Стабилизация положения туловища
Решение этой задачи должно обеспечить воспитание правильной осанки с устойчивым и правильным положением головы и туловища при движениях верхними и нижними конечностями в исходных положениях лежа, сидя и стоя на коленях. Это ограничение исходных положений не случайно, так как в центре внимания должно находиться закрепление правильной осанки с вертикальным положением туловища и головы, без влияния на выработку этих поз, порочных положений нижних конечностей с уменьшенной и неравномерной опорой и т. д.
Такая постановка вопроса дает возможность одновременно вести подготовку к воспитанию правильной осанки при стоянии и борьбу с порочным положением нижних конечностей.
Эта задача решается рядом методических приемов.
Тренировка статических напряжений мышц туловища. Большое внимание должно уделяться тренировке статических напряжений мышц туловища, шеи, мышц плечевого пояса и тазобедренных суставов. При этом необходимо учесть типичную для больных недостаточную функцию мышц, в том числе: косых мышц живота, разгибателей спины, ягодичных мышц — как мышц, играющих большую роль в правильной постановке таза, а следовательно, и в расположении всех вышележащих частей тела. Большое внимание надо также уделять состоянию отводящих мышц бедра, как имеющих большое значение для сохранения устойчивости при перемещении центра тяжести тела с одной ноги на другую. Очень важно выяснить состояние и стремиться к нормализации функции подвздошно-поясничной мышцы при двух- и односторонних нарушениях. Эта мышца может влиять на положение поясничного отдела позвоночника, увеличивая лордоз, или содействовать образованию сколиоза при асимметричном нарушении ее функции.
При тренировке статических напряжений мышц туловища могут быть в значительной степени использованы широко распространенные упражнения для мышц брюш-
ного пресса и спины, применяемые при нарушениях осанки и сколиозах. Они обычно выполняются в исходных положениях лежа на спине и на животе с различными движениями верхних и нижних конечностей, в чередовании с дыхательными упражнениями и упражнениями на расслабление. Однако желательно подчеркнуть некоторую их специфику для детей с двигательными нарушениями церебрального происхождения.
Для тренировки мышц брюшного пресса обычно применяются упражнения сидя с фиксированными ногами и различные варианты этих движений. У больных с явлениями детского церебрального паралича лучше изменить некоторые исходные положения и упражнения. Так, известно, что при фиксации бедер выпрямленных ног переход из положения лежа в положение сидя происходит с большим участием сгибателей бедра и в том числе подвздошно-поясничной мышцы, выступающей в данном случае как сгибатель туловища. Напряжение же брюшных мышц, и особенно косых мышц живота, при этом движении может быть значительно ослаблено. Для усиления напряжения мышц брюшного пресса могут быть предложены разные исходные положения, а именно: лежа на спине, ноги согнуты с опорой на стопы и фиксированы в этом положении. Ребенок выполняет попытку приблизить туловище к согнутым ногам и возвращается в исходное положение. То же движение производится при сохранении положения ног, но с поворотом туловища вправо и влево, или же сохраняется то же исходное положение ног, а туловище лежит косо, — ребенок также должен пытаться приблизить его к согнутым ногам и вернуться в исходное положение. При этих вариантах будут более активно вовлекаться в работу все мышцы живота.
Упражнения с подниманием и разведением прямых нижних конечностей не всегда выполнимы для данных больных. В частности, при ослаблении функции мышц брюшного пресса они вызывают нежелательные приспособления в виде увеличения лордоза, включения содружественных движений рук, головы и пр., проявления растяжения мышц брюшного пресса (симптом «пузыря») и другие признаки непосильного выполнения данного упражнения.
В связи с этим могут быть рекомендованы другие упражнения: в исходном положении лежа на спине — с подниманием и наклонами головы, с удержанием рук над определенным местом брюшного пресса, — при этом методист стремится опустить сцепленные кисти рук на живот, а больной оказывает сопротивление; повороты туловища при фиксации таза и свободно; оказание сопротивления больным методисту при его попытке взять игрушку из рук ребенка; удары рук по подвешенному мячу, удерживая голову поднятой; в том же исходном положении броски мяча методисту и т. д. Другими словами, желательно подбирать для больных такие упражнения, при выполнении которых не отмечалось бы указанных выше признаков несоответствия данного движения силам ребенка. Предложенные варианты упражнений строятся на принципе фиксирующей работы мышц брюшного пресса при движениях головы и верхних конечностей, особенно когда эти движения выполняются с некоторым сопротивлением.
Что касается тренировки статической работы мышц спины и плечевого пояса, то здесь нужно отметить, что вначале надо большое внимание уделить укреплению мышц, удерживающих лопатки приведенными к позвоночному столбу (ромбовидные, трапециевидные и др.), и обращать внимание на правильное положение лопаток во всех положениях туловища (сидя, стоя, на коленях в положении «мостика»).
Первоначальным исходным положением можно рекомендовать следующее: лежа на животе с подложенной под грудь плоской и достаточно твердой подушкой, голова опущена, лоб на опоре, руки согнуты и приближены к туловищу, с опорой на предплечья, плечи опущены. В этом исходном положении без поднимания головы надо обучать больного сведению лопаток с согнутыми руками, без поднимания плеч. По мере усвоения этого движения переходят к обучению движениям рук с сохранением правильного положения плечевого пояса и головы не только в исходном положении лежа, но и сидя и стоя на коленях.
Контрольные упражнения проводятся в виде выполнения какой-либо позы с закрытыми глазами, с последующей
проверкой и исправлением допущенных
ошибок. Желательно при этом включить проверку перед зеркалом.
Применяются также толчки в разных направлениях для тренировки реакций равновесия.
При вялой осанке можно рекомендовать применение стимуляции для разгибателей позвоночника в виде точечного массажа, пунктации или штрихования вдоль остистых отростков.