Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада
Занятие № 1
Программное содержание. 1. Повторение правила написания гласных букв. 2. Закрепление действия звукового анализа.
Материал к занятию такой же, как в старшей группе, дополнительно вводятся «окошечки» и разрезная азбука.
Ход занятия
1. Поставить на доску зеленую и синюю фишки, обозначающие твердую и мягкую согласные, предложить детям вспомнить, какие гласные пишутся после твердых и какие после мягких согласных.
2. Предложить составить слово дыня, вызвать к доске слабо успевающего ребенка и подробно разобрать это слово.
Составить слово марка, предложить назвать 1-й согласный, 2-й согласный, 3-й согласный, 1-й гласный, 2-й гласный, затем убрать фишки и буквы.
Составить слово роза, проверить правильность выполнения и убрать в таком порядке: з, р, а, о.
Составить слово котёл, подробно разобрать это слово на доске, вспомнить правило написания букв о и ё. Игра со словом котёл. Задание 1: 1-й согласный, 2-й согласный, 3-й согласный, 2-й гласный, 1-й гласный; задание 2: 3-й звук, 5-й звук, 1-й звук, 4-й звук, 2-й звук; задание 3 дети придумывают самостоятельно.
3. Загадать детям слово, выложив схему: мягкий согласный, звук е, твердый согласный, звук а, и предложить отгадать загаданное слово (репа). Вызвать по очереди двух детей, которые выкладывают на доске модель, а дети группы отгадывают
Занятие № 2
Программное содержание. 1. Закрепить правила написания гласных букв. 2. Закрепить действие звукового анализа.
Ход занятия
1. Предложить выложить слово лягушка (вспомнить правило написания букв я и а). Игра со словом лягушка. Задание 1: 1-й звук, 3-й звук, 5-й звук, 7-й звук, 2-й звук, 6-й звук, 4-й звук; задание 2: 1-й гласный, 2-й гласный, звук, который всегда бывает твердым (ш), мягкий согласный, звук г, звук к; задание 3 дети придумывают самостоятельно.
Предложить составить слово василёк. Спросить, сколько мягких согласных звуков, сколько твердых согласных, сколько гласных.
Повторить правила написания гласных а, и, ё. Убрать буквы в следующем порядке: и, ё, в, к, с, л, а.
Сложить слово нитки, проверить это слово на столах, затем предложить сделать из слова нитки слово нитка и объяснить, как это сделать (заменить и на а, мягкий согласный заменить твердым согласным). Сложить слово рыбы, затем сделать из этого слова слово рыба, объяснить, как это сделать. Игра, со словом рыба. Задание 1: 1-й согласный, 2-й согласный, 2-й гласный, 1-й гласный; задание 2: звук ы, звук б, звук а, звук р; задание 3 дети придумывают самостоятельно.
2. Загадки воспитателя: твердый согласный, а, твердый согласный, ы (шары); мягкий согласный, е, мягкий согласный, и (дети)
Занятие № 3
Программное содержание. Повторение и закрепление пройденного.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово груша, повторить правило написания в нем гласных букв и правило о звуке ш.
Сложить слово белки, повторить правило написания в нем гласных букв. Предложить детям назвать гласные звуки, мягкие согласные, твердые согласные.
Из слова белки предложить сделать слово белка, затем палка и подробно объяснить, какие буквы и звуки дети заменяли.
Сложить слово аэроплан, предложить сказать, сколько гласных букв в этом слове, назвать их, сколько в нем согласных, назвать их.
2. Игра «Найди свое место». Цель — закрепление правил написания гласных букв.
3. Игра. Две загадки, заранее подготовленные детьми с помощью воспитателя
Занятие № 4
Программное содержание. 1. Закрепить действия звукового анализа. 2. Повторить правила написания гласных букв. 3. Познакомить детей с действием словоизменения на примере слов, состоящих из трех звуков. 4. Учить детей при отгадывании слова по схеме задавать вопросы воспитателю, которые бы подвели к отгадке.
Ход занятия
1. Вспомнить с детьми, какие гласные буквы пишутся после твердых согласных, и предложить выложить их у себя на столе, затем выложить гласные, которые пишутся после мягких согласных.
2. Сложить слово ручка, повторить правило, что звук ч всегда мягкий. Из слова ручка сделать: ручки, речки, реки, уметь объяснить произведенные замены. Игра со словом реки. Задание 1: 2-й, 4-й, 3-й, 1-й звуки; задание 2: твердый согласный, мягкий согласный, звук э, звук и; задание 3 дети дают самостоятельно.
3. Предложить детям выложить из белых фишек слово лак, заменить а на у и сказать, что получится (лук). Выложить слово дым, заменить ы на а (дам), затем а заменить на о (дом) и прочитать, что получится. Сложить слово сыр, заменить ы на о (сор) и прочитать получившееся слово.
4. Загадка воспитателя. Предложить детям отгадать слово по схеме: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (трактор) (учить детей задавать вопросы, чтобы легче было отгадать)
Занятие № 5
Программное содержание. 1. Повторение правил написания гласных букв. 2. Закрепление действий звукового анализа и словоизменения.
Ход занятия
1. Предложить детям сказать, какие гласные буквы пишутся после мягких и после твердых согласных.
2. Сложить слово весна, повторить правило написания гласных букв е и а. Спросить: какие звуки обозначают эти буквы? Игра со словом весна. Задание 1 дать по номерам звуков в слове; задание 2 дать по звукам; задание 3 дети дают самостоятельно.
Сложить слово листва. Спросить: сколько гласных звуков, сколько мягких согласных, сколько твердых согласных?
3. Сложить из белых фишек слово кот, заменить о на и и прочитать, что получилось.
Выложить слово так, а заменить на ю (тюк), ю заменить на у и прочитать полученные слова.
4. Загадка воспитателя: твердый согласный, мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный (слива). Продолжать учить детей задавать вопросы воспитателю для того, чтобы отгадать загаданное им слово
Занятие № 6
Программное содержание. Закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Игра «Найди свое место». Цель — закрепление правил написания гласных букв. Вспомнить, какие звуки бывают только мягкие и только твердые.
2. Сложить слово барабан. Спросить: сколько гласных, какие, сколько согласных, какие?
Выложить слово клюшка. Назвать твердые, мягкие согласные, гласные звуки. Игра со словом клюшка.
3. Сложить из белых фишек слово сом, заменить о на а и прочитать полученное слово (сам). Сложить слово мел и последовательно заменить гласные на ы, а, я, ё и прочитать образованные слова.
4. Придумывание-называние слов по схеме: мягкий согласный, гласный, твердый согласный.
Воспитатель должен заранее приготовить слово по этой схеме, чтобы в случае необходимости помочь детям (лес, лён, кит, мир, мял, люк, вёз, мёд, мел, мёл, пир, пел, рис, ряд, сел, тир, щит)
Занятие № 7
Программное содержание. Повторение пройденного материала.
Ход занятия
1. Предложить детям составить слово сметана, назвать гласные звуки и их место в слове, назвать твердые согласные, мягкие согласные и их место в слове. Игра со словом сметана. Задание 1 дать по номерам звуков в слове; задание 2 дать по номерам гласных и согласных; задание 3 дать по звукам.
Сложить слово филин, назвать одинаковые звуки в этом слове, назвать мягкие согласные, твердые согласные. Игра со словом филин. Задание 1 дать по звукам; задание 2 дать по номерам гласных и согласных; задание 3 дети дают самостоятельно.
2. Выложить из белых фишек слово сок, заменить о на у и прочитать.
Выложить слово пол, заменить о на и, прочитать, заменить и на е, прочитать.
Сложить слово нос, заменить о на ё, прочитать. Сложить слово зуб, заменить у на о и прочитать.
3. Называние слов по схеме: согласный, гласный, согласный, гласный, согласный, гласный. Сказать детям, что согласные могут быть и твердыми и мягкими. Воспитатель говорит слова заранее (карета, малина, машина, рябина, собака, ребята, работа, билеты, вагоны, газета, дерево, канава, железо, золото, калоши, лопата, заноза, курица, корова, дорога, лимоны, молоко, пироги, малыши, ворота, вагоны, голова, синица, лисица, колено, берёза, кубики, лисята).
Занятие № 8
Программное содержание. Закрепление пройденного материала.
Ход занятия
1. Игра «Найди свое место». Цель — закрепление правил написания гласных букв. Вспомнить, какие согласные звуки бывают только твердыми и только мягкими.
2. Сложить слово ботинки, назвать гласные, твердые согласные, мягкие согласные, сделать из этого слова слово ботинок и объяснить, как это сделать. Сложить слово фиалка, назвать гласные звуки, мягкие согласные, твердые согласные и их места в слове.
Игра со словом фиалка. Задание 1 дать по звукам; задание 2 — по номерам гласных и согласных; задание 3 дети придумывают самостоятельно.
3. Предложить детям сложить из белых фишек слово ток, заменить о на а и прочитать полученное слово. Сложить слово дом, заменить гласную на а и ы и прочитать. Сложить слово мал, заменить а на гласные я, ё, и, ы, о, у и прочитать получившиеся слова.
4. Игра: кто больше назовет слов по схеме: согласный, гласный, согласный, согласный, гласный? Воспитатель придумывает слова заранее. Согласные могут быть и твердые и мягкие (цапля, банка, фишка, дырка, сумка, чулки, печка, носки, рамка, доска, туфли, вилка, ложка, лента, тачка, бочка, дочка, кофта, лампа, ручка, марка, горка, масло, маска, кукла, сосна, кошка, мышка, мишка, сушка, лодка, пушка, буква, паста)
Занятие № 9
Программное содержание. 1. Повторить пройденный материал. 2. Учить детей производить действие словоизменения на четырех звуковых словах.
Ход занятия
1. Сложить слово страна, предложив детям объяснить значение этого слова. Спросить, сколько в слове гласных звуков, мягких согласных, твердых согласных, и назвать их место в слове.
Сложить слово окраина. Игра со словом окраина. Задание 1 дать по номерам звуков; задание 2 дать по звукам; задание 3 дети дают самостоятельно.
2. Из белых фишек предложить детям сложить слово роза. Заменить а на ы, затем ы на у и прочитать. Сложить слово лиса, заменить а на у, у на ы и прочитать. Сложить слово мыло, заменить ы на и, и на а и прочитать.
3. Игра: кто больше назовет слов по схеме: согласный, гласный, согласный, гласный? Воспитатель придумывает слова заранее. Согласные могут быть и твердые и мягкие (луна, рука, сани, роза, коза, нога, рога, вата, ваза, море, поле, мама, папа, няня, мина, лицо, рама, кино, гора, мыло, нора, мука, кора, куры, гуси, зима, лиса, каша, кофе, мясо, лыжи, кожа, ножи, жало, жаба, шина, лужа, кони, пуля, рыба, пена, шуба, бусы, бобы, пила, сова, муха)
Занятие № 10
Программное содержание. 1. Повторить правила написания заглавных букв. 2. Закрепить правило о звуке ш. 3. Закрепить действие звукового анализа. 4. Учить детей производить словоизменение в пяти звуковых словах.
Ход занятия
1. Предложить на столах выложить все заглавные буквы. Напомнить детям, что звук ш всегда твердый.
2. Сложить слово игрушка. Спросить, какие гласные и согласные звуки в этом слове. Игра со словом игрушка. Задание 1 детям дать по номерам гласных и согласных звуков; задание 2 дети дают самостоятельно.
3. Из белых фишек предложить детям выложить слово мышка, заменить гласный звук ы на и, затем на у, а, прочитать полученные слова; сложить слово тачка, заменить первую букву а на у и прочитать (тучка).
4. Игра: назови слова, в которых второй звук а (парта, мясо, капуста и т. д.). За каждое правильно названное слово давать фишку.
Занятие № 11
Программное содержание. 1. Закрепление действия звукового анализа и правил написания заглавных букв. 2. Закрепление действия словоизменения на пятизвуковых словах.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово веревка, объяснить правила написания букв е и ё, сказать, какие звуки эти буквы обозначают. Игра со словом верёвка. Задание детям дать по звукам: задание 2 дети дают самостоятельно.
2. Предложить детям сложить из белых фишек слово печка, заменить е на о, о на а, прочитать; заменить последнюю букву а на и (печки).
3. Сложить слово мак, дать детям полоску со всеми гласными буквами, предложить заменить гласную букву в слове последовательно всеми буквами полоски и прочитать (предупредить, что могут получиться смешные слова, чтобы детей не смущало отсутствие смысла получаемых слов).
4. Игра: кто больше назовет слов по схеме: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный? (Воспитатель должен заранее придумать слова типа лиса, липа, река, зима, лицо, мясо и т. д.)
Занятие № 12
Программное содержание. 1. Познакомить детей с буквой м. 2. Учить пользоваться «окошечком». 3. Учить пользоваться кассой букв. 4. Учить слоговому чтению прямых открытых слогов и слов с открытыми слогами.
Ход занятия
1. Показать детям «окошечко», объяснить, как во 2-е «окошечко» вставляется полосочка с гласными, как с ней работать.
2. Предложить детям сложить слово мама (фишки, буквы). Спросить, какие гласные звуки. Какие согласные? Раздать детям кассы с буквой м. Предложить поменять в слове мама звуки м на буквы. (Отметить, что дети впервые читают слово, где уже есть все буквы.)
3. Предложить детям вставить букву м в 1-е «окошечко», во 2-е — полоску с гласными. Прочитать получившиеся слоги. Должны по очереди прочесть все дети группы. Чтобы дети не заучивали прочитанное наизусть, необходимо читать или снизу вверх, или наоборот.
4. Предложить для чтения текст № 1 (должны прочитать все дети). Мм
мё ми мэ мю мы
ма ме мо мя му
мама мимо
5. Придумать слова, в которых звук м стоит в середине слова.
Занятие № 13
Программное содержание. 1. Познакомить детей с буквой н. 2. Чтение прямых открытых слогов и слов с буквой н, состоящих из двух прямых слогов. 3. Повторить чтение слогов с буквой м. 4. Тренировка в самостоятельном выкладывании слов с буквами м и а.
Ход занятия
1. Каждый ребенок должен придумать и сложить слово, в котором были бы буквы а и м. 2—3 самых интересных слова, придуманных детьми, выложить на доске.
2. Предложить детям прочитать по «окошечкам» слоги с буквой м. Вызвать детей, которые затруднялись на предыдущем занятии.
3. Предложить детям сложить из фишек и букв слово Нина. Спросить, какие звуки гласные. Какие согласные? Показать детям букву н. Раздать детям. Предложить заменить фишку, обозначающую твердый звук, на букву н (вспомнить, что имена пишутся с большой буквы).
4. Чтение «окошечек» с н (читают все дети по очереди).
5. Чтение текста № 2.
Нн
на не не ня ну
но ни нэ ню ны
мо на му не мы ны мё ня ми нэ
мама Нина мина
Нона няня меню
6. Домашнее задание: каждый ребенок должен придумать слово со звуком н.
7. Игра по модели: согласный, гласный, согласный. (Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.)
Занятие № 14
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой р. 2. Проверка домашнего задания. 3. Выкладывание слова с буквами м, н, р.
Ход занятия
1. Предложить детям вспомнить, какое задание им было дар на дом. Все дети выкладывают слова, которые кончаются звуком н (2—3 интересных слова выложить на доске, в одно из них поиграть).
2. Сложить слово Марина (напомнить, что имена пишутся с большой буквы). Спросить, какой согласный звук в этом слове обозначен зеленой фишкой. Спросить, сколько в этом слове гласных звуков. Сколько согласных? Сколько твердых? Сколько мягких? Поиграть с этим словом, но раздать детям не буквы, а фишки (вызывать к доске детей, называя звук, а не букву).
3. Чтение по «окошечкам» с буквами р, м, н (на повторение вызывать наименее подготовленных детей).
4. Чтение текста № 3. Вызвать всех детей.
ра рэ ря ро рё ру
ры рю ри ре
мо мю ми мы но не ма не
рама Рима мир Юра
Рома рана Ира ура
нора
5. Игра: назови слова, которые кончаются звуком р
Занятие № 15
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой л. 2. Выкладывание слов с буквой л. 3. Называние слов, которые начинаются со звука л.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово Алёна из букв и фишек (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Спросить, какие согласные звуки в этом слове. Какие твердые согласные? Какие мягкие согласные? Какой звук обозначен фишкой? Показать детям букву л, обозначающую этот звук. Рассмотреть ее, раздать всей группе, заменить в слове фишки на буквы.
2. Предложить детям назвать слова, начинающиеся со звука л.
3. Сложить слово малина (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Игра со словом малина (но не с помощью букв, а с помощью фишек).
4. Чтение по «окошечкам» слов с буквами л, м, н, р.
5. Чтение текста № 4 (опросить всех детей)
ла ля ло лё лу лю лом
ли ле лз ма не ру мир
лю мо не ры лу мэ мул
мыло мала Он мал. Он рыл.
луна мама Она мала. Она рыла.
Лара мина Они малы. Они рыли.
6. Дети загадывают 1—2 загадки (задание должно быть дано заранее).
7. Домашнее задание: придумать слово со звуком л и уметь его сложить
Занятие № 16
Программное содержание. 1. Повторение и закрепление пройденного материала. 2. Проверка домашнего задания.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить придуманное дома слово со звуком л (2—3 интересных слова выложить на доске).
2. Предложить детям выложить слово букварь. Обратить внимание на звук р на конце слова (обозначить зеленой фишкой, а не буквой). Предложить детям сложить слово прялка (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Спросить, сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Твердых? Мягких? Какие? Игра со словом прялка.
3. Чтение по «окошечкам» со всеми пройденными согласными.
4. Чтение текста № 5.
мя ня ря ля ме не ре ле мю мал нора
ню рю лю му ну ру лу мо но мир Рома
на ра ла мя ня ря ля ме не мул мала
мю ню рю лю му ну ру лу мо мел Лара
ро ло мё не рё лё ми ни ри лён рано
ли мэ нэ рэ лэ мы ны ры лы
рама луна мыло мыла Леля мила
Рома рыл яму.
Мама мыла Лелю мылом.
Рома и Леля малы.
Опросить детей, учитывая их индивидуальные возможности.
5. Загадка воспитателя: согласный, согласный, гласный, согласный (стол)
Занятие № 17
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой г. 2. Придумывание слов со звуком г и по заданной модели.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово Галина (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Задать вопросы: сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Дети должны ответить на вопросы: какие мягкие согласные звуки? Какие твердые? Какой 1-й твердый согласный? Какой звук обозначен синей фишкой? Показать детям букву г, раздать детям, заменить в слове фишки на буквы. Спросить, с какой буквы дети напишут это слово. Вспомнить правило, что имена пишутся с большой буквы.
2. Придумать слова со звуком г (каждый ребенок называет одно слово).
3. Предложить сложить слово глина у доски наименее подготовленному ребенку. Задать детям вопросы: сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Какой твердый согласный звук? Какие мягкие звуки? Какой 1-й, 2-й, 3-й согласный? Игра со словом глина.
4. Чтение по «окошечкам» только в том случае, если остались дети, которые испытывают в этом затруднение.
5. Чтение текста № 6, Гг
га го гя гу гё
гы гю ги ге гэ
ма лё ры нэ по
му мэ рё лу мо ня ра
гора рог
нога луг
Нина мыла ноги.
рога гам
Рома гулял по лугу.
(Предложения прочитать 2—3 раза, выразительно.)
6. Игра: придумать слова по модели: согласный, согласный, гласный, согласный
Занятие № 18
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой к. 2. Придумывание слов со звуком к. 3. Учить детей подробно повторять домашнее задание.
Ход занятия
1. Сложить слово колючка. Спросить, сколько звуков гласных. Сколько согласных? Какие мягкие согласные? Вспомните, что звук ч мягкий. Найти одинаковые звуки в этом слове (к). Показать букву к, рассмотреть, раздать, заменить в слове фишки на буквы. Какой звук в слове остался обозначенным фишкой?
2. Придумывание слов со звуком к (каждый ребенок придумывает одно слово).
3. Предложить детям сложить слово кукла. Попросить ответить на вопросы: сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Игра со словом кукла.
4. Чтение детьми текста № 7. Обратить внимание на выразительное чтение рассказа в конце текста. Прочитать его 2—3 раза.
Кк
ка ко кя ку кё кы кю ки ке кэ
га гя гё гу ге лы ры ны мы но лё рэ
кора рога мука мак лук лом ком
нора рука куры рак люк лак луг
Рома и Нина мыли руки и ноги.
У Римы кукла.
5. Игра: загадки детей (придуманные ими заранее).
6. Домашнее задание: придумать одно слово, начинающееся со звука г, другое — со звука к.
Занятие № 19
Программное содержание. 1. Закрепление пройденного материала. 2. Проверка домашнего задания.
Ход занятия
1. Дети складывают 2 слова, придуманные ими дома (2—3 интересных слова сложить на доске).
2. Предложить детям сложить слово книга, ответить на вопросы: сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие твердые? Какие мягкие? Предложить сложить слово угольки, обратить внимание, все ли дети помнят, что вместо буквы л нужно поставить зеленую фишку.
Игра со словом книга. Вызвать детей к доске, называя звуки.
3. Чтение текста № 8.
га кя го кё ки ге
кэ ка ку гы кю ги
нога — ноги гол
гу кы по гя ко гё ке гэ
игра кукла
играл играла играли
гора — горы кол икра марка
нора — норы рог игла горка
рука — руки
Коля и Рима мыли куклу.
Они мыли куклу мылом.
Они играли.
4. Игра: назови слова, в которых первый звук — мягкий согласный
Занятие № 20
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой с. 2. Повторение пройденного материала.
Ход занятия
1. Дать детям для выкладывания разные слова с учетом подготовленности каждого ребенка: рога, нора, лупа, мыло, игла, икра, кран, гром. Воспитатель ходит по рядам, проверяя выполнение задания. (Работа должна проходить в быстром темпе.)
2. Предложить детям сложить слово сокол (объяснить значение). Спросить, сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Какие? Какой 1-й звук? Показать детям букву с, раздать всей группе, предложив заменить в слове синюю фишку на букву с.
3. Предложить детям придумать слова со звуком с (быстрый опрос детей).
4. Каждый ребенок складывает слово с буквой с (2—3 интересных слова сложить на доске).
5. Чтение текста № 9.
Сс
са си су сы ся
се со сэ сё сю
га ко мя ну лё ры гю кя
ли не ги ке мё ня ла рю
сом сани масло кусок
сыр гуси сумка носок
сор Сима маска солома
У Романа сом.
У мамы сумка.
У Симы и Нины сани.
6. Игра: вызвать ребенка сложить слово нора. Переделать его в слова: кора, гора, горы, норы, нора, нога, рога, рог. Слова выкладываются только на доске, но вся группа должна участвовать в игре
Занятие № 21
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой з. 2. Учить детей выкладывать предложение, состоящее из двух слов, соблюдать интервал между словами, называть первое, второе слово в предложении.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово сказал, сделать из него сказала, затем сказали, разобрать слово сказали. Определить, сколько гласных, сколько согласных, назвать их. Затем сложить предложение Они сказали. Определить, сколько в нем слов. Какое 1-е слово? Какое 2-е? (Сказать, что слова пишутся на расстоянии друг от друга.) Спросить детей, какой звук в словах обозначен фишкой. Показать им букву з, затем раздать всей группе, попросив заменить звук з на букву. Выложить 2 слова друг пол другом. Замок, замок. Спросить детей, что такое замок, что такое замок. Сравнить эти слова по звукам: одинаковые они или разные? Работа над ударением. Игра (по выбору детей) с одним из этих слов.
2. Чтение текста № 10.
Зз
за зе зи
са со си
не ги ну
зо сэ
лё
зу
сы ры
зэ ся кя
зё зя зю
зима замок сазан
Зина заноза мороз
роза музыка маска
Заноза
Лиза мыла розу. Она занозила руку. У Лизы заноза.
Обратить внимание детей на то, что у рассказа есть название, по которому мы узнаем, о чем рассказ. Чтение рассказа 2—3 раза выразительно. Предложить детям пересказать этот рассказ с добавлением подробностей, не отвлекаясь от основного содержания текста. Слово замок прочитать с различным ударением
Занятие № 22
Программное содержание. 1. Повторить пройденный материал. 2. Научить детей новой игре в цепочку слов.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово сказочка (вызвать к доске наименее подготовленного ребенка). Из этого слова сделать слово сказочки. Спросить, сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Какие? Какие твердые? Какие мягкие? Затем из слова сказочки сделать слово указочки. Игра со словом указочки.
2. Чтение текста №11.
са се си со су сэ сы сё
ся сю за зе зи зо зу сэ
зы зе зя зю
сын роза кукла лимон сорока
сон лиса сосна силос голоса
нос коза ласка мороз лимоны
коза — козы
лиса — лисы
У нас рос мак.
коса — косы
У нас росла малина.
сам сама сами
кукуруза
роза — розы
У нас росли розы.
У нас много кукурузы.
Объяснить детям значение слова силос.
3. Воспитатель на доске выкладывает слово мак и предлагает детям путем замены любой буквы или добавления одной буквы получить новое слово. Воспитатель должен иметь приготовленные варианты цепочек слов. Если при замене дети будут называть буквы, с которыми не знакомились на предыдущих занятиях, обозначить их фишками. Примерная цепочка слов: мак — лак — лук — люк; мак — рак — раки — руки — реки — река — репа; мак — лак — рак — так — ток — кок
Занятие № 24
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой ж. 2. Дать детям правила о правописании жи и ши.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить слово жарко. Спросить, какой звук обозначен фишкой. Объяснить детям, что звук ж всегда твердый. Показать им букву ж, раздать всей группе, заменить в слове фишку на букву. Сложить слово моржи. Объяснить детям, что после буквы ж всегда пишется и, хотя слышится ы.
2. Предложить детям придумать слова, которые бы начинались со звука ж (по одному слову).
3. Сложить слово кожа, затем переделать это слово на слова коза, роза, розы. Сложить слово жизнь, мягкость звука н дети должны обозначить фишкой. Сложить слово шина, объяснить детям, что после ш всегда пишется и, а слышится ы. Обобщить правило, что после ж и ш слышится ы, а пишется и.
4. Чтение текста № 13.
жа жо жу жи же
жил — жила — жили
жук сажа лыжи сук лужа жуки нож кожа
ножи шалаш шина — шины малыш уж — ужи шишка
У Саши кошка. У кошки усы. У кошки уши. Саша сама мыла кошку.
Спросить у детей, что такое уж, ядовитая ли это змея. Объяснить значение слова сажа.
5. Игра: назови слова, которые бы начинались с мягкого согласного звука л.
Занятие № 25
Программное содержание. Повторение пройденных букв и правил о жи и ши.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово малыши, вспомнить правило, что после ж и ш всегда пишется и. Игра со словом малыши. Детям раздают буквы, а вызывают к доске по звукам: гласный, согласный. Выложить слово ужин. Выложить предложение Малыши слушали сказку, назвать 1, 2, 3-е слово.
2. Чтение текста № 14.
шар лужа шил — шили жук лыжи шина — шины
зал жало машина — машины сам мыши
Он Она Они
служил служила служили
слушал слушала слушали
сушил сушила сушили
У осы жало.
Оса ужалила жука.
Маша нашла жука.
У жука рога.
У жука усы.
Спросить у детей значение слова зал.
3. Попросить детей назвать по одному слову, в которых есть звуки ш и ж.
4. Воспитатель предлагает детям отгадать задуманные им слова (грибы) по схеме: твердый согласный, мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный; (школа) по схеме: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный
Занятие № 26
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой д. 2. Учить детей составлять слово с заданной частью слова, озаглавливать прочитанный рассказ.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово драка. (У доски разбирает это слово наименее подготовленный ребенок.)
Воспитатель задает вопросы: сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Сколько мягких? Сколько твердых? Какие? Показывает букву д, предлагает детям рассмотреть ее, затем раздает всей группе и просит заменить звук д на букву.
2. Воспитатель предлагает детям придумать слово, начинающееся со звука д (2—3 наиболее интересных слова написать на доске).
3. Воспитатель складывает на доске часть слова — ру, дети складывают его на столе, затем им предлагается сделать из ру — дру и с помощью этой части слова придумать и выложить слово.
4. Чтение текста № 15.
Дд
да ду до ды ди дя дю дё дэ де
жа жи ша ши шу жу жо шо
дом дуга лодка дым дыра доска
лошадка дам дома дорога
У Димы лодка. У Даши кукла. Дима и Даша дружно играли.
Объяснить детям значение слова дуга. Предложить детям выразительно прочитать рассказ 2—3 раза и озаглавить его.
5. Игра: цепочка слов, начинающаяся со слова рак
Занятие № 27
Программное содержание. 1. Знакомство с буквой т. 2. Продолжать учить детей придумывать и складывать слова по отдельной части слова.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово танки, ответить на вопросы: сколько в слове гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Сколько мягких согласных? Воспитатель показывает букву т, предлагает детям рассмотреть, затем раздать всей группе, попросив заменить в слове фишки на буквы. Игра со словом танки.
2. Каждый ребенок придумывает слово со звуком т (2—3 слова дети должны сложить на столе).
3. Предложить детям сложить часть слова — та, затем ста и с этой частью составить слово.
4. Сложить слово старик, сделать из него слова: старуха, устарел. (К доске для работы вызвать наиболее подготовленного ребенка.) 2—3 детям предложить объяснить, как они произвели замену.
5. Чтение текста № 16. Объяснить детям значение слов долото, треска. Озаглавить прочитанный рассказ, рассказать его.
Тт
та ту тю то тя ты
те ти те та да ду ша
кит карта молоток сторож
кот танки долото стакан корыто дорога
старик рот доска тир лодка ток треска
Дима строит дом. А Тима строит гараж. Дима и Тима дружат.
6. Две-три загадки предлагают дети. Воспитатель заранее придумывает вместе с детьми слова для загадок
Занятие № 28
Программное содержание. Закрепление пройденного материала и правила о звуке ч.
Ход занятия
1. Предложить детям выложить предложение Самолёт летит. Напомнить, что предложение пишется с большой буквы. Спросить, сколько в предложении слов, какое из них первое, а какое второе.
2. Предложить сложить слово аэроплан. Определить, сколько гласных звуков. Какие? Сколько мягких согласных? Какие? Сколько твердых согласных? Игра со словом аэроплан. Выложить слово лодка (произнести слово так, чтобы дети услышали звук д). Спросить детей, как сделать из слова лодка — лодочка, и сложить его.
3. Чтение текста № 17. Обратить внимание на смысл слов ток, тир, лом, сажа, росток, салат. Дети должны выразительно прочитать рассказ, придумать название и пересказать его.
таз сын дети стол салат
сад так кожа стул росток
ток лом сажа прут мостик
тир рис лужа друг рассказ
дуга
Дети гуляли по лесу.
У куста ёж. Он лежит.
У ежа иголки.
Ёжик уколол Жене руку.
Жалко Женю!
4. Игра со словом май: меняя одну букву, получать новые слова
Занятие № 29
Программное содержание. Знакомство с буквой ь.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово карась.
«Какие вы знаете буквы, которые показывают, что согласный звук нужно произносить мягко (и, я, е, ё, ю)? Давайте попробуем поставить их в слове карась. (Чтение получаемых слов.) А есть такая буква, которая не добавляет никакого нового звука, а только делает согласный звук мягким. Это буква ь. Она не означает никакого звука, но если мы видим ее в слове, то согласный, который стоит перед ней, нужно произносить мягко».
2. Раздать детям буквы. Поставить в слово карась после буквы с — ь. Сложить слово уголь. Спросить, чем отличается слово угол от слова уголь (звуками, буквами?).
Сложить слово косить. Спросить: а какое получится слово, если не поставить ь (косит)?
Предложить детям придумать и сложить слово с мягким знаком.
3. Чтение текста № 18.
гусь корь окунь огонь уголь
конь ноль кость дождь карась
Один — много
гусь — гуси
конь — кони
дать строить
лось — лоси
мыть дарить
окунь — окуни
лить крутить
Надо носить воду.
Миша носит воду.
Обратить внимание на слова моль, ноль, лось, корь.
4. Игра: загадки детей
Занятие № 30
Программное содержание. Работа с буквой ь.
Ход занятия
1. Сложить слово дождь, сделать из него слово дожди. Что указывает на мягкость звука д? Сложить слово строить. Что делает мягкий звук т? Сделать из него слово строители. Что теперь указывает на мягкость звука т? Сколько в этом слове гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Сколько твердых? Какие? Сколько мягких? Какие? Что указывает на мягкость звука л? Сложить слово долька. Что делает л мягким?
2. Предложить детям сложить то, затем сложить сто, придумать и сложить слово с этой частью.
3. Чтение текста № 19.
соль огонь играть
Один — много
толь олень кушать
окунь — окуни
мать карась кусать
кость — кости
мазь гость слушать
дождь — дожди
куль дождь мешать
карась — караси
корь окунь летать
гость — гости
пень кость солить
день уголь тянуть лень
У Сони корь.
Дима дал маме соль.
Мама солит кашу.
У нас есть окунь и карась.
Обратить внимание на слова лень, мазь, куль, корь.
4. Загадка воспитателя
Занятие № 31
Программное содержание. Знакомство с буквой п.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово пушка, ответить на вопросы: сколько гласных звуков? Какие? Сколько согласных? Какие? Какой звук обозначен фишкой? Показать букву п, затем раздать ее всей группе и попросить заменить в слове фишку на букву.
2. Каждый ребенок выкладывает слово, которое начинается со звука п.
3. Выложить слово пальто. Выложить слово письмо.
4. Чтение текста № 20.
Пп
папа пил пить палка суп
пила липа петь пушка пол
пар пел пирог пилот
пир поле порог парад
пена пляж опера пакет
Папа купил Пете лошадку.
Петя рад. Он играет.
У Поли лопатка.
Она копает грядку.
Объяснить слова пир, пена, липа, пакет, порог, пляж, пилот, парад, опера. Предложить детям выразительно прочитать рассказ 2—3 раза и затем пересказать его.
5. Игра со словом лук: меняя одну букву, составлять новые слова
Занятие № 32
Программное содержание. Знакомство с буквой б.
Ход занятия
1. Предложить детям сложить слово булочка. Определить, сколько гласных звуков. Какие? Сколько согласных? Какие? Какие твердые? Какие мягкие? Какой первый звук в слове? Показать детям букву б, затем раздать ее всей группе, попросить заменить фишку буквой.
Сложить слово борьба. Что указывает на мягкость звука р? Сложить слово рубль (четко произнести это слово). Сколько согласных?
2. Предложить детям сложить ра, сделать из него гора, затем сложить слово с этой частью (2—3 слова сложить у доски).
3. Чтение текста № 21.
Бб
бок бык бак зуб бобы жаба рыба бусы
бумага борода рябина работа собака
булка балка палка
У Пети болит зуб. Мама дала Пете таблетку. Зуб уже не болит. Петя рад.
Придумать название рассказа. Пересказать его.
4. Игра со словом мал: меняя одну букву или добавляя, получать новые слова.
Занятие № 33
Программное содержание. Закрепление правил написания мягких согласных в разных вариантах.
Ход занятия
1. Сложить слова полька, поляна. Спросить, сколько мягких согласных звуков. Какие? Как обозначена их мягкость?
Сложить слово полка. Спросить, сколько гласных звуков. Какие? Сколько согл<