Исследования высших психических функций
Нейропсихологический анализ нарушений речи при афазии начинается в диагностической и реабилитационной практике с детального изучения анамнеза заболевания, данных историк болезни (неврологический статус, данные ЭЭГ и параклинических методов обследования больных) и включает рассмотрение нескольких аспектов, в которых может выступать дефект. Прежде всего анализу подвергается клиническая картина нарушения речи. Клиническая картина протекания афазии обнаруживает ряд симптомов, которые могут указать на механизм нарушения и возможную топику поражения мозга. Психологическая картина проявления дефекта дает возможность раскрыть:
1) нарушения психологической структуры речи;
2) какие функции, формы и виды речи оказываются нарушенными, а какие—сохранными при той или другой форме афазии;
3) психологические механизмы нарушения речи и способы преодоления дефектов.
Нейропсихологический синдромный анализ дает возможность обнаружить синдром, в котором протекает афазия, выявить фактор, лежащий в ее основе, центральный ее дефект, выявить связи нарушения речи с другими психическими процессами и т.д. вся эта система обследования больного с афазией является продуктивным инструментом в работе логопеда, позволяющим поставить топический диагноз, а также наметить правильную стратегию и методы преодоления дефекта в каждом конкретном случае.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ СОСТОЯНИЯ ВПФ У БОЛЬНОГО С АФАЗИЕЙ
(А.Р.ЛУРИЯ, 1947, 1969, 2000)
А.Р.Лурия при исследовании состояния ВПФ у больного начинал не с обследования понимания его речи, а с исследования неречевого, конструктивно-пространственного праксиса (кубика КООСА, праксиса позы пальцев (теменной праксис) и удержания плана движений руки (кулак, ладонь, ребро а также с удержания в памяти различных ритмов: .. .., … .. . и т.п.) Эти тесты выявляли наличие очага поражения при поражении теменной доли (афферентная моторная афазия) или премоторной зоны (эфферентная моторная афазия), в виде персевераций; сохранности ритмического рисунка, то есть сохранности премоторной зоны, констатации больным с акустико-мнестической или акустико-гностической афазией: «очень много, не запомнил»
В процессе выполнения этих тестов больной не только справляется со всеми неречевыми тестами, но происходит установление контакта с больным. Логопед или нейропсихолог фиксирует сохранность и особенности нарушения устной речи больного (при сенсорной афазии — речевую «окрошку» больного), аграмматизм устной речи больного, степень нарушен понимания им устной речи. Нейропсихолог или логопед обращают внимание на наличие у больного персевераций. Вести протокол во время «беседы» с больным бестактно. Все погрешности и возможности больного восстанавливаются логопедом после завершения обследования. У логопеда остаются и «документы» в виде письма и счета больного, его ориентации в простейшей карте, в часах, которые логопед предлагает больному. Желательно при обследовании использовать альбом для исследования ВПФ разработанный А.Р.Лурия, Л.С.Цветковой и другими нейропсихологами, который позволяет выявить нарушение функций не только левого, но и правого полушария головного мозга.
1. Исследование общей способности больного к речевой коммуникации – беседа с целью уточнения:
а) понимания им ситуативной речи; ориентации в месте и времени;
б) степени речевой активности;
в) темпа речи, ее общих ритмико-мелодических характеристик, степени разборчивости (наличие или отсутствие «назального» оттенка речи, то есть дизартрии).
2. Исследование понимания речи. С этой целью предъявляются на слух:
а) краткие инструкции (типа «откройте рот», «поднимите руку»‚ «снимите с телефона трубку»‚ «возьмите со стола ручку, положите ее на подоконник, а затем спрячьте в карман»);
б) нахождение предметов: «покажите окно», «покажите нос» серии предметов: «покажите дверь, окно, потолок», «покажите глаз, нос, ухо, рот, глаз» и т.п. (фиксируют трудности слухоречевой памяти или персевераторность выполнения задания);
в) понимание коротких сюжетных текстов;
г) понимание логико-грамматических конструкций, например: « покажите на рисунках где круг под крестом, где дочкина мама, а где мамина дочка, покажите левым мизинцем правое уха, и т.п.