Подростковый возраст - «период бурь и страстей»

Существенным признаком отклоняющегося поведения является конфликт, противоречие между существующими нормами морали и права и неумением, нежеланием или неспособностью подростка их соответствующим образом выполнять. Почему же возникают эти противоречия, что лежит в основе причин девиантного пове­дения подростков?

С одной стороны, это поступки, обусловленные причинами соци­ально-педагогического характера, наиболее заметные для окру­жающих. Например, неумение себя вести в общественном месте, затруднения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, нежелание выполнять требования учителей, воспитателей. Они могут быть обусловлены низким уровнем общей культуры семей­ных взаимоотношений, ошибками семейного воспитания, издерж­ками учебно-воспитательного процесса, недостатками внимания со стороны учителей к ребенку, безразличием к его интересам, запросам и потребностям, как со стороны школы, так и со сторо­ны семьи.

С другой стороны, это могут быть поступки, в основе которых лежат причины психофизиологического или психобиологического характера, которые возникают в определенный период возраст­ного развития или проявляются как следствие каких-либо нару­шений в физическом или психическом развитии ребенка.

Многочисленные исследования (Л.И. Божович, Т.В. Драгунова, А.И. Караковский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдчттейн и др.) свидетельствуют, что психобиологические факторы, определяющие развитие психики ребенка, взаимосвязаны с индивидуалъно-психологическими особенностями формирования характера подростка, его эмоционально-волевой и мотивационной сферами. Они, в свою очередь, испытывают влияние со стороны социально-педагогических факторов: семьи, ближайшего окружения школьников. Поэтому девиантное поведение подростков, так же как и поведение подростков в норме, зависит как от психобиоло-ических, так и от социально-педагогических причин.

Подростковый возраст имеет важное значение в развитии и становлении личности человека. В этот период значительно рас­ширяется объем деятельности ребенка, качественно меняется его характер, в структуре личности происходят ощутимые перемены, обусловленные перестройкой ранее сложившихся структур и возникновением новых образований, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в нормировании нравственных представлений и установок. И все это происходит на фоне противоречий физиологического и пси­хического развития подростка, на фоне его духовного становле­ния. Отсюда подростковый возраст характеризуется специали­стами как переходный, сложный, трудный, критический. Это слов­но второе рождение, писал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и - это самое главное - восприятие окружающе­го мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы -все качественно иное».

Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с ок­ружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от обще­принятых правил. В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоре­чия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость ко злу, неправде, готовность бороться с не­справедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетер­пимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых. Это желание самоутвердиться и неумение цивилизо­ванно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратиться к взрослым. Это богатство желаний, разнооб­разие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достиже­нии. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выход­ки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе.

Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружа­ет, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом пси­хофизиологических причин, обусловленных возрастными изме­нениями.

Для подросткового возраста характерно неравномерное разви­тие костно-мышечной системы, отставание роста мышечной мас­сы от темпов роста костной системы. Исследователи показывают, что 12-летние подростки, имея рост 143-158 см, а массу тела 33-48,6 кг, через три-четыре года (а в иных случаях в течение одного года) вырастают до 159-175 см, к 15 годам имеют массу тела 47,9-64,8 кг. Как видно из приведенных данных, для детей одного и того же возраста рост и вес имеют довольно существенные раз­личия. Этому способствуют процессы акселерации (от лат. acceleratio - ускорение) - ускорения темпов физического и полового развития детей.

В связи с неравномерностью роста и развития у подростков на­ступают временная дисгармония в координации движений, опреде­ленная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуа­ции, в которой они оказываются.

Несоответствия в развитии сердечно-сосудистой системы, со­провождаемые усиленным ростом сердца и отставанием развития кровеносных сосудов, также ведут к нарушению психического и физического самочувствия ребенка. Этот процесс сопровождается повышенным кровяным давлением, головокружениями, неприят­ными ощущениями в области сердца. Не понимая свое состояние, стыдясь своего самочувствия, подростки пытаются избавиться от неприятных ощущений повышением активности в движениях, рез­кой сменой поведения.

Наибольшее влияние на духовную жизнь подростка, его само­чувствие и общее состояние оказывает процесс полового созрева­ния. Пубертатный период важен в жизни подростка и в физиологи­ческом, и в социальном плане. Наряду с внутренними изменениями организма, развитием желез внутренней секреции происходят и внешние изменения в конституции тела, проявляются вторичные половые признаки, в связи с этим повышается интерес к самому себе, к противоположному полу. Процесс полового созревания, по утверждению специалистов (медиков, психологов, педагогов), сопровождается повышенной возбудимостью нервной системы, чрез­мерной обидчивостью, раздражительностью, вспыльчивостью, рез­костью.

Все вышеперечисленные физиологические особенности подрост­кового возраста тесно взаимосвязаны друг с другом, с развитием психики. У одних они проходят более или менее равномерно, спо­койно, у других - ярко, всплесками. Это зависит от самого подрост­ка, но во многом, конечно же, от родителей, учителей, воспитате­лей. Как они относятся к воспитаннику, понимают его, как реаги­руют на не вполне адекватные его поступки. Все это в значитель­ной степени определяет поведение ребенка, его отношение к взрос­лым, сверстникам, нравственным нормам и ценностям.

Появление психических новообразований в подростковом воз­расте сопряжено со сложностями его перехода из состояния детско­сти во взрослую жизнь. Подросток уже не ребенок и еще не взрослый. И вот это «уже» и «еще» создает массу проблем для подростка.

Стремление к взрослостипроявляется у подростка как потреб­ность приобщения к миру взрослых, к их жизни и деятельности. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внеш­ний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии ре­шений. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается рас­ширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый Жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям со взрослыми, порождают конфликты между ними. Однако конфликтных ситуаций можно избежать, если при их возникновении учитывать особенности психического развития подростка.

Взросление подростка может происходить по-разному. Оха­рактеризуем три его основных этапа.

На первом этапе развития противоречий отмечается полное расхождение во мнениях между взрослым и подростком; претензии подростка на большую самостоятельность, уважение к себе воспринимаются взрослыми как нереальные, неосуществи­мые, необоснованные; полный отказ в понимании вызывает у подростков агрессивную реакцию, снижение авторитета взросло­го. На втором этапе противоречия носят эпизодический характер, взрослые вынуждены иногда идти на уступки требова­ниям подростка, разрешать то, что не разрешали раньше. В такой ситуации развитие взрослости подростка зависит от содержания его интересов и стремлений. На третьем этапе противоречия постепенно исчезают, так как взрослые осознают и саму тенден­цию взросления со стороны подростков, и изменение социальной ситуации поведения их в связи с данной тенденцией. Возникает больше доверия и уважения к личности подростков. В зависимо­сти от того, какой вариант во взаимоотношениях превалирует, складывается характер вхождения подростка во взрослую жизнь, а следовательно, его поведения.

Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, инициативности, стремления к самосознанию, самооценке, самоутверждению.

Потребность осознать свое собственное Я, понять свое предна­значение, место среди сверстников заставляет подростка «вгляды­ваться» в самого себя, пытаться оценить свои способности и воз­можности. Для объективной самооценки необходимы жизненный опыт, верная оценка своих способностей, но самооценка подрост­ка может быть заниженной, и его поведение, взаимоотношения со сверстниками становятся сдержанными. Самооценка может быть и завышенной, и тогда потребности подростка в самовыражении резко изменяются, они становятся непомерными. Если они не удовлетворяются (в учебе, спорте, игре, во взаимоотношениях с окружающими), то тоже возникают конфликты.

С процессом самосознания подростков тесно связан процесс самоутверждения. При неадекватных самооценке и самоутверж­дении может сложиться негативное поведение. Это может быть утверждение с помощью силы, лжи, обмана, с помощью вызы­вающего, демонстративного поведения. Это могут быть драки со сверстниками, дерзкое поведение в классе перед учителями. Само­утверждение может осуществляться и на фоне стремления к взрос­лости (использование атрибутов «взрослой жизни»: употребление спиртных напитков, сексуальные связи).

Самоутверждение не может происходить без формирования и культивирования каких-то качеств личности, т.е. без самовоспи­тания. Оценивая свои способности и возможности по сравнению со сверстниками, подростки могут неосознанно создавать свою Программу самовоспитания, опирающуюся на какой-то идеальный образ. Причем в подростковом возрасте идеал может быть как обобщенный, выдуманный, так и конкретный, приближенный к реальной действительности. И если идеал имеет положительную направленность (а весь учебно-воспитательный процесс школы и старания родителей направлены на это), то подросток будет фор­мировать у себя самокритичность, настойчивость, уверенность б себе, положительные нравственные качества (честность, порядоч­ность, доброту). Если же самооценка подростка окажется неадек­ватной, а у подростка есть желание воспитать в себе волевые чер­ты характера, то в качестве идеала могут быть выбраны примеры для подражания и из криминогенной среды. «Нравственный идеал подростка, - пишет Д.И. Фельдштейн, - исключительно эмоцио­нально окрашенный образ, становящийся не только образцом для подражания, но своеобразным внутренним критерием самооцен­ки, регулятором собственного поведения».

В самооценке и самоопределении подростка важную роль иг­рают друзья, сверстники, их мнения и оценки, которые проявля­ются в отношении к событиям, явлениям, фактам или в общении. Потребность в общенииявляется одной из ведущих, определяющих в подростковом возрасте. Только в общении происходит обмен информацией, мыслями, идеями, идеалами, ценностями. В общении подросток становится членом классного и общешкольного кол­лектива, группы сверстников, которые являются для него все более авторитетными и личностно значимыми.

Наряду с общением в процессе социализации у подростков-школьников главным видом деятельности остается учеба. От того, как учится подросток, во многом зависят его интеллектуальное развитие, формирование мировоззрения.

К подростковому возрасту в основном сформирована готов­ность ко всем видам учебной деятельности, но возможности реа­лизации этой готовности имеются не у всех подростков. В средних классах вводятся новые предметы, их ведут разные учителя, уровень преподавания неодинаков, неодинаковы и требования и мо­тивация учебной деятельности учеников. Поэтому интерес к учеб­ной деятельности у подростков различен. У одних учащихся по­знавательные интересы носят аморфный характер и отличаются изменчивостью и ситуативностью, у других - охватывают широ­кий круг учебных предметов и учебной деятельности, у третьих -Проявляются стержневые, доминирующие интересы. Наряду с по­знавательными интересами важную роль в формировании положи­тельного отношения к учению подростков играет понимание значимости знаний. Но условия современной жизни в нашем общест­ве не всегда способствуют формированию этого понимания. От­сюда снижение значимости знаний в жизни учеников, негативное отношение к отдельным учебным предметам или к школе вообще пропуски и опоздания на уроки. Все это ведет к неуспеваемости, к проблемам во взаимоотношениях учеников и учителей. Неуспе­ваемость учащихся - это один из показателей педагогической запущенности школьников.

Наши рекомендации