Временные правила соревнований по фристайлу на 2005—2006 гг.

Правила разработаны в 2005 году на основе правил по фристайлу, существующих в других странах, и правил по кинологическому фристайлу, разработанных в 2002 году.

Данный вариант правил по фристайлу не является окончательной версией — со временем в них могут быть внесены изменения.

Учитывая степень развития фристайла в России, и с целью привлечения большего числа людей для занятий этим видом спорта все танцевальные пары разделяются на 2 класса: 1-й класс — начинающие («Дебют»), 2-й класс — совершенствующиеся («Прогресс»).

В дальнейшем при увеличении количества участников соревнований и увеличении профессионализма танцевальных пар, выступающих на данных соревнованиях, можно будет ввести класс профессионалов «Мастер».

Класс «Дебют» включает в себя 2 дисциплины. 1-й этап — «Школа» (обязательные элементы), 2-й этап — «Произвольная программа». Танцевальные пары могут участвовать как в одной из дисциплин, так и в обеих сразу.

«Школа» в классе «Дебют» предусматривает выполнение набора определенных элементов танцевальной парой без музыкального сопровождения. Каждый элемент проверяется отдельно.

«Произвольная программа» в классе «Дебют» — это выполнение танцевальной парой спортивного танца в сопровождении музыкальной композиции.

Длительность «Произвольной программы» в классе «Дебют» — не менее 1 минуты и не более 2 минут 30 секунд. «Произвольная программа» может состоять из любого набора элементов и не обязана содержать набор обязательных элементов.

Класс «Прогресс» включает в себя 2 дисциплины: 1-й этап — «Обязательная программа», 2-й этап — «Произвольная программа».

Танцевальные пары могут участвовать как в одной из дисциплин, так и в обеих сразу. В случае участия танцевальной пары в двух дисциплинах, спортсмен и собака должны продемонстрировать 2 разных танца, то есть музыкальное сопровождение и порядок выполнения элементов должен отличаться.

«Обязательная программа» в классе «Прогресс» предусматривает выполнение танцевальной парой спортивного танца, который включает в себя набор обязательных элементов под музыкальную композицию. Длительность «Обязательной программы» от 1 минуты 30 секунд до 2 минут 30 секунд.

«Произвольная программа» в классе «Прогресс» — это выполнение танцевальной парой спортивного танца в сопровождении музыкальной композиции. Длительность «Произвольной программы» в классе «Прогресс» — не менее 1 минуты 30 секунд и не более 5 минут. «Произвольная программа» может состоять из любых движений и не обязана содержать набор обязательных элементов.

Танцевальная пара, выступающая в классе «Дебют», может начать выступать в классе «Прогресс» только после того, как наберет проходной балл, который будет зафиксирован в рабочей книжке.

В соревнованиях не могут принимать участие спортсмены моложе 12 лет. Музыкальное сопровождение предоставляется спортсменом.

Спортсмен обязан предоставить ветеринарный паспорт на собаку, в котором отмечено и подтверждено печатью ветеринарного учреждения, что сделаны прививки согласно возрасту собаки.

Лакомства и игрушки на соревновательной площадке во время выступления использовать нельзя.

В соревнованиях не могут участвовать щенки моложе 6 месяцев и суки в течке.

Музыка, выбранная для номера, должна демонстрировать взаимосвязь между человеком и собакой и подчеркивать индивидуальность собаки. Стиль музыки для танца может быть любым. Музыкальное сопровождение может состоять из одного или нескольких музыкальных произведений.

Допускается использование музыки со словами, но она должна содержать ярко выраженный ритм и именно под него, а не под слова должен строиться танец как в обязательной, так и в произвольной программе. Не допускается использование религиозной музыки.

Костюм спортсмена должен быть приемлемым для спортивных соревнований, удобным и соответствующим теме музыки.

Костюм собаки не является обязательным. Допускается костюм собаки, не сковывающий и не скрывающий ее естественных движений.

Костюмы должны быть в хорошем состоянии. Атрибутика и украшения должны соответствовать теме танцевальной композиции.

Допускается присутствие реквизита, соответствующего теме музыкальной композиции. Использование реквизита допускается в течение номера сколь угодно долго, если он не оказывает тренировочной поддержки. В процессе выступления собака может носить и подносить реквизит.

Не допускается использование в качестве реквизита строгих, электрошоковых и электронных ошейников, удавок, намордников и кликеров.

Организаторы соревнований обязаны предоставить аппаратуру с возможностью воспроизведения музыкальных композиций с аудиокассет, CD и MP3-дисков.

Организаторы соревнований несут ответственность за непрерывность звучания музыкальной композиции в случае, если нет повреждений на музыкальном носителе.

Производится только одна запись одной собаки на соревнования. Участник может подать более одной заявки для выступления с разными собаками.

Очередность выступления танцевальных пар в каждой группе определяется с помощью жребия. Если два номера одного спортсмена, выступающего с двумя собаками, оказываются один за другим, устроители по соглашению со спортсменом могут поменять порядковый номер одного из его выступлений. Затем порядок выступлений заносят в оценочные листы и стартовый протокол.

Судейство должно начинаться с началом движения одного из участников танцевальной пары, а не в момент начала музыки.

В случае технического сбоя в музыкальном сопровождении по вине организаторов, они обязаны обеспечить участнику возможность выступления без прерывания номера (в случае необходимости повторить его сначала).

Организаторы должны предоставлять короткую разминку, ознакомление с территорией для танцевальных пар (не более 2 минут на каждую пару и не более 3 пар одновременно).

Начинают соревнования спортсмены класса «Дебют», выступающие на этапе «Школа». Далее выступают спортсмены класса «Прогресс» с «Обязательной программой». После чего выступают спортсмены класса «Дебют» с «Произвольной программой», по окончании выступления которых на поле выходят спортсмены класса «Прогресс» с «Произвольной программой».

Танцевальная пара должна начать свое выступление после приглашения на старт.

Победитель в каждом классе в конце соревнования (перед или после награждения) имеет возможность (по-своему желанию) показать «Танец победителя» — это небольшой танец спортсмена с собакой под любую музыкальную композицию. Длительность номера должна составлять не более 1 минуты 30 секунд.

Судьи, приглашаемые организаторами, должны отлично знать правила по музыкальному фристайлу и демонстрировать беспристрастное судейство.

Артистичность спортсмена оценивается по хореографичности выступления и по презентации номера. Хореография оценивается по типу и стилю движений, выразительности спортсмена. Движения спортсмена должны полностью совпадать с характером выбранной музыки: стилем, ритмом, музыкальными фразами, изменением темпа, звуковыми эффектами и музыкальным размером. Презентация оценивается по способности притягивать внимание к себе и поддерживать контакт с публикой: глазами, выражением лица, искренними и естественными эмоциями.

При оценке общего впечатления от номера учитывается слаженность взаимодействия спортсмена и собаки в номере, эффектное использование площадки, костюмы, развлекательное значение программы.

Основы послушания

Выбор породы

Все уже решено. Вы твердо уверены, что вам необходима собака, для нее уже определено место в доме, расписан режим прогулок и кормлений, отведены определенные суммы из вашего семейного бюджета на покупку корма, амуниции, прививки, шампуни… Но вот как быть с выбором породы?

Конечно, проще всего было бы придти в клуб собаководства и получить рекомендацию специалиста, и это — правильный шаг. Но, к сожалению, иногда и в клубе можно встретить недобросовестного заводчика, озабоченного только сбытом щенков и совершенно не волнующегося о том, как потом будут жить и сами эти щенки, и их хозяева, купившие совсем не ту собаку, о которой они мечтали. Поэтому необходимо хотя бы примерно представлять, чем является та или иная порода.

Конечно, первым фактором при выборе породы должны стать ваши материальные и жилищные условия. Если вы стеснены и в том, и в другом, то вам скорее всего подойдут среднего размера метисы с их лужеными желудками и крепким здоровьем. У нас в стране очень популярны гибриды с половиной или третью крови овчарок, лаек, колли и различных терьеров. Это неприхотливые, не очень крупные собаки спокойного темперамента и хорошо обучаемые. Если вы все же хотите породистую собаку — можно приглядеться к среднему пуделю, шелти, корги, биглю, кокер-спаниелю, бордер-колли, шпицу (кеесхонду), керри-блю и ирландскому терьерам, боксеру и миттель-шнауцеру. Последние 2 породы, при своих небольших размерах, способны выступать как нешуточные сторожа и защитники. Учтите, что шнауцеры — очень серьезные, не слишком ласковые собаки, требующие продуманной и систематической дрессировки, как и крупные служебные собаки.

Если вы решили завести маленькую собачку, помните, что почти у всех карликовых собак очень нежное здоровье, крайне неуравновешенный темперамент, проблемы с размножением — такими собаками лучше заниматься специалисту. Кроме того, маленькие собаки в большинстве отнюдь не ласковы, и у них могут быть проблемы с детьми. Они хорошо подойдут пожилым людям, у которых есть время повозиться с капризным и изнеженным существом.

Не стоит заводить для детей карликовых пуделей, хинов, такс, пекинесов, чихуахуа, мопсов и подобных собак.

Часто неспециалисты, польстившись на небольшие размеры и очаровательную внешность, заводят русских спаниелей, фокстерьеров, такс, небольших гончих, абсолютно не представляя, что значит содержать охотничью собаку, да еще и в городе. Охотничьих собак должны держать охотники.

Тема для отдельного разговора — это ставшие очень популярными в наше время бойцовые породы, а также специализированные сторожевые собаки: ризеншнауцеры, ротвейлеры, бультерьеры, стаффордширы, питбули, кавказские и среднеазиатские овчарки и прочие. Существует несколько правил успешного содержания таких собак, о которых многие или не знают, или предпочитают не вспоминать, погнавшись за модой. Во-первых, такая собака не должна быть первой вашей собакой. Обязательно вначале приобретите опыт управления собакой с какой-нибудь более простой породой. Второе: не заводите такую серьезную породу, если у вас есть маленькие дети или вы планируете вскоре завести ребенка. Вы не сможете уделять собаке достаточно времени, и это скажется на ее послушании плюс еще собака будет ревновать вас, и может возникнуть конфликт.

Это очень серьезные собаки, требующие самого серьезного отношения. Не слишком доверяйте заводчикам, гарантирующим устойчивость психики своих щенков. Разумеется, хороший и добросовестный заводчик не продаст щенка в неподходящие для данной породы условия, ведь не всегда встречаются такие сознательные или настолько грамотные заводчики. Помните: хороший специалист, прежде чем продать вам щенка, спросит, есть ли у вас дети и какого возраста, и если ответ его не устроит, щенка в этом помете вы не получите. Кстати, практически во всех цивилизованных странах содержание бойцовых собак в городах запрещено законом.

Если вам нужен просто хороший сторож и защитник, в том числе и для детей, — заведите немецкую овчарку. Мощь, неприхотливость в содержании и великолепный устойчивый темперамент этих собак уже не первую сотню лет делают их лучшей сторожевой породой.

Крупную служебную собаку можно брать в семью, где есть дети-подростки 13-15 лет — к тому времени, когда такая собака станет взрослой, ваш ребенок тоже уже подрастет настолько, чтобы суметь справиться с ней и нести за нее ответственность.

Если вы заводите собаку, что называется «для души», вам подойдут так называемые собаки-компаньоны: это в первую очередь пудель (разумеется, большой, а не карлик и не малый), Лабрадор, золотистый ретривер, колли, бобтейл. Это прекрасные «семейные» собаки, которые принесут много радости в ваш дом, будут без устали играть с детьми и не обидят даже самых маленьких. В то же время, вы будете гораздо спокойней за своего ребенка, зная, что он ушел на улицу не один, а с крупной, внушительного вида собакой, которая при случае сумеет и защитить. Даже самые добродушные и ласковые к посторонним собаки не позволяют никому обижать детей своей «стаи», которых они воспринимают как своих.

Хороши для семьи сенбернары и ньюфаундленды, но только при условии, что вы не поддадитесь на вечно печальный их взгляд, будете заставлять их совершать активный моцион и не уступите соблазну раскормить этих спокойных, вальяжных собак. С детьми, как правило, прекрасно уживаются и немецкие овчарки, при условии, что вы завели суку, а не кобеля.

Воспитание: первые шаги

Любая собака, независимо от породы, должна быть хорошо воспитана. И это воспитание не ограничивается выполнением нескольких команд. Главная его цель — вырастить собаку понятливую, удобную и беспроблемную в общении, управляемую в определенных рамках. Иначе владелец не будет иметь покоя, а собака — долгой жизни. Да-да, именно так: пес, незнакомый с командами «рядом» и «ко мне», легко может оказаться под колесами автомобиля.

В широком смысле воспитание собаки и заключается в том, чтобы привить ей понятия «можно» и «нельзя» и добиться, чтобы она знала и помнила, что именно ей делать не следует, даже в моменты, когда хозяин ее не видит.

Существует мнение, что собака понимает только команды и не способна к обобщениям. Его придерживаются те, кто вообще не держал собак, изучал их только теоретически или в лабораторных условиях, где собака не имеет возможности полностью реализовать свой потенциал, а также те, кто в силу своих личных качеств оказался не способным вступить с собакой в контакт, наладить взаимопонимание с ней.

Собака — единственное домашнее животное, которое всегда готово выполнить желание хозяина. Ваш питомец будет охотно работать, не требуя другой награды, кроме ласкового слова или похвалы, тогда как другие животные дрессируются исключительно по принуждению или за лакомство.

Воспитательный процесс всегда обоюдный. Помогайте собаке воспитывать вас, обратите внимание на свою выдержку, способность сохранять спокойствие, настойчивость в достижении цели, не перекладывайте на собаку свои неудачи и неурядицы.

Щенок — существо особое, он быстро обучается и быстро забывает, он всегда игрив, легко утомляется, но не может, да и не должен долго оставаться неподвижным. А главное — это «сырая глина», из которой последовательным воспитанием можно вырастить все, что угодно.

Чтобы ваши взаимоотношения со щенком приносили радость обоим, а процесс сначала воспитания, а затем и обучения принес плоды, станьте самым необходимым существом для щенка. Старайтесь больше времени бывать с ним, играйте и занимайтесь с ним каждую свободную минуту. Иначе зачем же вы его завели? Пусть ваш щенок увидит в вас источник не только пищи, но и любви, и ласки. Это произойдет не сразу, но когда ваша собака в присутствии других людей и собак предпочтет вас, считайте, что вы одержали первую большую победу.

Как только щенок попадает к вам, сразу начинайте играть с ним, с полутора месяцев малыш неутомимо ищет обучающие ситуации, и если вы не предложите их ему, он организует их сам. Вряд ли он сам станет учить вести себя, как нужно вам, следовательно, обучение должно быть организовано хозяином.

Первая и главная игра вашего малыша — «охота за мышкой». Мышку можно сделать из старого шерстяного помпона от детской шапки, если продеть сквозь него бельевую резинку. Резинка нужна, чтобы, подергивая за нее, оживить «мышку» при игре, не причиняя неудовольствия маленькому. Затем резинку можно заменить шнурком, помпон — матерчатой подушечкой, а затем резиновым мячиком. Игра заключается в том, что щенок всегда убивает «мышку» и уносит ее в укромное место. В игре могут принять участие все ваши друзья, знакомые и гости дома.

Ваша цель в игре — развитие у вашего питомца уверенности в себе. Нормальные реакции взрослого необученного животного — недоверие, страх прикосновений, даже к хозяину. С этим нам как раз и нужно справиться. Лучше играть со щенком на его уровне — на полу, на коленях, пуская его временами забраться вам на грудь, ощутив полную победу. Но иногда дайте понять щенку, кто сильнее на самом деле. Для этого ненадолго подержите его в одном положении, прижав к полу. Злоупотреблять этим ни в коей мере нельзя, делать такое нужно редко, когда щенок, разыгравшись, вдруг больно вас укусит. Укус за руку — способ общения с хозяином. Нужно просто аккуратно научить малыша рассчитывать свои силы при общении.

Нужно приучить щенка к гигиеническим нормам нашей жизни. На первом этапе можно оставить тряпку, которой мы убираем за малышом возле двери, уничтожая запах в других местах аммиачным раствором. На втором этапе, когда малыш привыкнет справляться на тряпке, вынесем тряпку на улицу в определенное место и завершим приучение. Для этого следует только выводить почаще малыша сразу после еды и питья в то место, где лежит его тряпка. Нужно помнить, что прогулки с полным животом никому не полезны, поэтому после еды выводят щенка только на гигиеническую прогулку.

Нужно, чтобы малыш знал свою кличку, для этого любое обращение к нему начинаем с его имени. Когда он станет откликаться на имя, следует использовать кличку только для привлечения внимания.

Затем нужно научить малыша подходить к вам. Кличкой, произнесенной с жесткими интонациями, затормозим процессы, отвлекающие вашего ученика, потом ласково подзовем, показывая желанный предмет, подбадривая похвалой при подходе. Поощрением ему может быть: дома — миска с едой, на улице — маленький кусочек лакомства или удачная охота на шерстяную мышку.

Чтобы щенок знал место в доме, лучше кормить его именно на месте. Но заставлять насильно оставаться в его убежище нельзя, чтобы малыш не ощутил ничего неприятного там, где он считает себя в безопасности. Терпеливое и внимательное отношение постепенно приведет вас к желанной цели: щенок будет подолгу оставаться на месте.

Обучайте малыша терпеливо и ласково, всегда в игре.

Для развития хорошей хватки повесьте в дверном проеме шину от велосипеда на резиновом амортизаторе и покажите щенку, что это его игрушки. Потом, если ему случится грызть нечто нужное, обменяйте полезный предмет на подвешенную шину, это разовьет челюсти малыша и сбережет ваши вещи.

Чтобы малыш научился пользоваться носом, проведем по полу полосу кусочком мяса и разложим на нее кусочки лакомства. Это очень важная игра, которая сделает вашего щенка следовой собакой.

Нужно приучить щенка к поводку и ошейнику. Если сделать это с двух месяцев, играя с собакой, она этого даже не заметит. Поводок — важнейшая вещь вашей собаки: он обеспечивает ее безопасность.

Следует определиться, что непозволительно нашему малышу, и строго придерживаться заведенного порядка, отвлекая его от запретных действий шлепком или рывком за поводок, но сразу за тем предложим ему интересную игру.

Придется упомянуть, чего желательно не делать, если вы хотите хорошего приятеля:

1. Не отучайте его подходить к посторонним, не ругайте его при этом и тем более не наказывайте, иначе можно вызвать трусливую, а значит, неоправданно агрессивную реакцию по отношению к людям.

2. Не запрещайте становиться лапами на вас и ваших знакомых при подбегании поначалу, иначе собака будет соблюдать опасливую дистанцию. Дистанция затруднит контакт, ухудшит послушание, защиту. Лучше наклонитесь к малышу, чтобы ему легче было с вами общаться, и он не станет на вас запрыгивать.

3. Не выходите со щенком без лакомства, чтобы у него всегда был интерес к хозяину.

4. Не забывайте игрушку, общаясь со щенком, которая должна быть основным инструментом в общении. Ведь методики раннего обучения детей тоже предметны.

5. Не бейте щенка, не тычьте его мордочкой в его лужицы, лучше вывести его лишний раз. Полезней найти, за что похвалить малыша.

6. Не заставляйте его что-либо делать без его собственной заинтересованности. Иначе вы получите плохой механизм вместо хорошего друга.

7. Побольше играйте с ним, не оставляйте его без внимания. Иначе он научится легко обходиться без вас и ваших команд.

8. Не набрасывайтесь на малыша за то, что он подобрал что-либо с земли на улице, лучше научите его всегда к вам подходить по первой команде. После запрещения сразу ласково его подзовите. Такой подход сразу решит проблему подбирания.

Все перечисленное касается малышей до пяти месяцев. Щенков постарше учить нужно соответственно пожестче, но всегда без прямого принуждения.

Помните: щенок — это личность, а не игрушка, воспитывайте его, а не муштруйте. Ни в коем случае щенка нельзя бить, тем более избивать: вырастет озлобленный зверь либо трус и подхалим. У щенка в раннем возрасте очень развит инстинкт следования и, попав от матери в ваш дом, он будет следовать за вами и ориентироваться на ваши действия. Будьте внимательны, в буквальном смысле не спускайте с него глаз. Так вы легко сможете вовремя скорректировать его поведение, оградить от неприятностей, подбодрить, вселить уверенность в собственные силы.

Заниматься со щенком начинайте в квартире, по мере усвоения навыков переносите занятия на улицу. С командами щенка надо знакомить в процессе игр, практически не применяя силу. Занятия начинайте с момента появления щенка в вашем доме, ведь с двух-, трехмесячного возраста до года собака находится в стадии наибольшей восприимчивости. Речь, конечно, не идет о суровых тренировках или отработке сложных действий, принятых в аджилити, обидиенсе или фристайле. Пока вы только готовите собаку к сложному обучению — если, конечно, вас это привлекает. Но основные навыки должны быть привиты с детства.

В 8-10-недельном возрасте маленький щенок очень легко устает, ему не хватает внимательности.

Поэтому не переусердствуйте. Старайтесь поначалу просто приучить щенка к себе, станьте для него вожаком. Мягко, но настойчиво объясняйте ему, что ваше слово — закон, а его дело — послушание. Общаясь со щенком, надо чувствовать границу и меру настойчивости и требовательности, через которые переступать нельзя. Иначе у молодого существа может произойти нервный срыв и от планомерного обучения придется на время отказаться, а возможно, и вовсе начать с нуля, даже если ранее какой-нибудь прием уже был усвоен.

Любому владельцу необходимо знать, что собака, в особенности щенок, очень восприимчива и реагирует на хозяина «целиком». Другими словами, хозяин воздействует на нее комплексно: голосом, запахом, мимикой и жестами, даже одеждой.

Основным вашим инструментом воздействия на собаку должен стать голос. Буквально с первых дней пребывания она быстро поймет, что укоризненный тон или «разнос» связаны именно с ее неправильными действиями.

Команды нужно подавать ровным, спокойным голосом. Каждую из команд — с различной интонацией, так как собака буквально не понимает смысла сказанного, а очень хорошо различает именно звучание команды и интонацию, с которой вы их произносите. Будьте постоянны: собака не замедлит отреагировать на ваше требование.

Одно из неизменных правил дрессировки — не подавать команду более трех раз. Причем первый раз подавайте команду ровным, спокойным голосом (ведь слух у собаки неизмеримо более острый, чем у человека, и, находясь рядом, ваш пес слышит буквально каждый ваш вздох). Если после первой подачи команды собака ее не выполняет, вам следует повторить команду с более строгой интонацией (но не криком) и если собака вновь не подчинится, подать команду еще строже и обязательно добиться своего. Пусть для этого вам придется применить хитрость или силу. После выполненной с таким трудом команды должен следовать короткий, но обязательно приятный для собаки перерыв и непременное поощрение лакомством.

Занимайтесь по схеме: одно упражнение — перерыв на игру. На начальной стадии вполне достаточно 5-минутных занятий. Заканчивайте их положительными эмоциями, похвалой щенку. Поэтому не стоит разучивать новые или сложные команды в конце упражнения — пусть сделает то, за что вы сможете его похвалить. Ежедневно повторяйте отработанные команды и добивайтесь немедленного их выполнения. Убедитесь, что пес их усвоил, тогда переходите к следующим.

Не ленитесь лишний раз похвалить щенка в случае удачного выполнения команды. Сказав «хорошо» с ласковой интонацией, погладьте собаку и дайте ей лакомство. Не скупитесь на ласку и открыто выражайте радость и одобрение при правильном поведении. Это тоже большое поощрение для собак, не менее значимое, чем пищевое подкрепление. Услышав одобрение, юный пес будет стараться еще больше. Не забывайте поощрять лакомством: сначала за каждый выполненный прием, затем реже, но при дрессировке лакомство должно быть у вас всегда с собой. Давайте его маленькими кусочками, чтобы щенок только ощутил его вкус, но не наедался. Ни в коем случае нельзя заставлять собаку работать после кормления — необходимо дать ей отдохнуть и переварить пищу. Также запомните: к моменту занятий собака должна быть здорова, выгуляна и не очень голодна.

Если щенок не понял, чего от него требует хозяин, не стоит раздражаться и сердиться, пес будет работать только хуже. Если собака выполняет команду медленно, недостаточно четко, все равно похвалите ее — в следующий раз она выполнит прием лучше. Когда собака ошибается, поправляйте ее сначала лаской, затем, по мере обучения, — строгостью. Старайтесь не раздражаться, соберитесь, подбодрите щенка, повторите команду настойчиво, твердым голосом. Однако имейте в виду: на собаку наиболее эффективно воздействует тон вашего голоса, а не его громкость. Щенок должен усвоить, что дрессировка — не игра, и команда должна быть выполнена, несмотря ни на какие отвлечения. Иначе он решит, что выполнять команды не так уж и обязательно.

И еще один важный момент. Когда-то предки нынешних домашних собак жили в стаях, где строго соблюдалась нерушимая иерархия. Вы, как воспитатель щенка, выполняете, по его понятию, роль вожака стаи. Но вожак стаи — это не только любовь, но и требовательность. Настойчиво, сохраняя спокойствие, добивайтесь выполнения команд при условии, что ваши требования разумны и учитывают возраст щенка. Если вам пришлось наказать собаку, не позволяйте ей удирать после наказания — с ее точки зрения, такая стычка закончилась в ее пользу, в крайнем случае вничью. Заставьте ее подождать разрешения. Но не забывайте, что в дрессировке ни в коем случае нельзя злоупотреблять наказанием. Пес должен уважать вас, а не бояться. Не идите на поводу у собаки — тем самым вы показываете, что готовы подчиниться, ставите себя рангом ниже. Все остальные члены вашей семьи, включая самого маленького ребенка, также стоят выше собаки в этой «табели о рангах». Это очень важно: подрастающий щенок не должен чувствовать себя сильнее кого-либо из домочадцев, он не имеет права покусать или ослушаться кого-либо из них.

Многое в поведении собаки зависит от возраста. Например, в возрасте от трех до шести месяцев у щенков наступает так называемый период пассивно-оборонительной реакции. В это время они могут бояться незнакомых предметов, посторонних людей и т. п. Не отчаивайтесь — это пройдет, как только щенок переступит определенный возрастной рубеж. Постарайтесь осторожно знакомить пса с испугавшим его предметом, дайте понюхать его и не допускайте ситуаций, способных закрепить проявление пассивно-оборонительных реакций. Нежелательно, например, чтобы щенка в этом возрасте покусала взрослая собака или он, прыгая с излишне высокого «плацдарма», больно ударился — потом вам будет сложно учить его команде «барьер».

Собака — существо сложное и многогранное. Она умеет любить, ненавидеть, испытывать муки ревности, тосковать и радоваться. Самое главное — понять ее внутренний мир, ее неповторимость и индивидуальность, не относиться к ней как к бездумному автомату. Никогда не забывайте о ее чувствах! Вы — вожак вашего четвероногого друга. Чем лучше вы будете исполнять эту нелегкую обязанность, тем крепче будет контакт между вами, тем успешнее пойдет дальнейшее обучение.

Вы должны понимать, какие инстинкты движут вашим псом, и действовать в соответствии с этими инстинктами, а не наперекор им.

Используйте простые, в одно слово команды, например «сидеть!» или «лежать!», а не «садись сюда» или «ложись тут». Во избежание путаницы все члены вашей семьи должны подавать собаке команды одинаковыми словами.

Вознаграждайте хорошее поведение похвалой и лаской (причем искренне); во время обучения послушанию в качестве награды можно использовать лакомства. Не наказывайте собаку битьем или поркой, лучше повторяйте приемы обучения как можно чаще и настойчивее.

Не позволяйте собаке забывать команды (это случается из-за отсутствия практики). Чтобы собака не скучала, разнообразьте график и перемежайте сеансы обучения игрой.

Помните, что ваша собака хочет вам угодить. Будьте тверды и четко обозначайте свои желания, чтобы она понимала, чего вы от нее хотите.

Завоюйте доверие собаки путем позитивных подкреплений, чтобы она понимала, когда вы ею довольны. Когда она неправильно себя ведет и при этом требует внимания, игнорируйте или поправляйте ее, но не ругайте на повышенных тонах и не бейте, в общем, не делайте ничего такого, что может заставить собаку бояться.

Начальная дрессировка

Плохо, если вы опоздали с началом занятий. Если становление характера уже произошло, то дрессировку собака воспринимает как насилие над организмом, приходится ломать уже сложившиеся черты характера.

Внимательно наблюдая за развитием и становлением щенка, вы должны четко заметить, когда особенности поведения начнут становиться вредными привычками и в этот момент начать планомерную дрессировку.

При определении сроков начала дрессировки необходимо сделать поправку на пол собаки. Суки служебных пород (овчарки, ротвейлеры, доберманы, ризены и некоторые другие) обязательно должны закончить дрессировку (или хотя бы освоить команды «рядом», «сидеть», «ко мне») до начала первой течки. Если вы занимаетесь не в группе, а индивидуально, то во время течки занятия не прекращаются.

Что касается кобелей, то тут надо знать особенности сексуального поведения той или иной породы. Желательно закончить дрессировку до момента сексуального созревания. Кобели большинства служебных пород начинают обращать внимание на противоположный пол к году жизни. Но надо делать поправку на начало массовых течек (весной и осенью) — эти запахи могут подтолкнуть половое созревание кобеля.

Ошибочно мнение, что собаки некрупных, неслужебных пород и декоративные не нуждаются в дрессировке. Они тоже должны знать основные команды. Все рекомендации по началу дрессировки с учетом становления личности и половых особенностей можно применять и к мелким породам.

Если дрессировкой вы будете заниматься в среднем 2 раза в неделю по 2 часа, то воспитание — это ежеминутный и каждодневный труд, который по достижению определенного возраста у собаки отзовется полным взаимопониманием на всю оставшуюся собачью жизнь.

С момента появления щенка в доме его надо приучать к туалету. Сначала, чтобы он делал это в одном месте. Позже — чтобы просился на улицу.

С первого же дня щенка надо приучать к ошейнику. Позже — к поводку, чтобы к моменту выхода на улицу щенок уже знал, что это такое.

С первого кормления щенка нужно приучать к режиму питания и обращению с едой. Когда вы ставите перед собакой миску, она должна ждать команды («можно», «возьми», «ешь»), а не сразу набрасываться.

Вы должны иметь возможность подойти к собаке во время еды: поправить миску, подлить воды, подложить что-то или вообще забрать миску.

Основные команды, которые необходимо знать любой собаке, независимо от породы, возраста и планов дальнейшей дрессировки, — «место», «ко мне» и «фу» (прекращение нежелательных действий). Для маленького щенка необходимо и приучение к кличке. В дальнейшем следует обучение простым командам: «сидеть», «лежать» и «рядом».

Называть щенка всем в семье надо всегда одинаково. С того дня, как выбрана кличка, при каждом удобном случае обращайте на себя внимание щенка, называя его по кличке и обязательно лаская. Перед тем как кормить, непременно называйте малыша кличкой. Когда он подойдет, повторите кличку дватри раза и дайте ему корм. Через пару дней щенок усвоит свой первый урок, особенно если кличка будет произноситься с одной интонацией и без дополнительных слов, затрудняющих ее запоминание.

И еще. Очень важно, не «ломая» собаку, с самых первых шагов дать ей понять, кто в доме хозяин, другими словами, установить главенство по отношению к ней. Как это сделать?

Обязательно кормите собаку только в то время, которое удобно вам, а не когда собака требует еды — и предпочтительно после того, как поели сами.

Не делитесь с собакой своей едой и не кормите ее рядом с обеденным столом.

Когда вы играете с собакой, не позволяйте ей побеждать во всех играх — особенно в «перетягивании каната» или состязаниях на скорость.

Не позволяйте собаке занимать позицию господства по отношению к вам и вашим детям (например, даже в игре наступать на вас, когда вы лежите на полу).

Не позволяйте собаке залезать на предметы меблировки и особенно на вашу кровать. Временами подходите к ее лежанке и садитесь на подстилку, чтобы показать, что вы имеете на это право.

Приучите собаку к регулярному вычесыванию — так, чтобы она подчинилась вашим действиям; во время и после каждого сеанса вознаграждайте ее похвалой и лакомствами.

Играйте с собакой, но если она становится слишком требовательной — не обращайте на нее внимания.

Приучите собаку пропускать вас в коридорах и в дверных проемах — не позволяйте ей бежать впереди вас.

Команда «место»

Эта команда необходима для воспитания. Она означает, что собака, что бы она ни делала, должна идти на свою подстилку. Знание этой команды оказывается кстати, когда собака клянчит у стола, пристает к гостям, мешает уборке и т. п.

Однако, даже поняв команду, собака будет беспрекословно выполнять ее только в том случае, если привыкнет к своей подстилке, полюбит ее.

Место для щенка устраивают сразу же, по прибытии его в дом. Как только пес укладывается где-нибудь поспать, возьмите его на руки, скажите «место» и отнесите на подстилку. Положив, погладьте один раз, похвалите «хорошо, место!» и сразу же отойдите. Через несколько дней щенок поймет, что только на подстилке его не тревожат во время сна, и будет устраиваться спать только там.

Поскольку подстилка — не просто «кровать», а как бы логово щенка, впоследствии и взрослой собаки, щенка приучают к месту и в периоды бодрствования. Во время игры покажите ему игрушку и бросьте на подстилку, сказав: «место». Пусть он «догонит» и «загрызет» ее именно там. Если щенок разбрасывает игрушки по комнате, регулярно возвращайте их на подстилку.

Когда щенок признает подстилку своей и начнет проводить там некоторое время без принуждения, приучайте его самостоятельно идти туда по команде. Окликните, покажите кусочек лакомства, скажите «место» и сами быстро идите туда. Зажмите лакомство в кулак перед подбежавшим щенком, другой рукой уложите его на подстилку и только после этого похвалите и наградите. Через несколько дней щенок привыкнет, что лакомство дается, когда он не просто приходит, а именно ложится на место.

Затем упражнение можно усложнить. Подайте команду «место» и покажите рукой в сторону подстилки (лакомство не показывайте, а то он от вас не отой

Наши рекомендации