Чтение стихотворения А. Барто «Уронили мишку на пол»
Цель занятия: воспитывать у детей желание и уме-кие слушать чтение, повторять отдельные слова; через художественный образ вызвать стремление любовно, бережно относиться к игрушкам.
Воспитательница показывает детям плюшевого мишку, с которым они обычно играют. Когда дети рассматривают его, она приговаривает: «Это наш мишка, хороший, любимый, мы с ним играем». Потом воспитательница читает текст, интонационно выражая сочувственное, ласковое отношение к мишке.
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу,
Потому что он хороший.
Заканчивая чтение, она берет мишку, прижимает его к себе и нежно гладит, говоря словами текста: «Все равно его не брошу, потому что он хороший». Чтение повторяется таким образом 2 — 3 раза. По окончании занятия мишку не убирают: он остается у детей. Воспитательница предлагает им обращаться с мишкой ласково, бережно, напоминает, «что он хороший».
Чтение потешки «Чики-чики-чикалочки»
Цель занятия: формировать у детей способность улавливать ритм потешки. »
Дети сидят на стульчиках напротив воспитательницы. Она говорит текст потешки ясно, отчетливо, с веселой интонацией, подчеркивая ритмичность:
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Дуня в тележке
Щелкает орешки.
Повторяет потешку несколько раз, причем вставляет в текст имена присутствующих детей (Вова, Таня и др.). Предварительно спрашивает: «Теперь про кого сказать?» Побуждает детей повторять «чики-чики-чикалочки».
На следующем занятии воспитательница, после того как прочтет потешку, повторяет ее еще раз, при этом она берет за обе руки детей по очереди и предлагает каждому ребенку ритмично под ее чтение попрыгать на двух ногах (молча).
Чтение потешки «Киска, киска»
Цель занятия; формировать у детей желание и умение повторять рифмующиеся слова и звукосочетания текста.
Дети сидят за столиком. Воспитательница предварительно показывает им игрушечную кошку, называет «киска». Все рассматривают ее, берут в руки, гладят, повторяют «киска». Воспитательница спрашивает: «Как мяукает киска?» Дети отвечают. Затем воспитательница показывает им куклу. Прочитывает потешку, сопровождая чтение игровыми действиями с киской и куклой в соответствии с текстом:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Вместо слова «деточка» называет имя одного из присутствующих. Побуждает детей повторять последние слова каждой строчки — «не садись», «брысь», «пойдет», «упадет». Чтение потешки и «подговаривание» детьми слов повторяется несколько раз, в зависимости от того, насколько удерживаются их внимание и интерес. После чтения им дают поиграть с этими же игрушками.
При последующем повторении занятия чтение потешки «Киска, киска» проводится с показом игрушек, но без игровых действий с ними. Затем можно прочитывать текст без всякого наглядного сопровождения, чтобы формировать у детей способность слушать и понимать только художественный текст без опоры на зрительные впечатления.
Чтение стихотворения А. Барто «Кто как кричит»
Цель занятия: развивать умение слушать чтение, формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания.
Приготовить, но не показывать сразу игрушки: курицу, цыпленка, петуха, собаку, кошку, корову. По мере чтения текста перед глазами детей постепенно появляются соответствующие животные одновременно с произнесением звукоподражаний. Стихотворение прочитывается таким образом 2 — 3 раза:
1. Кукареку! 2. Пить, пить, пить, 3. Ам, ам!
Кур стерегу! Воды попить. Кто там?
Кудах-тах-тах! Мур, мур, Му, му, мму-у-у,
Снеслась в кустах. Пугаю кур. Молока кому?
После этого детям разрешается поиграть показанными игрушками тут же за столом. Воспитательница повторяет при этом не весь текст, а только звукоподражания: «му-му-му-у-у», «кукареку» и т.д. Предлагает детям повторять их.
На следующем занятии чтение этого же стихотворения проводится без показа игрушек. Звукоподражания выделяются голосом. Каждому ребенку в отдельности задаются вопросы: Как кричит петушок? Как лает собака? Как мычит корова?
В промежуток между повторными занятиями игрушечные животные даются детям в отведенное для игры время, и воспитательница, подходя к ним, повторяет отдельные строчки текста.