Специфика коррекционной работы с детыущ с задержкой психического развития

Организация обучения и воспитания детей с ЗПР регламенти­рована рядом нормативных государственных документов.

В соответствии с приказом Министерства просвещения СССР от 3 июля 1981 г. (№ 103) стали действовать специальные (коррекционные) образовательные учреждения: школы-интернаты, школы, классы выравнивания при общеобразовательных школах. Особен­ности работы с данной категорией детей рассматривались в мето­дических и инструктивных письмах Министерства просвещения СССР и Министерства просвещения РСФСР. В 1997 г. вышло инст­руктивное письмо Министерства общего и профессионального образования «О специфике деятельности специальных (коррекцией-ных) образовательных учреждений 1-УП1 видов».

Для детей с задержкой психического развития создается специ­альное (коррекциоиное) образовательное учреждение VII вида.

Коррекционное учреждение VII видаосуществляет образователь­ный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

1-я ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-5 лет);

2-я ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет).

Прием детей в коррекционное учреждение VII вида осуществ­ляется по заключению психолого-медико-педагогической комис­сии (консультации ПМПК) с согласия родителей или законных представителей ребенка (опекунов): в подготовительный I-II клас­сы, в III класс - в порядке исключения. При этом дети, начавшие обучение в общеобразовательном учреждении с 7-летнего возрас­та, принимаются во II класс коррекционного учреждения. Начав­шие обучение с 6-летнего возраста - в I класс. Дети, ранее не обу­чавшиеся в общеобразовательном учреждении и показавшие не­достаточную готовность к освоению общеобразовательных про­грамм, принимаются с 7-летнего возраста в I класс коррекционно­го учреждения (нормативный срок освоения - 4 года); с 6-летнего возраста - в подготовительный класс (нормативный срок освое­ния - 5 лет).

Наполняемость класса и группы продленного дня в коррекционном учреждении - 12 человек. Перевод воспитанников в обще­образовательное учреждение осуществляется по мере коррекции отклонений в их развитии после получения начального общего образования. С целью уточнения диагноза воспитанник может находиться в коррекционном учреждении VII вида в течение од­ного года.

Однако основная масса детей с задержкой психического разви­тия обучается в классах коррекционно-развивающего обучения (в не­которых регионах их продолжают называть «классы выравнива­ния», «классы для детей с задержкой психического развития») при общеобразовательных массовых школах. Механизм направления детей в классы коррекционно-развивающего обучения и органи­зация обучения такие же, что и в коррекционных учреждениях VII вида.

Дети в этих классах занимаются по учебникам массовых обще­образовательных школ по специальным программам. В настоящее время в основном полно разработаны программы классов кор­рекционно-развивающего обучения первой ступени. Они обеспечивают усвоение содержания начального образования и реализа­цию стандарта требований к знаниям и умениям учащихся.

Обучение на второй ступени (V-1Х классы) осуществляется по программам общеобразовательных массовых школ с некоторыми изменениями (сокращение некоторых учебных тем и объема мате­риала в них),

После получения основного общего образования выпускник школы получает свидетельство об образовании и имеет право в соответствии с Законом РФ «Об образовании» продолжить обу­чение в третьей ступени и получить среднее (полное) общее обра­зование.

Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с задержкой психического развития овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность и опыт практического обучения, формировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими.

Психолого-педагогическая коррекция на протяжении всего ее срока должна быть систематической, комплексной, индивидуали­зированной. При этом важно учитывать неравномерность проявле­ний познавательной активности школьника и опираться на те виды психической деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятель­ности. Необходимо искать виды заданий, максимально возбуж­дающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Желательно предлагать задания, требующие для их выполнения разнообразной деятельности.

Учитель должен приспосабливать к уровню развития детей с задержкой психического развития темп изучения учебного мате­риала и методы обучения.

Учащиеся этой категории требуют особого индивидуального подхода к ним, а их коррекционное обучение необходимо соче­тать с лечебно-оздоровительными мероприятиями, В случаях тяже­лой задержки психического развития для них должны быть созда­ны специальные условия обучения. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь: выявить пробелы в зна­ниях и восполнить их теми или иными способами; объяснить за­ново учебный материал и дать дополнительные упражнения; зна­чительно чаще использовать наглядные дидактические пособия и разнообразные карточки, помогающие ребенку сосредоточиться на основном материале урока и освобождающие его от работы, не имеющей прямого отношения к изучаемой теме. Часто учителю приходится прибегать к наводящим вопросам, аналогиям, дополнительному наглядному материалу. При этом важно помнить, что дети с задержкой психического развития нередко способны рабо­тать на уроке всего 15-20 минут, затем наступает утомление, инте­рес к занятиям пропадает.

Даже элементарные новые навыки вырабатываются у таких де­тей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократ­ные указания и упражнения. Работа с детьми с задержкой психиче­ского развития требует не только особых методов, но и большого такта со стороны учителя. Педагог, используя поощрения в учеб­ной работе, тем самым изменяет самооценку ребенка, укрепляет в нем веру в свои силы.

При обучении детей с задержкой в психическом развитии весь­ма существенным представляется подведение их к обобщению не только по материалу всего урока, но и по отдельным его этапам. Необходимость поэтапного обобщения проделанной на уроке работы вызывается тем, что таким детям трудно удерживать в па­мяти весь материал урока и связывать предыдущее с последующим. В учебной деятельности школьнику с задержкой психического раз­вития значительно чаще, чем нормальному школьнику, дают зада­ния с опорой на образцы: наглядные, описанные словесно, конкрет­ные и в той или иной степени абстрактные. При работе с такими детьми следует учитывать, что чтение ими всего задания сразу не позволяет правильно понять смысл в принципе, поэтому желатель­но давать им доступные инструкции по отдельным звеньям.

Система коррекционно-развивающего обучения - форма диф­ференцированного образования, которая позволяет решать задачи своевременной активной помощи детям с трудностями в обучении и адаптации к школе. В классах коррекционного развивающего обучения возможно последовательное взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического и социально-трудового направлений деятель­ности.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за про­движением каждого ребенка. Обсуждение результатов наблюдении проводится не менее 1 раза в четверть на малых педсоветах или консилиумах. Особая роль отводится охране и укреплению сомати­ческого и нервно-психического здоровья учащихся. При успешной коррекции и сформированности готовности к школьному обуче­нию дети переводятся в обычные классы традиционной системы обучения или при необходимости продолжения коррекционной работы в классы коррекционно-развивающего обучения.

Коррекционная направленность обучения обеспечивается на­бором базовых учебных предметов, которые составляют инвари­антную часть учебного плана. Фронтальное коррекционно-разви-вающее обучение осуществляется учителем на всех уроках и позво­ляет обеспечивать усвоение учебного материала на уровне требо­ваний к знаниям и умениям образовательного стандарта школы. Проверка и оценка учебной работы учащихся классов коррекци­онно-развивающего обучения проводятся в соответствии с требо­ваниями, указанными в вариативных программах (Программы специальных коррекционных учреждений и классов коррекцион­но-развивающего обучения. - М.: Просвещение, 1996). Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на инди­видуально-групповых занятиях, специально выделенных для этой цели. Это могут быть общеразвивающие занятия, способствующие коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков, обогащению и систематизации словаря. Но могут быть и занятия предметной направленности - подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, ликвидация пробелов предшествующего обучения.

Коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. При изучении ребенка обращается внимание на состоя­ние различных сторон его психической деятельности - памяти, внимания, мышления, речи; отмечаются такие его личностные ха­рактеристики, как отношение к учению, другим видам деятельно­сти, работоспособность, усидчивость, темп работы, умение преодо­левать затруднения в решении поставленных задач, использовать разнообразные способы умственных и предметно-практических действий для выполнения заданий. Выделяются учащиеся, для ко­торых характерны состояния чрезмерной возбужденности или, на­оборот, пассивности, заторможенности. В процессе обучения вы­являются запас знаний и представлений, умений и навыков учени­ков, пробелы в усвоении ими программного материала по отдель­ным ранее пройденным учебным разделам. Выделяются ученики, которые по сравнению с одноклассниками отличаются особой за-Медленностью восприятия нового материала, отсутствием представлений, являющихся базой для усвоения нового материала, на­пример несформированностью представлений и понятий, связанных с пространственными и количественными отношениями, труд­ностями установления логических связей и взаимозависимостей и т.п. Ученики с задержкой психического развития, имеющие специфические речевые нарушения, направляются на занятия к логопеду, который работает с ними по своему графику. Изучение индивиду­альных особенностей учащихся позволяет планировать перспекти­вы и сроки коррекционной работы с ними.

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия прово­дит основной учитель класса. Поскольку дети с задержкой психи­ческого развития, обучающиеся в классах выравнивания и специ­альных школах, зачислены, как правило, в группы продленного дня, то во время индивидуальных занятий с учениками работает воспитатель.

В соответствии с учебным планом в начальных классах на кор­рекционные занятия отводятся 3 часа в неделю вне сетки обяза­тельных учебных часов (до или после уроков) по утвержденному графику. Продолжительность занятий с одним учеником (или группой) не должна превышать 15-20 минут. В группы возможно объединение не более трех учеников, у которых обнаружены оди­наковые пробелы или сходные затруднения в учебной деятельно­сти. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих занятиях не допускается.

Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытываю­щим особые затруднения в обучении. Периодически на индивиду­альные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вслед­ствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состоя­ний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков.

Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаски­вания», формального, механического подхода, должно быть мак­симально направлено на развитие ученика. На занятиях необхо­димо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, счетным материалом, исполь­зование условно-графических схем и т.п. создают возможности для широкой подготовки учащихся к решению разного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравни­вать и обобщать предметы и явления, анализировать слова и пред­ложения различной структуры; осмысления учебных и художест­венных текстов; развития навыков планирования собственной дея­тельности, контроля и словесного отчета. Формируемые с помо­щью предметно-практической деятельности понятия будут иметь в своей основе четкие и яркие образы реальных предметов, пред­ставленных в разнообразных связях друг с другом (отношениях общности, последовательности, зависимости и др.).

Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недо­статочно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например коррекции каллиграфии (умения видеть стро­ку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочи­танного и т. п.

В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими по­собиями, схемами, графиками, географической картой, а также алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умноже­ния и др.

В старших классах для индивидуальных и групповых коррекционных занятий отводится в настоящее время 1 час в неделю. Глав­ное внимание уделяется восполнению возникающих пробелов в знаниях по основным учебным предметам, пропедевтике изучения наиболее сложных разделов учебной программы.

Обязанности по руководству организацией и проведением коррекционных занятий возлагаются на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Он же осуществляет и контроль этой деятельности. Опыт показал, что эффективность индивиду­альных и групповых занятий возрастает там, где к работе привле­чены школьные психологи, а также школьные и районные мето­дические объединения учителей и логопедов.

Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на ос­нове принципов коррекционной педагогики и предполагает со сто­роны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяю­щей реализовать познавательные резервы обучающихся.

В условиях специально организованного обучения дети с за­держками в психическом развитии способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания, умения и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают само­стоятельно.

Наши рекомендации