Занятия различными видами искусства

В детстве человек обладает особенной способностью ярко и цельно воспринимать окружающий его мир. При этом маленький ребенок одарен врожденным талантом не просто слышать звуки или видеть цвета, но и переживать их нравственное влияние, откликаться душевно на их воздействие. Этот дар теряется позднее в процессе взросления, однако его можно удержать и развить, если предоставить человеку возможность как можно раньше жить и действовать в мире цветов, звуков, запахов.

1. ЖИВОПИСЬ АКВАРЕЛЬНЫМИ КРАСКАМИ[22]

Мир, окружающий нас, наполнен красками, и каждая краска говорит с нами на своем особом языке, проявляется в только ей присущем действии, обладает индивидуальным качеством. Дети хорошо чувствуют этот язык и с удовольствием вступают в игру с красками. Работа с красками оказывает сильное воздействие на ребенка и поэтому проводится не чаще одного раза в неделю в технике «мокрым по мокрому».

Ход занятий

Материал: деревянная доска 50×35 см; лист бумаги (А3), плоская широкая кисточка шириной примерно 24 мм, акварельные краски для рисования в тюбиках, маленькие стаканчики для растворенных красок, стаканы с водой, губки, стаканчики для наведения красок.

Подготовка

Детям очень нравится вместе со взрослым готовить столы для живописи. Как мы уже неоднократно отмечали, они с интересом относятся к любой работе взрослых, которую могут наблюдать, и, без лишних слов со стороны взрослого, активно помогают. Как и в любой деятельности, которую мы осуществляем с детьми этого возраста, крайне важна тщательная подготовка, которая является самостоятельной важной фазой занятий. Столы надо накрыть клеенкой, стаканы наполнить водой и распределить. Рядом с каждым стаканом надо положить губку для того, чтобы промокать слишком влажную кисточку. Краски разводятся и размешиваются до однородности в маленьких кувшинчиках, потом разливаются в стаканчики для краски, которые ставятся на столы. Листы для живописи — хорошо впитывающая влагу бумага, не слишком тонкая — погружаются в ванночку с водой и тщательно расправляются губкой — «приклеиваются» на доску для рисования, которую тоже лучше прежде смочить водой. Теперь можно начинать.

Само собой разумеется, проводить такую подготовку вместе с детьми возможно лишь в том случае, когда в группе не более 20, самое большее 25 детей, что, как правило, и имеет место в вальдорфских детских садах. Разновозрастная группа, в которой занимаются дети от 3 до 6 лет, предоставляет дополнительные педагогические возможности: в то время как трех- и четырехлетние дети вполне удовлетворены тем, что они могут размешивать краски и разливать их по стаканчикам, пяти- и шестилетние дети охотно выполняют уже большое количество рабочих процессов, например, собирают все необходимое для проведения занятий, готовят столы, а после проведения занятий приводят все в порядок: моют, вытирают стаканы и убирают их. Все эти действия они уже усвоили сами в правильной последовательности благодаря многократному повторению.

Ход занятий живописью

Если прежде со стороны взрослого не будет апелляции к сознательному содержанию, к представлению ребенка, если не будет поставлена тема, то дети погрузят кисточки в стаканчики с краской лишь с тем, чтобы потом наблюдать за каплей, стекающей с них на бумагу. Ограничение тремя основными цветами — красный, желтый, голубой — предоставляет ребенку невероятно богатую по нюансам цветовую палитру, которую они создают сами. Особенно у четырех- и пятилетних детей с этим связана большая радость первооткрывателей; ведь когда отдельные краски во многих местах смешиваются друг с другом, возникают промежуточные цвета — зеленый, фиолетовый, коричневый.

Наряду с игрой цвета на бумаге, о которой дети многократно выскажут удивление или радостную неожиданность, большую роль играет также постоянно меняющийся цвет воды, в которой хорошо промывается кисточка. Когда весь лист уже занят рисунком, и краски так хорошо светятся и блестят благодаря тому, что в них присутствует элемент воды, у детей наступает момент высшего удовлетворения, который часто затмевает бессознательно сопутствующий рисованию момент свободной игры. Потом, когда картина задвинута в шкаф для просушки, она уже более не представляет для ребенка такого интереса.

По-другому ведут себя здесь дети, которым пять с половиной или шесть лет. Еще прежде, чем обмакнуть кисточку в первую краску, они часто уже сформировали себе представление об определенном цвете, к созданию которого они будут стремиться, или о предмете — например, дереве, замке, радуге. При этом соединение жидкой краски с влажным листом не может обеспечить четких контуров, что только лучше для фантазии, продолжающей творить образы. Таким образом, благодаря тому, что дети добавляют новую краску к уже начатой форме, в их фантазии часто возникает новая смысловая связь, которую они потом развивают в своем рисовании. Во время рисования или закончив его эти дети между делом охотно рассказывают взрослым или другому ребенку что-нибудь о своей картине; какие цвета они находят особенно красивыми или какое содержание они открывают в нарисованной картине.

Да и для трехлетних детей подобное рисование акварельными красками уже представляет собою радостное переживание. Во всяком случае, от них нельзя ожидать, что они освоят отдельные технические действия, например, промывание кисточки перед тем, как она погрузится в новую краску. Они также не могут пока еще целенаправленно водить кисточкой. Чаще всего они волнообразно или зигзагообразно водят кисточкой по бумаге, и возникает ощущение, будто само движение, возникающий в результате след — это самое важное. Трехлетние большей частью удовлетворяются одной краской, например, красной, и заканчивают рисовать только тогда, когда стаканчик для краски пуст. Если же они добавляют к этому еще и другой цвет, то они размещают его на листе не рядом с первым, а красят поверх него (вторым слоем); то же происходит и с третьей краской. Результат — темная, недифференцированная поверхность, и по трем стаканчикам для краски уже нельзя отличить, в каком был какой цвет. Однако если количество красок постепенно увеличивать, то после непродолжительного переходного времени уже и эти дети рисуют не как попало, но осторожно, и аккуратно накладывают краски одну рядом с другой.

Трехлетние дети рисуют большей частью совершенно молча, деятельно и с прилежанием, в особенности же тогда, когда у каждого есть свой собственный стаканчик с краской, которой он может рисовать. Четырех- и пятилетние дети охотно сообщают — с большей или меньшей импульсивностью — когда на их листе происходит нечто особенное. Пяти- и шестилетние дети работают преимущественно молчаливо, старательно, самым сосредоточенным и аккуратным образом. Изредка во время рисования они обмениваются с ровесниками замечаниями относительно красок или содержания своей картины.

Занятия живописью на основе подражания

Как и почти любая способность, умение рисовать приобретается ребенком дошкольного возраста лучше всего через подражание взрослым. Поэтому особенно благоприятно, когда ребенок может наблюдать за рисованием свою мать, воспитательницу в детском саду или старших братьев и сестер. Если с этим не связано никакого поучения, он схватывает все это так, как увидел, в соответствии со своим возрастом. Ему захочется либо сразу рисовать, если взрослый тоже рисует (это трехлетний), либо попробовать самостоятельно в другое время (это пяти- и шестилетние). Все технические процессы, неизбежно связанные с таким рисованием — например, приготовить материал и убрать его, — благодаря подражанию взрослым станут хорошей привычкой, так что любые предубеждения исключаются.

Когда взрослый обращает внимание на то, чтобы каждый раз тщательно вымыть в стакане с водой и промокнуть губкой кисточку, прежде чем погрузить ее в новую краску, то ребенок будет повторять этот процесс все более и более сходным образом. Ибо каждый здоровый ребенок имеет сильную потребность совершать вслед за другими все действия или движения, которые он видит в своем окружении, или же подражать им в своей полной фантазий игре. Поэтому в этом раннем периоде жизни сознательные действия взрослых оказывают более глубокое и устойчивое воздействие, чем словесные объяснения, обращенные к рассудку ребенка.

С началом школьного возраста на место свободного и полного фантазии обращения с краской приходит рисование, направляемое словом учителя. Это значит, что учитель дает задание в выражениях, побуждающих фантазию ребенка. Темы большей частью связаны с содержанием школьных занятий. Процесс рисования осуществляется отдельными шагами, обусловленными также техникой рисования. То, что возникает в результате, рассматривают все вместе.

Воспитательное значение занятий живописью

Кого в раннем возрасте с любовью и отзывчивостью научили обращать внимание на силу или нежность красок, то есть на градации цветов, выражающих утверждение, или, наоборот, сдержанность, тому будет легче проявить соответствующие способности души в социальной сфере, в общении и обращении с другими людьми.

Вновь и вновь дается импульс к таким проявлениям, как тщательность, внимание, способность подождать, осмысленная последовательность процесса работы, непосредственное чувственное постижение законов смешения красок, взвешенное использование интенсивности цвета (например, интенсивный — нежный). И все это означает, что телесность, которую надо освоить и подчинить (чувственный организм и соразмерность членов; сенсорика и моторика) становится все более послушной постепенно просыпающейся душе ребенка. Разумеется, все это не проигрывается в сознании ребенка, он не формирует себе по этому поводу ни рефлектирующих, ни мимолетных мыслей. Но у него все сопровождается интенсивным переживанием и, таким образом, в глубинных слоях формируется опыт, который будет дожидаться того, что в более поздние периоды жизни сознание воспользуется им, и он найдет свое выражение в процессе самостоятельного формирования жизни. Эти аспекты составляют истинное «человековедческое», антропологическое оправдание усилиям по художественному воспитанию в детском саду и вообще в дошкольном возрасте. Ведь искусство — это не «эстетическая добавка» к «жизни как таковой», но оно само может стать ее осуществлением, и, будучи упражнением, к которому постоянно надо стремиться, — может само стать основой для становления человека.

Мы привели текст о занятиях живописью и их значении, чтобы показать на конкретном примере, как может строиться художественная деятельность детей без обращения к абстрактным понятиям и сознательным представлениям и в то же время упорядоченно и насыщенно — как трактуется в вальдорфской педагогике воспитательный смысл таких занятий. Занятия живописью — это форма занятий искусством, которая требует наиболее тщательной подготовки, если не считать, конечно, кукольного театра. Помимо живописи в детском саду представлены и другие виды искусства. Это рисование восковыми мелками — вместо привычных нам карандашей, пластицирование (лепка), занятия музыкой и эвритмией, кукольные спектакли и другие формы театрализации и драматизации.

2. РИСОВАНИЕ ЦВЕТНЫМИ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ

Рисование восковыми мелками и занятия музыкой не являются такими же формами отдельных занятий, как живопись. Детское рисование, подобно свободной игре, — это выражение спонтанной детской активности. Корзинка с мелками и бумага всегда находятся на полке в соответствующем месте, доступные для детей. Каждый ребенок может в любой момент взять бумагу и начать рисовать. Особенность в том, что не задается никакой сюжет, а это дает возможность проявиться специфике детского рисунка. Метаморфозам детского рисунка, начинающегося, как правило, просто с каракуль, замкнутой округлой формы, головоногов и т. д., посвящено много литературы, поэтому нам нет необходимости останавливаться на этом подробнее. Скажем только, что в вальдорфской педагогике развитие детского рисунка понимается, как отражение фаз телесно-психологического формирования. Например, форма замкнутого круга появляется на этапе формирования первых форм самосознания, «Я» ребенка, связанных с завершением определенного этапа телесного развития.

Восковые мелки, а не карандаши, не являются какой-то вальдорфской догмой. Просто в процессе практической работы были созданы специальные карандаши и блоки из воска, более удобные для детского рисования, для детской руки, чем обычные цветные карандаши. В последнее время появилось много разновидностей мягких цветных карандашей, приближающихся по свойствам к вальдорфским цветным восковым мелкам. Восковые блоки позволяют создавать красивые цветные поверхности, пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга. Рисуя такими блоками ребенок может фантазировать в процессе рисования разнообразнейшие сказочные сюжеты.

3. МУЗЫКА И ПЕНИЕ

Занятия музыкой и пением исходят из той же основной подражающе-впитывающей позиции ребенка. Нет необходимости в отдельных специальных занятиях пением и музыкой. Дети легко и естественно выучивают песни и запоминают мелодии, которые исполняют в их присутствии взрослые. В ходе дня, а также в процессе выполнения различного рода занятий, как и во время многочисленных игр-хороводов, есть много поводов и возможностей включить в них подходящую песенку или мелодию, исполняемую на лире, флейте или ксилофоне. Общая песня перед едой, песни к дню рождения и праздникам года — вспомним многочисленные рождественские колядки; утренние, вечерние, колыбельные, осенние, весенние, летние и т. д. песни — в общем, музыкально-песенный элемент должен также естественно пронизывать жизнь группы, как и другие, повседневные виды деятельности.

Принципиальным является установка на живой голос и живую музыку. Магнитофоны и другие шумовые и музыкальные технические средства исключаются.

Дети также могут играть на простых, специально разработанных для детского сада инструментах: детской лире, колокольчиках, ксилофоне и металлофоне, простых детских флейтах. Штайнер рекомендовал для этого возрастного периода работать с так называемым пентатоническим строем — музыкальным ладом, построенным на квинтовом интервале. Мы получим квинтовый ряд, если будем, например, использовать только черные клавиши фортепиано. В этом случае любые сочетания звуков и мелодии будут гармоничными, потому что основной тон отсутствует. На протяжении тысячелетий квинтовый строй был ведущим музыкальным строем, отражая определенный этап развития сознания человечества. В восточной, главным образом, китайской, корейской, японской музыке этот строй до сих пор является широко распространенным. Он созвучен мироощущению ребенка, у которого еще не развито сильное чувство самосознания, отдельности от мира. Поэтому музыкальное квинтовое настроение благотворно, гармонизирующе действует на душу ребенка.

4. ПЛАСТИЦИРОВАНИЕ (ЛЕПКА)

Пластицирование, как и живопись, может стать отдельным занятием. При этом важно не то, чтобы ребенок создавал какие-либо выразительные, пластические формы, но сам процесс. Р. Штайнер самым настоятельным образом подчеркивал важность занятий пластицированием для детей всех возрастных ступеней. Он говорил, что лучше лепить из чего угодно, хоть из придорожной грязи, чем не лепить совсем. Потребность из чего-то неоформленного, из «хаоса» создать форму и порядок, является глубочайшей человеческой потребностью. Недаром же во многих мифологиях мира творение человека описывается, как процесс лепки, формирования человека из глины, а образ гончара, ваятеля был синонимом Творца, Создателя мира. Поэтому дети так любят возиться с песком или строить замки на берегу реки или моря.

Для занятий лепкой в детском саду опять-таки важно правильно подобрать подходящий материал. Э. Грюнелиус в своей книге о вальдорфском детском саде пишет о пластицировании глиной. Однако практика показала, что глина не является лучшим материалом для пластицирования с маленькими детьми. Этому много причин, одна из них та, что влажная глина охлаждает руки детей, которые, наоборот, должны согреваться. По мнению вальдорфских педагогов, пластицирование глиной отбирает слишком много жизненных сил, необходимых для формирования организма. Пластилин же, будучи искусственным материалом, впитывается в организм через нежную кожу ребенка. Поэтому вальдорфскими педагогами был разработан особый пластический материал — «восковой пластилин», оптимальный для занятий лепкой с детьми дошкольного возраста. Нагреваясь в ручках ребенка в процессе разминания он становится более пластичным, поэтому уже сам процесс разминания воскового пластилина доставляет детям удовольствие, согревает руки, развивает моторику и чувствительность кистей и пальцев. Детям не задается никакой определенной темы. Пластицируя вместе с детьми взрослый дает лишь побуждение для развертывания своей собственной творческой фантазии ребенка. Когда фигурка готова — ребенок может показать ее воспитателю и назвать, что он хотел изобразить. Воспитатель принимает работу детей, ставит их на доску и полочку без всякой оценочной позиции. Все, что делают дети — хорошо и достойно, и принимается таким, каково оно есть.

5. ЭВРИТМИЯ

Эвритмия, как учебный предмет, встречается только в вальдорфских детском саду и школе, а как лечебное средство — в антропософских лечебно-педагогических учреждениях. Педагоги, психологи и родители поэтому часто задают вопрос, что же такое эвритимия, для чего она нужна, как происходят занятия? В данном разделе мы попытаемся дать краткий ответ на эти вопросы, а также наглядно описать, как происходит конкретно занятие эвритмией в детском саду.

Что такое эвритмия?

Объяснить, что такое эвритмия человеку, который ее никогда не видел, весьма трудно, а для того, чтобы понять, почему маленьким детям полезно заниматься эвритмией в детском саду и в школе, — лучше всего попробовать самому. Тогда многие слова и объяснения будут просто не нужны. Позаниматься эвритмией мы можем с родителями, но с читателями нашей книжки это сделать не так легко. Но мы попробуем.

...Представьте себе, уважаемый читатель, что Вы ранним весенним утром наблюдаете восход солнца. Вы в хорошем настроении, и Ваша душа раскрывается навстречу мягкому солнечному свету. Это одновременно торжественное и радостное чувство. Его можно выразить возгласом — «Ах» или жестом раскрытых вверх рук. Когда-то в глубокой древности, когда наша человеческая речь еще только зарождалось, человек выражал свои элементарные переживания в звуках, напоминающих наши сегодняшние междометия.

Р. Штайнер говорит об этом первом языке древних людей, что в гласных звуках люди выражали свои чувства, т. е. свой внутренний мир, а в согласных звуках — отражались формы внешних предметов или событий. Так стало возможным озвучить мир, дать каждому предмету или явлению звуковое соответствие — слово. Этот первый человеческий язык не был случайно-произвольным, но в слове схватывались какие-то характеристики предметов и явлений, которые казались человеку существенными. В языке отражались свойства мира и переживание мира человеком. Не случайно в мифологии многих народов мир творится при помощи Слова, и священное отношение к слову сохранялось в культуре на протяжении тысячелетий. Если вдуматься в значение многих слов и в их происхождение, то в языке можно обнаружить глубокую мудрость. Полноценное овладение детьми языком является одной из основных задач любой педагогики.

По мере развития языка, как сугубо информационной «знаковой» системы, этот пласт языка, связанный с его звучанием, перестал восприниматься нами в живой речи как значимый и ценный. Но в самом языке его можно найти повсюду. Например, в таких словах, как «ветер» или «волны». Если вслушаться в такие звуки, как «вввв» или «фффф», можно почувствовать присущую им «характер» — их «форму» или живущее в них движение. Попробуйте найти для этих звуков характерный жест. В эвритмии целенаправленно работают с этим звуково-жестовым элементом языка. В обыденной речи этот пласт языка совершенно отходит на задний план. А вот в поэзии звукопись и ритм не менее важны, чем образно-смысловое содержание. Вернее, образно-смысловое и ритмически-звуковое здесь образуют единство, а иногда звукопись становится основным «материалом» поэта. Эвритмия, в качестве искусства, старается выразить на языке жестов и движения в пространстве именно эту сторону речи. Таким образом, речь в эвритмии как бы разворачивается в пространстве, а это значит, что эвритмист[23] может использовать в качестве средств выражения не только жесты, но и пространственные направления (вперед и назад, вправо и влево, движение рук вверх и вниз), характер траектории движения — движение по прямой или изогнутой линии и т. д. Так был создан особый язык жестов и движения в пространстве, способный выразить звучащее слово или музыку.

Эвритмия появилась в 1912 году, когда на вопрос одной молодой танцовщицы Лори Смитс возможно ли соединить слово и жест Р. Штайнер указал ей возможности такого соединения. С этого времени эвритимия стала интенсивно развиваться группой танцовщиц, работавших под руководством Р. Штайнера. Как и другие искусства, эвритмия может иметь педагогическое и терапевтическое применение. По мере развития эвритмии педагогическая и особенно лечебная эвритмия стали самостоятельными ветвями эвритмической работы.

Эвритмия в дошкольном возрасте

Понаблюдаем за ребенком, когда он учится говорить. Когда моей дочке было 2,5 года и она еще многое говорила на своем, только ей понятном языке, она любила, подражая стихам, долго громко декламировать что-то для себя. Часто при этом она прыгала в такт «стихам» или бегала по кругу, регулярно останавливаясь, или хлопала в ладоши. Она ничего никому не хотела сказать. Она радовалась самому процессу порождения звуков. Ей нравилось произносить, слушать произносимое и двигаться в такт звукам. И она ужасно сердилась, если кто-то ей при этом мешал.

Понаблюдайте за Вашим ребенком и Вы увидите, как переживание, речь и движение у маленького ребенка еще тесно связаны и как важно для него мочь выразить свои переживания в движении.

Многие проблемы с движением у современных городских детей связаны с тем, что такая возможность у них отсутствует. Может быть из наших рассуждений Вы уже сами поняли, почему эвритмия, по мнению вальдорфских педагогов, так важна для развития маленького ребенка. Правильно! Эвритмия важна потому, что она, как художественное средство выражения, работает с элементами речи, ритма, пространственного движения и переживания — т. е. со всеми теми элементами, которые как раз и требуют особого воспитательного ухода для гармоничного развития ребенка. Более того, именно эвритмия может выступить, как целительное или профилактическое средство, компенсирующее те дефициты, которые порождают негативные явления в развитии детей, широко распространенные именно в наше время. Эти дефициты связаны с односторонним развитием нашей «информационной» цивилизации, когда: а) речь понимается и употребляется сугубо для передачи информации и отделяется от переживания; б) в окружении ребенка отсутствует культура движения, которое может быть выражением переживаний и чувств. Тем самым в жизни ребенка отсутствуют как раз такие элементы, которые в состоянии привести к гармонии члены существа человека, интенсивно развивающиеся в детстве и юности; растящие тело и душу, связывая их правильным и гармоничным образом.

Движения и жесты, выполняемые эвритмистом, являются не просто выражением переживания. Они гармоничны и эстетически красивы. В эвритмии соединены внутреннее переживание, объективные закономерности речи и музыки с движением тела. В этом ее педагогическая ценность. Поэтому ее нельзя заменить ни ритмикой, ни гимнастикой, ни танцем.

Как же конкретно происходят занятия эвритмией?

Если другими видами искусства — живописью, лепкой и даже музыкой в простой форме может заниматься воспитатель детского сада, то эвритмия как в школе, так и в детском саду дается эвритмистом, получившим специальное образование.

Занятия эвритмией происходит раз в неделю и, как правило, в то время, которое обычно отводится на музыкально-ритмическую игру (хоровод-райген). Все занятие длится недолго — около 20 минут. Хорошо, если в детском саду есть особое помещение — зал, где дети могут свободно двигаться. Если такого помещения нет, то занятия происходят в группе, в которой обязательно должно быть предусмотрено свободное пространство для ежедневной ритмической игры и эвритмии: возможность того, чтобы все дети стояли в круге, должна быть в каждой группе.

В занятиях участвует вся группа, т. е. группа не делится по возрастам. В этом есть свой смысл. Упражнения по сложности подбираются с расчетом на возможности детей 5—6 лет, которые выполняют их довольно ловко. Более младшие дети при этом еще не могут выполнить всего, что предлагается, но делают так, как могут. Иногда они просто стоят и смотрят широко раскрытыми глазами на то, как двигаются более старшие. Постепенно они, подражая старшим, начинают делать упражнения сами, без какого-либо принуждения.

В детском саду и в первом классе школы занятия эвритмией — это вовсе не урок в обычном смысле, просто игра. Каждое занятие — это художественная композиция, маленькое произведение искусства, представляющее собой органическое целое, где одно плавно перетекает в другое. От начала до конца должна быть протянута ниточка, которая нигде не должна обрываться. Это может быть, например, простая сказочная история с единым сюжетом. Только в детском саду настоящая сказка с развернутым сюжетом — это еще сложно для детей. Поэтому сюжет берется простой, в основном из жизни времен года. Дети также любят сюжеты, в которых встречаются различные животные. Можно подобрать отрывки из различных стихотворений, соединив их в единую композицию. Хотя каждый эвритмист строит свои занятия индивидуально, все же в занятии эвритмией в детском саду и в школе есть своя общая логика, разумная последовательность элементов.

Сначала дети становятся в круг — уже этот момент требует общего сознания. Видно, что, например, маленьким детям еще трудно соблюдать круг, но от них этого и не требуется. Придет время и они, глядя на других, сами научаются соблюдать круг.

Занятия начинается с приветствия. Мы можем приветствовать все, что существует: солнце, месяц, звезды, траву, землю и т. д. Это можно делать очень просто. Например, «Солнышко восходит, солнышко заходит. Месяц восходит, месяц заходит. Звездочки сияют, звездочки гаснут» — дети делают плавный медленный жест звука «О», изображающий солнце, «Е» — изображающее месяц, вверх и вниз. Звездочки образуют небесный свод — можно сделать широкий раскрывающийся вверх жест и плавно опустить руки вниз. Задача приветствия — настроиться на занятие, поэтому движения в начале занятий должны быть плавными и медленными.

Потом можно перейти к движениям с элементами ритма — могут быть, например, эвритмизированные пальчиковые игры — это мелкие движения, помогающие детям сосредоточиться. Важным элементом занятий является география тела — нос, рот, голова, уши, щеки и глаза и т. д. — ребенок проходит по всему телу, делая жесты в области частей тела. При занятиях эвритмией к телу не прикасаются, но жестом указывается на соответствующий орган, о котором идет речь. География тела может включаться в большую историю.

После начальной части, в которой еще сравнительно мало движения, но упражнения выполняются стоя на месте, в средней части дети начинают активно двигаться по кругу. Медленные и быстрые движения, различные типы походки и т. д. могут сменять друг друга. Хорошо, если отдельные элементы повторяются несколько раз. После подвижной средней части занятия завершаются — дети опять приходят к покою в движении.

Сами дети не должны чувствовать, что в занятии есть какие-то «части», что одно направлено на сознание тела, другое на мелкую моторику и т. д. Для детей — это просто игра. Но для эвритмиста — это тщательно выстроенное занятие, имеющее свои конкретные воспитательно-развивающие задачи и цели, имеющее свою структуру и элементы: освоение географии тела, эвритмизированные пальчиковые игры, различные виды походки — тяжелая, легкая, большие и маленькие жесты, упражнения на чувство ритма. В занятия могут быть включены и движения под музыку. Музыка должна быть живая. Это простые мелодии на флейте или лире — начальные элементы музыкальной эвритмии. Задача эвритмиста из этих элементов выстроить единое гармоничное целое, где одно уравновешивает другое и все вместе образуют завершенное в себе целое.

Для детей занятия эвритмией — это просто игра и, как правило, занятия доставляют им радость. Дети, которым не нравится заниматься эвритмией, встречаются крайне редко; и это в большинстве случаев дети, вообще имеющие те или иные проблемы.

Наши рекомендации