Государственная система специальной (коррекционной) поддержки и социальной защиты детей и подростков

В Российской Федерации наряду с формирующейся системой работы с детьми с отклонениями в развитии и поведении функ­ционирует стройная система специальных образовательных учреж­дений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Права лиц с проблемами в развитии признаются рядом доку­ментов Организации Объединенных Наций (ООН): Всеобщей дек­ларацией прав человека, Декларацией о правах инвалидов, Декла­рацией о правах умственно отсталых лиц, Конвенцией о правах ребенка.

Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нор­мах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами: Конституцией Российской Фе­дерации, Законом РФ «Об образовании», Семейным кодексом Рос­сийской Федерации, Федеральным законом «О внесении измене­ний и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и т.д. В соответст­вии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 г. была разработана целевая программа «Дети-инвалиды». Она на­правлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с отклонениями в развитии, на создание условий независи­мой жизни этой части населения.

Законы РФ предусматривают, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В основах законодательства РФ о физической культуре и спорте говорится, что детям из много­детных и малообеспеченных семей, детям-сиротам, инвалидам физ­культур но-спортивные услуги предоставляются бесплатно. В осно­вах законодательства РФ об охране здоровья граждан записано, что при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, на бесплат­ную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения, на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, корректирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными сред­ствами.

В правах несовершеннолетних сказано, что несовершеннолет­ние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также средств ро­дителей или,лиц, их заменяющих.

В Законе РФ «Об образовании» сказано, что гражданам РФ га­рантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места житель­ства, отношения к религии, убеждений, возраста, состояния здо­ровья, социального, имущественного и должностного положения. А также говорится, что государство создает гражданам с отклоне­ниями в развитии условия для получения ими образования, кор­рекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Российская Федерация, исходя из приоритета общественных че­ловеческих ценностей, признавая равенство прав всех людей на образование и равную защиту этого права со стороны государства, желая создать законедательскую базу для удовлетворения специ­альных потребностей лиц, возможности которых получить образо­вание ограничены их недостатком, состоянием здоровья или кон­кретными социальными условиями, подготовила Федеральный за­кон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здо­ровья - специальном образовании».

В законе сказано, что специальное образование (вариант 1) - это система условий, которые создает государство для лиц, имеющих специальные образовательные потребности, с целью обеспечения им равных возможностей в получении образования посредством ликвидации физических, финансовых или психологических барье­ров, которые исключают или ограничивают участие этих лиц в жизни общества; специальное образование (вариант 2) - это до­школьное, общее и профессиональное образование, для получения которого человек нуждается в специальных индивидуализирован­ных методах обучения и воспитания, связанных с наличием у него физического и (или) психического недостатка.

Действие Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» распростра­няется на:

• детей и взрослых, возможности которых получить образова­ние, в том числе профессиональное, ограничены в связи с физиче­ским и (или) психическим недостатком, подтвержденным в уста­новленном порядке;

• родителей детей, а также взрослых - законных либо надлежа­щим образом уполномоченных представителей;

• педагогический, медицинский и иной персонал, участвующий в специальном образовательном процессе;

• государственные, муниципальные и негосударственные орга­ны, должностные лица, а также юридические и физические лица, участвующие в осуществлении специального образования.

Специальное образование обеспечивает лицам с физическими и (или) психическими недостатками возможность развить свои физические и психические способности в целях приспособления к социальной среде, подготовки к трудовой деятельности, самообслуживанию, самообеспечению и семейной жизни. Специальное образование является частью системы комплексной медико-педа­гогической, профессиональной и социальной реабилитации лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и включается в индивидуальную программу реабилитации таких лиц в соответ­ствии с законодательством о социальной защищенности инвалидов. Данный закон предусматривает государственные гарантии прав лиц, имеющих специальные потребности.

Законы Российской Федерации и субъект РФ гарантируют та­ким лицам обязательное обучение независимо от степени физиче­ской и (или) психической недостаточности с момента ее обнару­жения, при этом продолжительность начального и основного об­щего образования устанавливается специальными образователь­ными стандартами и не может быть менее 9 лет. Кроме того, гаран­тируется бесплатность обучения независимо от его форм в пределах государственного образовательного стандарта; свободный доступ к образованию любого уровня, получаемому в условиях интегри­рованного обучения в соответствии с психолого-педагогическими и медицинскими показателями (противопоказаниями); обучение с возможно минимальной изоляцией от общества. А также обучение по индивидуальным программам в соответствии со специальными образовательными стандартами, соотносимыми с программами обучения в учреждениях общего типа, учитывающими характер и степень имеющегося физического и (или) психического недостат­ка; обеспечение по специальным медицинским показаниям транс­портными средствами для доставки в ближайшее образовательное учреждение. Лицам с физическими и (или) психическими недос­татками по окончании обучения гарантируется трудоустройство в соответствии с полученным образованием и (или) профессиональ­ной подготовкой в порядке, определенном законодательством о труде и законодательством о занятости.

Родители детей, имеющих специальные образовательные по­требности, помимо прав и обязанностей, предусмотренных Кон­ституцией Российской Федерации, пользуются специальными правами:

• присутствовать при освидетельствовании ребенка в психоло­го-медико-педагогической консультации (комиссии), высказывать свое мнение и обжаловать в установленном порядке заключение этой комиссии;

• участвовать в разработке и реализации индивидуальных учебных программ для ребенка;

• быть принятым в учреждение высшего профессионального образования вне конкурса на бесплатное обучение по педагоги­ческой специальности, соответствующей профилю специальных образовательных потребностей ребенка. Это право предоставля­ется родителям при условии, если они имеют образование, необ­ходимое для обучения в учреждении высшего профессионального образования.

Законом РФ «Об образовании лиц с ограниченными возмож­ностями здоровья (специальном образовании)» предусмотрено также государственное обеспечение лиц, имеющих специальные об­разовательные потребности. Во-первых, плата за обучение в пределах государственного образовательного стандарта с лиц, имеющих специальные образовательные потребности, не взимает­ся. При необходимости этим лицам предоставляется транспорт соответствующего типа и вида для доставки в образовательное учреждение или организуется их бесплатное обучение на дому. Во-вторых, родителям детей, имеющих специальные образо­вательные потребности и обучающихся в семье, возмещаются затраты на обучение в размерах, определяемых государственными нормативами затрат на обучение в соответствующем типе и виде государственного или муниципального учреждения. Возмещение выплачивается при условии успешной государственной аттестации ребенка. В-третьих, на полном государственном обеспечении в муниципальных образовательных и в специальных классах (груп­пах) государственных и муниципальных образовательных учреж­дений находятся дети:

• неслышащие и слабослышащие;

• незрячие и слабовидящие;

• с тяжелыми нарушениями речи;

• с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

• умственно отсталые;

• с выраженными (глубокими) нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения;

• с выраженными трудностями в обучении (с задержкой психи­ческого развития);

• со сложными недостатками.

В рассматриваемом законе сказано, что помимо форм получе­ния образования, предусмотренных Законом РФ «Об образова­нии», лица, имеющие специальные образовательные потребности, могут получать образование в форме обучения на дому, интегриро­ванного обучения и обучения в условиях стационарного лечебного учреждения.

Интегрированное обучение- это совместное обучение лиц, име­ющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имею­щих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов-специалистов. При этом за лицами, имеющими психические и (или) физические недостатки, сохраняются все льготы, которыми они пользуются при обучении в специальном образовательном учреждении. Интегрированное обучение возможно в обычном классе (группе) с получением ин­дивидуальной помощи или с получением помощи в коррекционном, в том числе логопедическом, кабинете (пункте), а также обу­чение в специальном (коррекционном) классе (группе) в образо­вательных учреждениях общего типа. Образовательное учрежде­ние общего типа не вправе отказать лицам с физическими и (или) психическими недостатками в приеме по мотиву наличия у них недостатка при отсутствии противопоказаний к обучению и (или) профессиональному образованию. Совместное обучение лиц с не­достатками и лиц, не имеющих их, не должно отрицательно сказы­ваться на результатах обучения последних.

Для оказания индивидуальной помощи детям со специальными образовательными потребностями создаются коррекционные каби­неты, финансируемые из бюджета субъекта РФ. Каждый такой кабинет обслуживает одно или несколько образовательных учреж­дений, общее число классов (групп) в которых должно быть не бо­лее 40, а количество обучающихся со специальными потребностя­ми -не менее 12.

Для оказания помощи детям, имеющим различные нарушения в устной и письменной речи, организуются логопедические пунк­ты, финансируемые из бюджета субъектов РФ. Такой пункт об­служивает одно или несколько образовательных учреждений, суммарное число начальных классов в которых должно быть не более 25.

Также создаются разнопрофильные центры реабилитации (не менее одного в каждом субъекте РФ) для обучения и воспитания детей и взрослых в возрасте до 21 года с тяжелыми и сложными недостатками развития. Задачами таких центров являются формирование навыков общения и самообслуживания, элементарных трудовых навыков и проведение образовательных занятий по ин­дивидуальным программам обучения. Занятия в центрах органи­зуются в группах с количеством детей от 3 до 10; общее число обучающихся в центре не должно превышать 100 человек.

В Российской Федерации создаются и действуют специальные образовательные учреждения. Специальное (коррекционное) обра­зовательное учреждение (далее - коррекционное учреждение) I вида создается для обучения и воспитания неслышащих детей, их все­стороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи как средства общения и мышления на слухозрительной основе, для коррекции и компенсации отклонений в психофизическом развитии, получения общеобразовательной, трудовой и социаль­ной подготовки к самостоятельной жизни. С ними проводятся фронтальные и индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и совершенствованию навыков произношения в ходе всего образовательного процесса. Для глухих детей со сложной структурой дефекта в составе образовательного учреждения I ви­да организуются классы, работа в которых строится по специаль­ным учебным планам.

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: 1 - для воспитан­ников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2 -для воспитанников с глубоким недоразвитием речи,

Коррекционные учреждения III и IV видов обеспечивают обуче­ние, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии у воспитанников с нарушениями зрения, развитие со­хранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитан­ников в обществе. В коррекционное учреждение III вида прини­маются незрячие дети, а также дети с остаточным зрением (0,04 и ниже) и более высокой остротой зрения (0,08) при наличии слож­ных сочетаний нарушений зрительных функций с прогрессирую­щими глазными заболеваниями, ведущими к слепоте; общий срок обучения - 12 лет. В коррекционное учреждение IV вида прини­маются слабовидящие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу. При этом учитывается состояние других зрительных функций (поле зрения, острота зрения для близи), форма и течение патологического процесса. Могут быть приняты дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях, при наличии астенических явлений, возникающих при чтении и письме на близком расстоя­нии. Кроме того, в коррекционное учреждение IV вида принима­ются дети с косоглазием и амблиопией, имеющие более высокую остроту зрения (выше 0,4), для продолжения лечения зрения. При необходимости может быть организовано совместное обучение незрячих и слабовидящих детей.

Коррекционное учреждение V вида создается для обучения и вос­питания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специа­лизированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития. В 1-е отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, а также дети, страдающие общим недоразвити­ем речи, сопровождающимся заиканием. Во 2-е отделение прини­маются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи. В случае устранения речевого дефекта воспитанники с согла­сия родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии переводятся в образовательное учреждение общего типа.

Коррекционное учреждение VI вида создается для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата с целью восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

Коррекционное учреждение VII вида создается для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточ­ность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции дея­тельности, эмоциональная неустойчивость, для обеспечения кор­рекции их психического развития и эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навы­ков и умений учебной деятельности. Перевод воспитанников в общеобразовательное учреждение осуществляется по мере коррек­ции отклонений в их развитии после получения начального общего образования.

Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Трудовое обучение в Х-Х1 классах при наличии производственной базы носит харак­тер углубленной трудовой подготовки.

Для детей, имеющих физические и (или) психические недостат­ки, совершивших правонарушения, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, достигших к моменту соверше­ния правонарушения одиннадцатилетнего возраста и признанных в судебном порядке общественно опасными, создаются специаль­ные закрытые образовательные учреждения, учредителями кото­рых могут быть только органы государственной власти Россий­ской Федерации и ее субъектов.

Направление в социальные государственные закрытые образо­вательные учреждения осуществляется по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогических консультаций (ко­миссий) в порядке, установленном федеральным законом.

Таким образом, в Российской Федерации существуют органи­зации и образовательные учреждения специализированной помощи детям с проблемами в развитии:

1. Под ведомством Министерства специального и общего об­разования РФ:

специальные дошкольные учреждения или специализирован­ные группы в дошкольных учреждениях общего типа; специальные (коррекционные) школы; специальные школы-интернаты; специальные детские дома;

специализированные классы в общеобразовательных массовых школах;

коррекционные кабинеты;

логопедические пункты;

специальные закрытые образовательные учреждения.

2. Под ведомством Министерства здравоохранения РФ:

специализированные ясли;

дома ребенка;

детские поликлиники;

отделения детских больниц;

детские санатории;

центры комплексной патологии.

3. Под ведомством Министерства труда и социального разви­тия РФ:

дома-интернаты для инвалидов;

реабилитационные центры.

Кроме вышеперечисленной системы могут быть организованы объединения родителей, имеющих детей с проблемами в разви­тии; центры коррекции и реабилитации, созданные общественны­ми организациями.

Первый этап реформирования системы специального образова­ния завершился определенными позитивными изменениями в этой сфере. Второй этап реформирования предполагает несколько на­правлений:

• создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических консультаций единой государ­ственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства, ранней коррекции, что обеспечит в даль­нейшем получение значительного экономического эффекта, по­скольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи, смогут обу­чаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных), стоимость которых намного до­роже;

• научно-теоретическая разработка основ дошкольной коррек­ционно-педагогической работы с детьми;

• совершенствование приемов выявления и медико-психолого-педагогического изучения детей с разными отклонениями, начи­ная с самого раннего возраста (1-3 года), с целью выбора опти­мальных условий и содержания коррекционно-педагогической помощи ребенку в каждом конкретном случае;

• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множест­венными нарушениями);

• создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения, на всех ее ступенях, во всех видах и типах образовательных учреждений (содействие развитию интеграци­онных процессов), а также обеспечение условий для коррекцион-но-развивающего обучения в семье;

• стабилизация деятельности существующих и развитие инно­вационных видов специальных (коррекционных) образователь­ных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);

• создание там, где это целесообразно, достаточного числа ма­локомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального воз­вращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграцион­ного процесса;

• создание психологической службы в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

Реализация второго этапа реформирования системы специаль­ного образования осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (спе­циальном образовании)», который устанавливает экономические основания этого этапа реформирования, предполагает ряд норма­тивно-правовых актов. Экономическое обеспечение очередного этапа реформирования предполагает также дальнейшее совершен­ствование механизмов многоканального финансирования этой сферы.

Информационное обеспечение процесса реформирования сис­темы специального образования предполагает наличие федераль­ного банка данных, а также создание и поэтапное внедрение мо­дели информационной компьютерной сети для административных работников в целях полной координации их деятельности в обла­сти принятия управленческих решений.

Вопросы длясамоконтроля

1. Какая роль отводится учителю в коррекционно-педагогическом процес­се с детьми с отклонениями в развитии и поведении?

2. Какие требования предъявляются к профессионально-педагогической подготовке учителя-воспитателя и его готовности к коррекционно-педагоги-ческой деятельности?

3. Как организуется и как осуществляется коррекционно-педагогическая деятельность в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения?

4. Что собой представляет деятельность психолого-медико-педагогической консультации и какова ее роль в предупреждении и преодолении отклонений в развитии детей и подростков?

5. Какова структура государственной системы коррекции, социальной под­держки и защиты детей и подростков с проблемами в развитии?

Рекомендуемаялитература

Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высше­го педагогического образования. - М, 1991.

Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников / Под ред. В.Н.Ке-ласьева.-М, 1994.

Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. Справочно-информа-Ционное издание МО РФ.- 1992. -№ 11.

Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педаго­гической культуры преподавателя высшей школы. - М., 1993.

Кит Г.Г. Пути повышения эффективности практической подготовки сту­дентов педвузов к воспитательной работе в школе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.-Киев, 1991.

Назарова Н.М. Развитие теории и практики дефектологического образо­вания. Сурдопедагогика: история, современные проблемы, перспективы. - М., 1992.

Основы права / Под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1998.

О специфике деятельности специальных (коррскционных) образователь­ных учреждений I-VIII видов: Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ № 48 от 04.09.1997.

Правовая защита семей, воспитывающих детей-инвалидов: Сб. норматив­ных актов. - М., 1996.

Примерное положение о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях // Вестник образования Министерства об­разования РФ. - 1992.-№ 11.-С. 67-79.

Проект закона РФ «О специальном образовании» //Дефектология. - 1995. -№1.-С. 3-15.

Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского. - 2-е изд. - М., 1990.

Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. - Ростов-на-Дону, 1996.

Сластенш В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функции // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1982.

Сосновская О.Б. Психологические особенности профессионально-ценных ориентации социальных педагогов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1997.

Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет со­циального работника. - М., 1993.

Шевченко С Г. Информационно-методическое письмо по организации и содержанию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразо­вательных учреждений // Начальная школа. - 1997. - № 10. - С. 77-88.

Шкянов ЕМ., Буланова Е.Г. О сущности формирования мотивационно-ценностного отношения к педагогической деятельности и устойчивых про­фессиональных намерений у студентов педвуза // Профессиональная подго­товка учителя в системе высшего педагогического образования / Под ред. В.А.Сластенина.-М., 1982.

Наши рекомендации