Занятия с детьми в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев
В процессе занятий с сюжетными игрушками у детей начала второго года жизни необходимо развивать речевой слух, понимание речи окружающих и собственную активную речь. Следует не только развивать способность подражания звукосочетаниям и простым словам, но и создавать условия для их самостоятельного применения.
Для развития слуховых восприятий и всех сторон речи ребенка этого возраста очень важно общение с ним взрослого. Поэтому занятия по развитию речи в основном надо проводить индивидуально. Тем не менее следует исподволь приучать детей к занятиям небольшими группками.
Групповые занятия по развитию речи необходимо проводить таким образом, чтобы они способствовали выработке у детей определенных правил поведения: спокойно сидеть до конца занятий, сосредоточенно наблюдать за действиями воспитателя и внимательно слушать то, что он говорит. Чтобы привлечь и удержать внимание детей в течение занятия, следует чаще обращаться к каждому ребенку, называя его по имени, при этом необходимо приближать к нему предмет, для того чтобы малыш мог потрогать и рассмотреть его. Иногда требуется изменять последовательность действий и вводить новые, которые прежде не показывались.
Большую роль играет интонационная выразительность речи воспитателя. Одно и то же слово при последующих повторениях необходимо произносить, меняя интонацию, силу голоса и темп произнесения.
Поведение детей на занятии в значительной степени определяется доступностью его содержания и умелым применением приемов, поддерживающих у них заинтересованность в происходящем. Кроме того, выработка соответствующего поведения на занятиях у детей этого возраста происходит медленнее, чем у старших, так как они легче отвлекаются. Поэтому в редких случаях отдельным детям необходимо делать замечания (чтобы они не вставали с мест, не мешали другим и не требовали дать им показываемый предмет).
Для осуществления той или иной задачи по развитию речи на данном возрастном этапе могут проводиться разнообразные занятия.
С целью развития слухового восприятия рекомендуется уже на первом году использовать многообразие естественной звуковой среды (детей знакомят с тем, как лает собака, мяукает кошка, поют птицы), проводить занятия с игрушками, изображающими животных и птиц. Внимание детей обращают на звучащие предметы (на тикающие часы, гудящие машины). На музыкальных занятиях используют озвученные игрушки с разными тембровыми окрасками звуков.
На втором году продолжают учить детей не только слушать, узнавать и различать всевозможные звуки, звукосочетания, но и воспроизводить слышимое. Большое внимание уделяется совершенствованию речевого слуха. Малышей учат не только подражать, но и самостоятельно употреблять звукосочетания и слова.
В связи с тем что в первой четверти второго года жизни у детей недостаточно развиты речевой слух, способность подражания и понимание речи окружающих, а для овладения названиями предметов и действий им требуется создавать специальные условия (устанавливать непосредственную связь слова с предметом или действием, часто повторять одно и то же слово), то на одном занятии не следует давать много разных предметов и выполнять с ними разнообразные действия. Целесообразнее на каждом занятии выделять не очень сложное, но определенное программное содержание, на котором в первую очередь и необходимо сосредоточивать внимание детей. Например, на одном из занятий можно при знакомстве малышей с куклой учить их показывать, где у нее нос, глаза, руки, ноги, учить понимать, а в последующем и произносить слово «сядь», на другом — развивать способность подражания звукосочетаниям (можно взять звукосочетания «ля-ля» и «трам-там»), учить произносить какое-нибудь имя куклы, например Катя, понимать слово «здравствуйте» и отвечать на него. На первом занятии с такими игрушками, как, например, петушок, собачка, воспитатель знакомит детей с тем, как ходит петушок, бегает собачка, учит произносить звукоподражательные слова «кукареку», «ав-ав». На следующем (например, с использованием игрушек — кошки и козлика) несколько усложняется программное содержание: воспитатель учит детей произносить звукоподражательные слова «мурр-мяу», «бе-е», «тук-тук» и слово «дом».
Организуя занятия с игрушками для детей в возрасте начала второго года жизни, целесообразно создавать такие условия, которые способствовали бы сосредоточению внимания детей на предметах и действиях, а также на словах, обозначающих их названия.
Постепенно к полутора годам у детей возрастают возможности в развитии и подражании речи окружающих. Поэтому следует несколько усложнять обучающее воздействие в процессе занятий по развитию речи.
Занятие с куклой
Воспитательница усаживает детей вокруг стола, обращается к ним с тем, чтобы организовать их поведение, подготовить к занятию. Затем приносит куклу, завернутую в простынку, и игрушечный стульчик для куклы. Показывает завернутую куклу и обращается к детям: «Ребятки, кто это? (Медленно раскрывает простынку и показывает куклу.) Андрюша, кто это? Лена, кто это? Это Катя. Катя к нам пришла». Обращается к кукле: «Катя, посмотри на наших деток. Вот Сережа, Наташа, Андрюша, Лена. Посмотри, как хорошо они сидят на стульчиках. Тетя Аня (воспитательница называет свое имя) тоже сидит на стульчике. А ты, Катя, хочешь сесть на стульчик? Сядь, Катя, сядь. Скажем все вместе: сядь, сядь, Катя». Обращается к детям, которые молчат, и говорит: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Затем воспитательница придвигает куклу, сидящую на стуле, к каждому ребенку и просит показать, где у Кати глаза, нос, руки, ноги.
Если ребенок ничего не показывает или показывает неправильно, то воспитательница берет его руку и указательным пальцем показывает, где у куклы нос, глаза, при этом обязательно произносит слова: «Вот у Кати нос. Вот у Кати глаза». Затем обращается к каждому ребенку отдельно с вопросом: «Сережа, тебе куклу дать? Скажи: дай, дай». Раздает всем куклы небольшого размера для самостоятельной игры и организует речевое общение а детьми, как бы продолжая ход занятия. С каждым ребенком по очереди разговаривает по поводу той куклы, с которой он играет.
Это занятие рассчитано на то, чтобы научить детей понимать отдельные слова. Вместе с тем в ходе занятия педагог задает им вопрос: «Кто это?» — и обращается с просьбой: «Сережа, скажи Кате: сядь, Катя, сядь». Это делается для того, чтобы постепенно приучать детей к подобного рода вопросам и просьбам, но это вовсе не означает, что от малышей требуются сразу же ответы на них словами. Отвечать должен сам воспитатель. К ответу словом ребенок приходит постепенно. Сначала он реагирует мимикой, жестами, звуками и сочетаниями звуков и только потом научается отвечать на вопросы такими ответами, в которых употребляются не только жесты, но и различные звукосочетания. Это является подготовительным этапом к ответам словами.
Подобные занятия можно проводить не только с куклой, но и с разными игрушками (например, с лошадкой, мишкой, уточкой и Т.Д.). Таким образом дети познакомятся со многими игрушками и будет осуществлена повторность в усвоении одних и тех же слов; кроме того, они узнают и новые слова.
Кукла Катя поет и пляшет
Перед началом занятия воспитательница ставит в кукольный уголок куклу Катю, затем усаживает детей так, чтобы им хорошо было ее видно, и говорит: «Кто же к нам сейчас придет? К нам придет Катя. Посмотрите, ребятки, кто в уголке стоит? Это Катя. Позовем ее все вместе: Катя! Катя!» Затем обращается к каждому ребенку отдельно и побуждает его произносить слово «Катя». После этого берет на руки куклу и спрашивает: «Катя, ты слышала, как тебя дети звали? Они говорили: «Катя! Катя! А теперь поздоровайся со всеми детками». Кукла подает каждому ребенку руку, здоровается, воспитательница побуждает детей отвечать на приветствие куклы словом или действием.
«Катя, а ты петь умеешь? Спой нам песенку». Воспитательница ставит куклу прямо и начинает петь: «Ля-ля, ля-ля, ля-ля-ля-ля», слегка раскачивая ее вправо и влево в такт мелодии. Мелодию надо напевать в медленном темпе, протяжно и негромким голосом. Звукосочетание «ля-ля» повторяется несколько раз. Воспитательница приглашает каждого ребенка петь. После чего одобряет пение всех: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя тоже хорошо пела. Катя, а плясать ты умеешь? Посмотрите, Наташа, Андрюша, как пляшет Катя. Трам-там-там. Трам-там-там». Воспитательница берет куклу за ручки, кукла в такт бодрой, быстрой, отрывистой мелодии топает ножками по столу, при этом энергично делает взмахи руками, затем поднимает их вверх и производит круговые движения. Воспитательница призывает детей петь всем вместе, хвалит их: «Молодцы, ребятки, хорошо пели. Катя хорошо плясала. Устала Катя. Спасибо, Катя, ты хорошо пела и плясала. Приходи к нам еще. До свидания, Катя! Наташа, Лена, Сережа, помашите Кате ручкой и скажите: до свидания, Катя».
В конце занятия воспитательница раздает детям куклы для самостоятельной игры и побуждает их одновременно с действиями произносить звукосочетания.
Если же дети устали (не смотрят на воспитателя, выражают нетерпение, а некоторые встают с мест и бегут к игрушкам), воспитательница переключает их на другой вид деятельности.
При последующих повторениях занятие можно несколько изменить и усложнить. Например, при первом повторении, после того как кукла попрет и попляшет, ее можно посадить на стул, так как она якобы устала и хочет отдохнуть. Кукла, сидя на стуле, смотрит и слушает, как поют и пляшут сами дети, хвалит их и хлопает в ладоши.
На следующем, повторном, занятии дети вместе с Катей поют, а когда она пляшет, то поют и хлопают ей в ладоши. Сразу же после занятия (уже в отсутствие куклы) можно поговорить с детьми о том, как у них в гостях была Катя, как она пела и плясала. Затем попросить, чтобы они показали, кто как умеет петь и плясать.
Воспитательнице необходимо на первом же занятии выяснить, кто из малышей произносит какие-либо отдельные звуки или звукосочетания, а кто только слушает и смотрит, но молчит. На последующих занятиях следует больше внимания уделять малоразговорчивым детям.
Кукла Катя ходит
Воспитательница приносит куклу. Кукла здоровается со всеми детьми: «Здравствуй, Сережа, здравствуй, Наташа». Воспитательница побуждает каждого ребенка сказать: «Здравствуй, Катя», а затем обращается к кукле: «Катя, покажи, как ты ходишь. Иди, Катя, иди. Идет, Катя, идет, топ-топ ножками, идет, идет... бах — упала. Упала Катя, бах! Ай-ай, плачет Катя. Больно Кате, она плачет. Ай-ай. Не плачь, Катя, не плачь! (Гладит ее по голове.) Катя, ты хорошо иди, не падай. Наташа не падает, когда ходит. Сережа не падает». (Все это можно повторить на одном занятии 4 — 5, а то и более раз, пока у детей сохраняется интерес к показываемому.)
Облегченные слова воспитателю следует произносить с разной интонацией, то низким, то высоким голосом.
В конце занятия рекомендуется раздавать детям куклы для игры и побуждать их повторять облегченные слова, а также слова «идет», «упала».
При последующих повторениях занятие усложняется (не сразу, а примерно через 2 — 3 повторения). Воспитатель в ходе занятия может предоставить детям возможность успокоить куклу (просит малышей гладить ее по головке и говорить: «Не плачь») либо в конце занятия уложить ее спать, так как она устала и больше ходить не может, унести спящую в кукольный уголок и уложить в кроватку. Могут быть и другие придуманные воспитателем варианты усложнения этого занятия.