Коррекция общения и семейных взаимоотношений подростков и родителей

Поскольку каждая семья имеет массу индивидуальных особен­ностей и по-разному реагирует на вмешательство извне, каким бы оно ни было, педагогам целесообразно использовать как прямой, так и опосредованный, косвенный путь воздействия. В том и дру­гом случае решается ряд задач, направленных на то, чтобы, во-первых, помочь семье в оценке внутрисемейной атмосферы, в анализе сложившегося семейного общения, во-вторых, вы­звать желание изменить сложившиеся взаимоотношения, показать пути и способы изменения общения в семье, в-третьих, совмест­но с членами семьи определить перспективы положительного, об­щественно значимого семейного общения, имея в виду привлека­тельность и значимость семейного общения для подростка. В зави­симости от типа семьи используются различные формы и методы работы, ведется комплексное воздействие школы и общественности на родителей.

Педагогически несостоятельные семьи, имеющие малосодержательный, непоследовательный характер семейного общения, относительно низкий общий и нравственно-культурный уровень, обычно малокомпетентны в вопросах воспитания, но у них есть желание получить знания в этой области. Такие семьи в целях коррекции характера и содержания общения включаются в общую систему педагогического всеобуча. Но как показали прак­тика и непосредственная работа с этими семьями, общих рекомен­даций таким семьям бывает недостаточно. У них замедленное вос­приятие общепедагогических принципов, они с трудом трансфор­мируют их на конкретные жизненные условия, на свою семью. Для таких семей более приемлемой формой является педагогическая консультация, которую для них в определенные дни проводят пе­дагоги школы, школьный психолог. В данном случае важно лик­видировать барьер недоверия, разрушить убеждение родителей, что их незнания будут неправильно поняты и использованы учи­телями против них и их детей. Педагогические консультации для родителей проводят наиболее авторитетные учителя школы, вы­зывая родителей на откровенность. Беседа проходит в доброжела­тельной форме. В основе консультирования лежит желание сообща разобраться в той или иной сложной воспитательной ситуации. Консультации могут быть как индивидуальные, так и групповые, как по инициативе школы, так и по инициативе родителей. Роди­телям во время консультации предоставляется возможность не только рассказать о затруднениях в воспитании детей, совместно проанализировать ситуацию, но и получить совет, конкретные ре­комендации, обсудить то или иное решение проблемы.

Практика показала, что педагогическая консультация - интерес­ная и эффективная форма работы с семьями педагогически запу­щенных подростков. Однако таких родителей необходимо вовле­кать и в активную общественную деятельность. В качестве первой ступеньки педагогического роста родителей могут стать разовые поручения, диапазон их может быть довольно широким: от непо­средственной помощи в укреплении материальной базы школы до организации и проведения для ребят каких-либо мероприятий (экскурсий, культпоходов в музей, театр). Большой эффект дает совместная деятельность при непосредственном участии группы, в которую входит ребенок (это могут быть вылазка в лес, совместный турпоход, рыбалка и др.). Часть родителей привлекается в качестве руководителей кружков, секций как внутри школы, так и в микро­районе.

Семью, стоящую на первой ступени педагогической несостоя­тельности, неблагополучной можно считать условно. Такая семья обладает лишь некоторыми элементами неблагополучия, которые можно нейтрализовать, включив родителей в систему педагогиче­ского всеобуча, проводя консультации по вопросам организации семейного общения, наполняя его положительным содержанием с целью изменить стиль семейных отношений, произвести сущест­венную коррекцию в них. Включенность родителей в совместную с детьми общественно полезную деятельность, как в семье, так и вне ее позволяет изменить позицию родителей в воспитании ребенка во взаимоотношениях друг с другом.

Второй тип семей - педагогически пассивные - пас­сивны в прямом воспитательном воздействии на детей в силу ряда объективных причин. Однако нравственный микроклимат семьи, стиль отношений и характер общения остаются фактором, активно воздействующим на подростков. Следовательно, в работе с этими семьями необходимо не только анализировать их систему воспита­тельного воздействия, но и изменить и скорректировать характер семейных отношений.

Если с семьями, педагогически пассивными в силу объективных причин (большая занятость, частые отсутствия родителей и др.), возможно конструктивное решение проблемы с помощью усилий школы, то с семьями, педагогически пассивными, в силу субъектив­ных причин имеющими конфликтные отношения с детьми и устра­нившимися от их воспитания, требуются усилия не только школы, но и других социальных институтов.

Семьи такого типа находятся ближе к антипедагогическому типу семейных отношений, однако отличаются от них отсутствием систе­матического антипедагогического влияния. Характерной чертой стиля отношений в этих семьях является разрыв взаимоотношений родителей и детей. Общение носит деструктивный характер, его направленность, ценностные ориентации сильно смещены в отри­цательную сторону. Фактически в данной ситуации семья на под­ростка оказывает негативное влияние, но это влияние чаще всего ситуативно. Конечно, самый легкий и быстрый путь решения про­блемы - это ликвидировать источник отрицательного общения, прекратить взаимоотношения подростка и семьи, т.е. лишить ро­дительских прав мать или отца. Но верен ли будет этот шаг, не на­несет ли он большую рану подростку, чем то, что уже произошло.

Наиболее приемлемым, на наш взгляд, в работе с такими семья­ми является объединение педагогических усилий под руководством общественного совета, который руководствовался бы одной целью: прекратить нарушения родителями своих функциональных обязан­ностей, заставить их самих оценить семейную атмосферу, ее влия­ние на детей, подвести их к осознанию своих ошибок и, главное, пробудить желание коренным образом изменить уклад семейных отношений.

Члены общественного совета совместно со школой постоянно держат такие семьи под своим контролем, оказывают им помощь в изменении семейного микроклимата, в усилении родительской активности в воспитании детей. Многие родители этой категории семей не только по принуждению, но и по своей инициативе впо­следствии чаще обращаются за помощью к школе, к учителям, социальным педагогам, работающим с их детьми, больше внима­ния уделяют детям, пытаются найти возможности конструктивно­го общения с ними.

Намного сложнее решаются проблемы коррекции семейного общения с семьями антипедагогического типа. Если в предыдущих типах семей проявляются лишь некоторые элементы антипедагогической направленности в общении, то семьи третьего типа чаще всего - «закрытая система», скрывающая под маской мни­мого благополучия и псевдоактивности свою антипедагогическую сущность. Поэтому эти семьи требуют больших усилий не только в переориентации, но и в изменении условий семейного общения. Предвзятое отношение к педагогическим советам и рекомендаци­ям, зачастую полное их отрицание или неприятие требуют исполь­зования усилий школы и широкой родительской общественности.

Основной путь воздействия на общение и взаимодействие в этих семьях реализуется школой, педагогическим коллективом с опорой на родительский комитет и попечительский совет школы, через индивидуальные и. групповые формы работы.

Используя различные виды деятельности, попечительский совет и родительский комитет всемерно укрепляют связь семьи со шко­лой с целью установления единства воспитательного влияния на детей, привлекают родителей к участию в работе с детьми во вне­урочное время и по месту жительства, оказывают им помощь в осуществлении закона о всеобуче, помогают в организации систе­мы повышения педагогической культуры, участвуют в работе по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений.

Попечительский совет, родительские комитеты классов ведут целенаправленную работу с каждой неблагополучной семьей. Осу­ществляя дифференцированный подход, родители-активисты про­водят кропотливую индивидуальную работу по вовлечению каж­дого родителя педагогически запущенных подростков в общест­венно полезную деятельность в школе, в организацию и проведение совместных мероприятий с детьми, дают им возможность увидеть своих детей в деятельности, сравнить их с одноклассниками, уви­деть потенциальные возможности каждого ребенка, задуматься над тем, что еще предпринять, чтобы ребенок стал лучше, воспитаннее.

Одной из действенных форм работы с данной категорией ро­дителей являются дискуссии, диалоги-конференции по проблемам семейного воспитания детей и подростков.

Конференция-диалог для родителей может проводиться как по обмену опытом воспитания детей, так и по каким-то книгам, стать­ям на педагогическую тему, возможен и комбинированный вариант. Важно, чтобы в диалоге участвовали все родители, чтобы как можно больше родителей было готово и желало выступить, чтобы вопросы, вынесенные на обсуждение, были злободневными, остры­ми, вызывающими рассуждения, отстаивание собственного мнения. Конференция-диалог позволяет в непринужденной обстановке, с приведением конкретных примеров выработать общие рекоменда­ции, найти пути решения проблем семейного воспитания в каждом отдельном случае. К тому же общность проблемы, участие в обсуж­дении широкого круга специалистов (возможно приглашение юри­ста, психолога, врача и др.) позволяют вызвать заинтересованность в решении поставленных вопросов, подтолкнуть родителей к само­оценке своих действий, опыта семейного воспитания детей.

Совместные дела родительского и педагогического коллекти­вов, руководящая и направляющая роль попечительского совета и комитета, заинтересованное обсуждение проблемных ситуаций, сопричастность к выработке единых требований к процессу воспи­тания позволяют найти пути эффективного воздействия на роди­телей, имеющих эгоистическую направленность в семейном обще­нии и деструктивный характер внутрисемейных отношений.

Итак, результативность коррекции общения в семьях подрост­ков с девиантным поведением зависит от умелого сочетания как прямого, так и опосредованного воздействия на семью. Если пер­вый путь осуществляется школой и общественностью и направлен на совершенствование общекультурного и педагогического уров­ня родителей через систему педагогического всеобуча и просве­щения, вовлечение родителей в общественно значимую деятель­ность, то опосредованный путь воздействия осуществляется через подростков, через организацию совместной деятельности и общения детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.

Наши рекомендации