Старшие дети иногда начинают менять свой голос, это можно разрешить, если они сами до этого додумались и если отгадывать тоже должен старший.

МЫШКА-КУБЫШКА

Мышка, мышка, серая кубышка, Продай теремок, продай невысок. За плошку, за ложку, За палку, за мялку, Горшечны покрышки, Еловые шишки.  

МИШКА

Я добрый, толстый мишка. Из леса я пришел. Люблю танцевать я слишком И друга я нашел.  
Припев: Мы танцуем, посмотри, Ножки пляшут раз, два, три. } 2 раза

Забота о чувствах ребенка через детские игры

Чувства осязания, жизни, движения, равновесия передают нам непосредственное переживание опыта, полученного нашим телом. Как мы себя чувствуем, как мы стоим и ходим, лежим или сидим — мы воспринимаем посредством этих чувств. Воля, как деятельность, преимущественно действует в этих четырех процессах.

В работе увиделось, что чувства очень тесно переплетаются друг с другом. Так что представленное разделение несколько условно и означает, что в данный момент воспитатель делает акцент на одно из чувств, в другое время этот же стишок поможет работать с другим чувством.

ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ

Игры для детей

Игры на спине

1. Две сороконожки Бежали по дорожке, Бежали, бежали И друг друга повстречали.  
Как друг друга повстречали Крепко-крепко обнимали. Так друг друга обнимали, Что едва мы их разняли. (легкие пальчики легко бегут по телу). встречаются за шеей, сцепляются и крепко держатся друг за друга
2. Я — дрозд и ты — дрозд. У меня нос и у тебя нос. У меня щечки гладки И у тебя щечки гладки. У меня губки сладки И у тебя губки сладки. дети показывают друг на друге, касаясь лица друг друга пальцами.
Я друг и ты друг. И мы любим друг друга. Дети обнимаются

Здесь также обращение к чувству «Я»

ЧУВСТВО ЖИЗНИ

Танец

Вперед четыре шага, Назад четыре шага, Кружится, кружится наш хоровод. Ножками потопаем, Ручками похлопаем, Глазками помигаем, А потом попрыгаем. дети повторяют движения за воспитателем

Важно: легкость жестов и радостное настроение

«Каравай»

Как на… день рожденья Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой нижины. Вот такой ужины, Вот такой ширины. Каравай, каравай, Кого любишь — выбирай.  

ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ

Медвежонок потянулся, потянуться, встать на носочки
Раз нагнулся, два — нагнулся. нагнуться влево, вправо
Лапы в стороны развел, развести руки
Видно, меда не нашел. пожать плечами
Влез на дерево и вот — мёд! Растет росток, Растет росток, Он поднимается, растет. Когда же он поднимется, Распустится цветок. Я — точка, Я — большой. облизнуться.

«СОВА»



В темном лесе, во мгле Сидит совушка в дупле. А в глухую ночь глаза закрыть ладошками, дети стоят в кругу
Вылетает прочь. Вылетает на работу, На ночную на охоту. А как станет светло дети ходят в пространстве маша крыльями
Она снова в дупло забирается, В темноте, в глухоте отсыпается. дети собираются в центр круга и закрывают глаза

ЧУВСТВО РАВНОВЕСИЯ

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Скок-скок, поскок Молодой дроздок, По водичку пошел, Молодичку нашел Молодиченька-невеличенька, Сама с вершок, Голова с горшок. Я журавль длинноногий, Я шагаю по дороге. Топну правою ногой, Постою часок-другой.  
Топну левою ногой, Постою часок-другой. Клюв широкий открываю И лягушку поджидаю. Лягушонок прискакал Ам! Его я не поймал. стою на одной ноге

Музыка и пение

РОЖДЕСТВО

Светлый праздник Рождества, алилуйя, алилуйя, алилуй Бог отец прислал Дитя Все приветствуют Христа Звери греют малыша Камни все у его ног
И расцвел в ночи цветок Пастушки к нему идут Ангелы ему поют.
Запели пять ангелочков, запрыгали пять ангелочков
Один зажег в печи огонек, Другой поставил котелок, А третий кашку насыпал, Четвертый сахар добавлял, А пятый молвил: «Ешь малыш, Не торопись, не обожгись».

ПАСХА

1. 1. Волшебный чудный домик, пять комнаток есть тут. Коричневые малыши в том круглом домике живут. 2. Вот в домик мы войдем и малышей найдем, Их в землю бережно положим и ключевой водой польем. 3. Вот солнышко взошло, земле послало лучик ясный. И стали яблоней прекрасной.
2. 1. Под напев молитв пасхальных и под звон колоколов К нам весна спешит из дальних из полуденных краев. 2. В зеленеющем уборе млеют темные леса Небо блещет словно море, море точно небеса. 3. И в саду у нас сегодня я заметил как тайком Похристосовался ландыш с белокурым мотыльком.
3. 1. Слышишь, слышишь звон небес, через снежные завесы Эту радость как объять, к нам весна пришла опять.

ЗИМНЯЯ ЗАКЛИЧКА

ОСЕНЬ-НЕВИДИМКА

День прохладный, голубой. Лес овеян легкой дымкой, Осень ходит невидимкой И шуршит листвой. В тихий лес она пришла Из волшебной светлой сказки И деревьям дарит краски, Полные тепла. Дали чисты и ясны, На полях покой глубокий, Улетают в край далекий Птицы до весны.


Приложение 4. Эвритмия

Из эвритмических занятий

Конечно, помещенные ниже стихотворения с небольшими комментариями не могут дать полноценного представления об эвритмических занятиях. Тем не менее мы все же решили включить в приложения отдельные примеры из разработок наших эвритмисток. Возможно, что кто-то из читателей по каким-либо причинам заинтересовался именно этой стороной работы вальдорфского детского сада. Если внимательно прочесть раздел книги, посвященный эвритмии, то на основе данных нами примеров читатель сможет гораздо конкретнее и живее представить себе ход занятий.

Солнышко, солнышко, Колоколнышко! ”о” наверху
Мы малые цветочки, “а” маленькое ладошками
Зелененькие почки, “л” наверх
Сидим в земле холодной, “с” сверху вниз
Темно нам и студено, “с” сверху вниз до земли
Мы тянем ручки кверху, “у” — “е” вверх
Мы тянем ручки к свету, “у” — “е” вверх
Солнышко, приди скорей, “о” сверху вниз
Землю, Солнышко, согрей. “о” сверху вниз
Чтобы стало нам тепло, “л”
Чтобы стало нам светло, “л”
Чтобы малые цветочки “а” как в начале
Распустили свои почки. “л” как в начале

Выполнение детьми этого стихотворения дает им понятие о росте. Дети в движении переживают рост растения. С маленькими лучше делать его стоя на коленках. На первую строчку “о” руками наверху, немного покачивая на слово “колоколнышко”, как будто колокол. И далее обозначенные звуки, как будто мы ростки, которые хотят вырасти.

И потом:

Вырос прекрасный цветок на поляне, вырастаем
Утром раскрылись его лепестки, раскрываемся
Всем лепесткам красоту и питанье “л”
Дружно дают под землей корешки. “д”

Эвритмизированная пальчиковая игра:

Стала курочка считать Маленьких цыпляток — прикасаться пальчик к пальчику
Желтых пять одну ладошку раскрыть-закрыть
И черных пять, вторую раскрыть-закрыть
А всего десяток. обе раскрыть
Паучок все вверх ползет, Паутинку он плетет. Паутинка так тонка, прикасаться пальчик к пальчику
Крепко держит мотылька. крепко сцепить пальцы
Паутинка рвется — с силой разъединить ладони
Мотылек смеется. «эвритмический смех»

ПРИМЕР ЗАВЕРШЕННОЙ
ЭВРИТМИЧЕСКОЙ ИГРЫ-ДЕЙСТВИЯ

ЗИМА

Из глубокого колодца (приветствие) Солнце медленно встает. Свет его на нас прольется, Луч его нам улыбнется, Новый день оно начнет. Две быстрых ноги — чтоб скакать и бежать. (география тела) Две ловких руки — чтоб носить и держать. Ротик румяный — чтоб спрашивать вслух. Два ушка — чтоб слушать, что скажет нам друг. Глазика два — чтоб смотреть, что вокруг. А сердце в груди — чтоб только любить.
Жил да был зимой Морозко, Молодой был и веселый.  
Крепко-крепко он морозил. крепко себя обхватить
Раз дыхнет — замерзнут уши, выдох-вдох
Два дыхнет — замерзнут щеки, выдох-вдох
Три дыхнет — замерзнет нос! выдох-вдох
Крепкий-крепкий был Мороз! Но веселый, озорной, Он любил гулять зимой: крепко обхватить
— Я Морозко молодой, я люблю гулять зимой. легко скакать по кругу, руки наверху Поскачу на озеро, чтоб и там морозило!

ритм короткий-короткий-длинный на лире, идти дальше по кругу, прислушиваясь к ритму, как будто звенят сосульки

Смотрит, кого бы заморозить?  
Как на тоненький ледок ножками  
Выпал беленький снежок. «е» сверху вниз
Выпал беленький снежок —  
Ходит Ванюшка-дружок.  
Снег Мороз на Ваню сыпет, макушка-плечи-колени-ступни
Сверху вниз все сыпет-сыпет, макушка-плечи-колени-ступни
И снежинки на руках легко прикасаться к ручкам
И снежинки на ногах к ножкам
Серебрятся в огоньках. то же

А Ваня в шубе, в шапке, в варежках, в шарфе... Тепло ему. «Надевать» перечисленное.

Ваня снежную бабу лепит. Сначала большой ком катает-катает-катает... и поставил. Поменьше ком катает-катает-катает... и поставил. Самый маленький ком .......

(руками движение катания кома от большого до самого маленького — носика).

Мороз посмотрел-посмотрел, поморозил-поморозил и дальше поскакал:

— Я Морозко молодой, я скачу-скачу зимой. легко скакать по кругу, руки наверху Доскачу-ка я до леса, может там мне будет дело!  

ритм короткий-короткий-длинный на лире (то же, что в первый раз)

Смотрит, кого бы заморозить?!

Все деревья белые, «е» наверху
Снегом запорошены, «с» вниз
Тоненькие веточки маленькие «е» пальчиками
Все покрыты инеем. то же
Маленькие елки «е» внизу, присесть
И большие ели «е» наверху
Что-то приумолкли, вниз
Что-то присмирели. наверх
Снег с утра до ночи плавное движение вниз
Все засыпать хочет.  
И в лесу все тише, плавное движение вверх
И снега все выше.  
Елочки-подружки «е»
Говорят друг дружке: «а»
Слишком много снега — «о» плавно вниз
Тяжело макушке.  

А под елочкой зайчик:

Зайка беленький сидит И ушами шевелит: Вот так, вот так. И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть: Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп. Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать: Скок-скок, скок-скок. Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал, движения согласно тексту
Зайка прыг — и убежал! все быстро садятся на корточки и закрывают лицо ладошками
Был — и нет, пропал. открывают лицо-закрывают

Игра: Зайка-зайка, попляши, небольшие танцевальные движения все в кругу

Зайка-зайка, поскачи!

Зайка по лесу скачет-скачет, скачет-скачет, вдруг! Мороз идет — спрятался!

скакать по кругу и вдруг присесть. Того, кто не успел спрятаться, Мороз замораживает и отправляет в центр круга (к свече) отогреваться. Игра заканчивается, когда остается лишь несколько зайчиков. Тогда все выпрыгивают из центра.

Как на горке снег-снег-снег, «е» наверху
И под горкой снег-снег-снег, «е» вниз, приседая
И на елке снег-снег-снег, И под елкой снег-снег-снег. А под снегом спит медведь — Тише, дети, не шуметь! аналогично
Бурый мишка спит в берлоге, Обхватив бочонок с медом. Он берет во сне из бочки Бурой лапой понемножку. Будет мишка бурый летом Босиком бродить по лесу. Будет мишка пчел будить, Чтобы меду раздобыть. А пока он спит под снегом Лучше мишку не будить.

Под елкой — маленькая норка. Кто в норке живет?

Тук-тук-тук сначала стучать тихонько и прислушиваться
Тук-тук-тук громче
Тук-тук-тук еще громче

зафырчать как ежик, и дети радостно закричат: ежик!

Опять некого морозить. Мороз дальше поскакал.

— Я Морозко молодой, я скачу-скачу зимой. Поскачу-ка я в деревню, там дома я все проверю!  

ритм

А в деревне дома стоят крепкие.  
У меня есть дом, деревянный дом, «д»
Стены крепкие в нем. обхватить себя руками, как можно крепче
Бревнышко к бревнышку, Крыша треугольником. «б»
Есть и окна, есть и двери, А теперь я все проверю: руки-ноги
Окна открываются — окна закрываются, руки
Двери открываются — двери закрываются. ноги
В доме есть и печка — теплое местечко. все в круг
В доме есть дубовый стол. На столе самовар — и пыхтит, и фырчит, Всех нас чаем угостит. все ставят ручки как стол
Мороз снаружи морозит, а нам тепло, «р» наружу, «е» к себе
Мороз снаружи злится, а нам тепло, «р» наружу, «е» к себе
Мороз снаружи трещит, а нам тепло. «р» наружу, «е» к себе
Солнце село за село, Спят синицы, сойки спят. Спит в реке усатый сом, Спит и лес, и степь, и сад. Стадо спит, пастух и пес. Сон в страну свою унес. завершение

Приложение 5.
Статистика российских
вальдорфских детских садов

Список городов и количество групп и детей
в вальдорфских детских садах

Город Количество групп Число детей в детском саду Число детских садов в городе
Балашиха
Бор
Владимир
Волжск
Волжский
Воронеж
Жуковский
Зеленоград
Иваново
Ижевск
Иркутск
Казань
Калуга
Киров
с. Ключи, Алтайский край
Красноярск
Миасс
Москва
Набережные Челны
Н.-Новгород
Орск
Рязань
Самара
С.-Петербург
Смоленск
Сыктывкар
Тюмень
Ухта
Чебоксары
Ярославль
Итого:

Адреса вальдорфских детских садов и групп
в вальдорфских детских садах России

1. 143900 г. Балашиха Московская обл. ул. Карбышева, 17 Д/с № 66 «Надежда» гр. «Ладушки» Кочетова Елена Цуранова Наталья 1 группа
2. 606440 г. Бор Нижегородская обл. ул. Больничная. Д/с № 17 «Золушка» Самыгина Ольга 1 группа
3. 600036 г. Владимир ул. Нижняя Дуброва, д. 32А Д/с № 108 «Дубравушка» тел: (0922) 24-53-31, 24-52-09 Балашова Светлана 1 группа
4. 600014 г. Владимир ул. Михайловского, д. 22 Д/с № 35 «Разноцветики» тел: (0922) 23-70-11 Муратова Марина 1 группа
Кривчик Елена 1 группа
5. 425000 Марий Эл. г. Волжск, Ермакова Наталья д. 14/1 кв. 196 1 группа  
6. 394086 г. Воронеж ул. Шендрикова, д. 7 МОК № 2 дошк. отд. тел: (0732) 31-37-27 Беляева Людмила 1 группа
Носова Светлана 1 группа
Павлова Ольга 1 группа
7. 620042 г. Екатеринбург ул. Восстания, ПО, кв. 156 Бабкина Екатерина 1 группа
8. 153031 г. Иваново Бакинский пр-д, д. 59, кв. 27 тел: 38-36-15 Спиридонова Елена 1 группа
9. 664000 г. Иркутск ул. Коммунаров, усадьба 17-3 «Семейная группа» вальдорфского д/с Меерович Светлана 1 группа
10. 1426008 г. Ижевск ул. Коммунаров, д. 321 Я/с № 230 «Золотой ключик» Сутягина Раиса 1 группа
11. г. Ижевск Воткинское ш., д. 138 Д/с № 152 «Гнездышко» тел: (3412) 24-38-13 Фролова Татьяна 1 группа
12. 420137 г. Казань ул. Гаврилова, д. 54 Вальдорфский д/с «Гномики», филиал при д/с № 397 тел: (8432) 57-30-67 Зиновьева Татьяна 1 группа
Хабибуллина Наталья 1 группа
13. г. Казань ул. Коллективная, д. 25 Д/с № 165 тел: (8432) 43-17-92 Абрамова Елена 1 группа
Зинатаулина Лариса 1 группа
14. г. Казань ул. Жуковка, д. 2 Д/с № 91 гр. «Солнышко» Скворцова Татьяна 1 группа
15. г. Киров ул. Горбачева, д. 48а тел: (8332) 67-39-34 Перетягина Тамара 1 группа
Поздина Наталья 1 группа
Луткова Екатерина 1 группа
16. 248600 г. Калуга ул. Воскресенская, д. 15 Вальдорфская группа тел: (0824) 57-01-66 Банзелюк Людмила 1 группа
17. г. Красноярск ул. Киренского, д. 121 Гр. «Родничок» Середа Марина 1 группа
18. 1103498 г. Москва-Зеленоград К-498, корп. 445 кв. 57 тел: 530-69-43 Сычёва Наталья 1 группа
19. 1129090 г. Москва ул. Мещанская, д. 13 Вальдорфский д/с «Садко» при д/с № 1277 тел: (095) 281-95-81 Цыганова Нина 1 группа
20. 113054 г. Москва Стремянный пер., д. 10 Вальдорфский д/с № 859 тел: (095) 236-84-16 Старостина Ольга Карелина Ольга Каринская Наталья 3 группы
21. 123181 г. Москва ул. Кулакова, д. 3 кв. 2 «Семейный лад» тел: (095) 750-95-53 Варникова Светлана 1 группа
Чуракова Наталья 1 группа
Варламова Ольга студия
22. г. Москва Сибиряковская ул. д. 5, НОУ школа Андромеда гр. «Травушка-Муравушка» тел: (095) 473-89-52 Зарецкая Лариса 1 группа
23. г. Москва ул. Дубнинская, д. 14/5 Д/с № 1262 тел: (095) 481-61-00, 481-45-23 Денисова Елена 1 группа
24. 117647 г. Москва ул. Капицы, д. 24а Д/с № 1673 тел: (095) 420-28-33, 420-37-33 Овчинникова Наталья 1 группа
25. г. Москва ул. Кооперативная, д. 3 Детский клуб «Аристотель» тел: (095) 245-44-11 Китаева Наталья 1 группа
26. 117463 г. Москва ул. Паустовского, д. 8 корп. 2 Вальдорфская группа тел: (095) 421-53-33 Лобачева Елена Грамоткина Елена, 1 группа
27. г. Москва ул. Профсоюзная, д. 92 в помещен. Библиотеки. тел: (095) 426-70-47 Шмелева Екатерина 1 группа
28. г. Москва ул. Старобитцевская, д. 17«Б» тел: (095) 711-42-64 Каслина Наталья 1 группа
29. г. Москва ул. Сахалинская, д. 6 Д/с № 699 тел: (095)467-49-46 Матвеева Наталья 1 группа
30. г. Москва Б. Харитоньевский пер., д. 13а Центр «Золотой петушок» тел: (095) 923-00-94, 925-51-49 Чабанная Наталья студия
31. г. Москва ул. Городецкая, д. 10 Д/с № 1690 тел: (095) 791-44-46 Пигачева Наталья 1 группа
32. г. Москва Комсомольский пр-т, 46/1 Клуб «Рождество» тел: (095) 245-73-70 Щукина Ирина студия
33. г. Москва ул. Удальцова, д. 36 Семейный центр «Волшебный ребенок» Ушакова Любовь студия
34. г. Москва ул. Азовская, д. 11 корп. 2 Толстоброва Марина студия
35. г. Набережные Челны д. 27/09 кв. 127 Лаптева Ольга 1 группа
36. 603137 г. Нижний Новгород ул. Голованова, д. 43. тел: (8312) 66-35-83 Бойко Наталья 1 группа
37. 462429 г. Орск Оренбургская обл., ул. Ново-Московская, д. 98А Группа «Золотой улей» тел: (35372) 1-90-65 Перова Елена 1 группа
38. 390000 г. Рязань ул. Павлова, д. 19 Вальдорфский д/с «Росточек» тел: (0912) 77-37-17 Вылегжанина Ольга 1 группа
39. 390000 г. Рязань ул. Павлова, д. 19 Вальдорфский д/с «Домовёнок» тел: (0912) 77-37-17 Савочкина Анастасия 1 группа
Николаенко Лариса студия
40. 443030 г. Самара ул. Спортивная, д. 23 Д/с № 125 Матвеева Ольга 1 группа
Сорокина Светлана 1 группа
41. г. Санкт-Петербург ул. Торжковская, 2/3 «Иванушка», «Аленушка» Федорова Ирина 1 группа
Кружилина Ирина 1 группа
42. г. Санкт-Петербург пр. Композиторов, д. 1/2 Вальдорфская гр. «Светлячок» при я/с № 132 тел: (812) 592-10-85, 595-08-19 Беляева Любовь 1 группа
43. г. Санкт-Петербург Канонерский остров, д. 21 Д/с Вальдорфский Центр Искусства воспитания тел: (812) 113-94-89 Варнавская Светлана 1 группа
44. г. Санкт-Петербург ул. Маршала Жукова, д. 37/2 ЦРР «Росток» группа «Зернышко» тел: (812) 145-99-88 123-21-96, 261-81-66 Лукичева Валентина 1 группа
45. 191123 г. Санкт-Петербург ул. Фурштатская, д. 35А Д/с № 15 гр. «Лучик» тел: (812) 343-91-18 Сухарева Елена 1 группа
46. г. Санкт-Петербург, Пушкин ул. Леонтьевская, д. 38 Д/с № 35 тел: (812) 470-03-84 541-03-96 Богословская Лариса 1 группа
47. г. Санкт-Петербург ул. Замшина, 21/2 В д/с № 74 тел: (812) 543-98-86 Никандрова Лариса 1 группа
48. г. Санкт-Петербург «Крошечка-Хаврошечка» Дачный пр., д. 3/3, д/с № 33 тел: (812) 152-16-30 Александрова Таисия 1 группа
49. Санкт-Петербург ул. Брянцева, д. 4 Группа «Гнёздышко» тел: (812) 530-34-26, 559-16-10 Ивченко Алла 1 группа
50. г. Санкт-Петербург Б. Пушкарская, д. 28/2 Д/с № 1 гр. «Жемчужинка» тел: (812) 584-28-85 Сысоева Надежда 1 группа
51. 214000 г. Смоленск Рабочий пер., д. 2 Вальдорфская группа при д/с № 26 «Жемчужинка» тел: (08122) 3-30-81 Михайлова Ирина 1 группа
52. 214013 г. Смоленск ул. Кирова, д. 15 а МДОУ № 16 «Аннушка» гр. «Яблонька» тел: (08122) 66-46-57 Московская Любовь 1 группа
53. 167023 Сыктывкар ул. Катаева, д. 37 Вальдорфская группа «Теплый дом» при Д/С № 100 тел: (8212) 43-33-32 Эргард Лариса 1 группа
54. г. Томск ул. Щорса, д. 15 а Вальдорфская группа «Гнездышко» при д/с № 72 тел: (3822) 55-61-02 Иконникова Татьяна 1 группа
55. 634055 г. Томск ул. Василова, д. 6 Вальдорфские группы при д/с № 81 тел (3822) 25-99-47 25-80-14 Носова Татьяна 1 группа
Попова Алла  
Фишер Татьяна ясельн. гр.
56. 169400 Республика Коми г. Ухта ул. Первомайская, д. 24 а. Вальдорфский д/с «Лучик» при д/с № 8 тел: (82147) 6-28-30 Торшина Ольга ясельн. гр.
Мелентьева Алевтина 1 группа
57. 428006 г. Чебоксары ул. Фруктовая 8-28 тел: (835) 29-88-74 Дворецкая Анна студия
58. 150014 г. Ярославль ул. Вольная, д. 8 Вальдорфский д/с тел: (0852) 30-57-45 Бурак Ирина 1 группа
Дудко Люба 1 группа
         

Список литературы

1. Антология вальдорфской педагогики. — М., 2003.

2. Аристотель. Сочинения в 4 томах. — М., 1976.

3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П.. Дошкольная педагогика. — М., 1988.

4. Гармоничный ребёнок. — СПб, 2003.

5. Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад. — М., 1992.

6. Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых и научно-методических материалов. — М., 1997.

7. Зеньковский В. В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995.

8. Карлгрен Франс. Воспитание к свободе. — М., 1995.

9. Мухина В. С. Возрастная психология. — М., 1999.

10. Нойшюц Карин. Куклы своими руками. — М., 2001.

11. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М., 1999.

12. Обухова Л. Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте. — М., 1994.

13. Платон. Собрание сочинений в 4 томах. — М., 1993.

14. Риттельмайер К. Архитектура школы. — Калуга, 1998.

15. Смирнова Е. О. Психология ребёнка. — М., 1997.

16. Barz H. Der Waldorfkindergarten. — Belz, 1990.

17. Jaffke F. Spielen und arbeiten in Waldorfkindergarten. — Stuttgart, 1991.

18. Klafki W. Funkkolleg Erziehungswissenschaft 3 Bände. — Frankfurt / M., 1970.

19. Krenz Armin. Kinder spielen sich ins leben — der Zusammenhang vol Spiel- und Schulfümahigkeit. — http://www.kindergartenpaedagogik.de/

20. Nietschke A. Das Verwaiste Kind der Natur. — Tübengen, 1968.

21. Papousek Alexandr von. Gontard Spiel und Kreativiümat in der frühen Kindheit. — Stuttgart, 2003.

22. Plan uns Prais des Waldorfkindergartens. — Stuttgart, 1991.

23. Schmid d-r K. A. Encyclopaedie des gesamten Erzieungs- und Unterrichswesen..., Bd 1—5.

24. Scheuerle H. Das Spiel. — Weinheim und Basel, 1991.

25. Seitz Marielle / Hallwachs Ursula (Hg): Montessori oder Waldorf? — München, 1996.

26. Steiner R. Erziehung des Kindes... — Dornach, 1976.

27. Remo H. Largo Babyjahre. — Ulm, 1998.

Содержание

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВАЛЬДОРФСКОГО ДЕТСКОГО САДА
Немного истории и философии образования
Ребенок другой
Подражание и пример — волшебное слово для воспитания в период раннего детства
Основная дидактически-методическая установка
ИГРА
Игра в вальдорфском детском саду
Свободная игра
Педагогика свободной игры и философия игрушки
Другие виды игр
РИТМ И ПОВТОРЕНИЕ
Ритм и такт
Ритм — носитель здоровья
Один день в вальдорфском детском саду
Ритм недели
Ритм года
Праздники года
Создание среды, благоприятной для развития
Занятия различными видами искусства
Другие виды совместной деятельности детей и взрослых
ДРУГИЕ ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
«Детская садовница»
Разновозрастная группа
Завершение периода дошкольного детства
Вопросы родителей
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Е. О. Смирнова. Истоки отзывчивости (по материалам анализа вальдорфской педагогики)
Приложение 2. Ритм дня в вальдорфском д/с
Приложение 3. Примеры райгенов и пальчиковых игр
Приложение 4. Эвритмия
Приложение 5. Статистика российских вальдорфских детских садов
Список литературы

Владимир Загвоздкин

Вальдорфский детский сад

Наши рекомендации