадрат, круг— треугольник по образцу и инструкции “Дай такой”. Раскладывание этих плоскостных форм. | ||
Самостоятельно называть, правильно соотнося с соответствующими формами: шарик, кубик, круг, квадрат, Выбор одинаковых по величине предметом из 6-10 предметов двух контрастных величин (большие и маленькие, толстые и тонкие, длинные и короткие) по образцу и инструкции “Дай такой”. | ||
Группировка различных парных предметов по величине (раскладывание в большую коробку — больших предметов, и маленькую — маленьких; нанизывание колец одного размера на стержень при выборе их из двух размеров резко контрастных — больших и маленьких, затем нанизывание на другой стержень оставшихся колец другого размера). Использование приема наложения предметов для их сравнения по величине. | ||
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, игрушки — к таре, мячи или шары — к отверстиям разного диаметра). Понимать, находить и показывать предметы большие и маленькие, показывать, какой предмет больше, а какой меньше. Самостоятельно показывать величины: большой, маленький. | ||
Собирание вкладных кубов. (З куба разных по величине). | ||
Заполнение панели мозаикой одного цвета при выборе ее из массы разноцветной мозаики (плотно, без выкладывания узора) | ||
Складывание трехместной матрешки, осмысленное соотнесение ее частей (не переворачивая вниз головой и т. д.), | ||
Нанизывание колец маленькой пирамиды на стержень, подбирая их строго по убывающей величине (пирамида из 3 и 5 колец); заканчивать работу, не бросать ее не доделав, не терять принципа подбора “но величине”; окончив, контролировать правильность сделанного, замечать и исправлять ошибки. | ||
Складывание простейших фигур из счетных палочек по показу и по образцу. | ||
Складывание разрезных картинок из 2-х и 3-х разрезанных по вертикали или горизонтали. | ||
Подбор и выкладывание из объемных и плоскостных форм разного цвета (не больше 2-3) простейших комбинаций при зрительном диктанте, учитывая не только форму, но и цвет, величину фигур. Постройки из детских наборов строительного материала. “Стройка Агапова” (по показу и одновременной словесной струкции сопряженно с учителем): -башня из 4-х кубов одинакового размера; -дорожка из брусков одинакового размера; -башня из трех кубов разного размера (по убывающей величине); -башня из 5- ти кубов разного размера (по убывающей величине); | ||
Выкладывание прямого ряда из мозаики одного цвета. | ||
Выкладывание двух рядов параллельно из мозаики двух цветов. | ||
Выкладывание “чередующегося ряда” через один элемент: синий- красный - синий и т. д. Выкладывание по показу, по образцу узоров с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики: “Курочка и цыплята” (одни белый элемент мозаики и два желтых, расположены в ряд); “Башня и флаг” (три белых вертикально в ряд и один красный наверху); “Елочка и грибок” (три зеленых элемента, расположенные треугольником и рядом внизу один красный элемент); | ||
Дефектологическое обследование по результатам реализации индивидуального программного материала. |