Штутгарт, 6 сентября 1919 года
Сегодня я хотел бы завершить эти рассмотрения тем, что еще раз убедительно попрошу вас: придерживайтесь четырех вещей:
Во-первых, учитель – как в большом, так и в малом, во всей одухотворенности своей профессии, в том, как он произносит отдельное слово, развивает отдельное понятие, каждое отдельное ощущение – воздействует на своих учеников. Подумайте о том, что учитель – это человек инициативы, чтобы он никогда не был небрежным, то есть всегда полностью отдавался тому, что он делает в школе, и тому, как он ведет себя по отношению к детям. Это первое: пусть учитель будет человеком инициативы как в большом, так и малом.
Второе, дорогие мои друзья, – это то, что мы, как учителя, должны интересоваться всем, что есть на свете и что касается человека. Как учителя, мы должны иметь интерес ко всему светскому и ко всему человеческому. Как-либо отгораживаться от того, что может быть интересно для человека, – если бы это имело место у учителя, было бы в высшей степени досадно. Мы должны интересоваться и самыми большими, и самыми малыми обстоятельствами жизни человечества. Мы должны уметь интересоваться и большими, и самыми маленькими делами человечества. Мы должны уметь интересоваться и большими, и самыми маленькими делами отдельного ребенка. Это второе: учитель должен быть человеком, который интересуется всем мировым и человеческим бытием.
И третье: учитель должен быть человеком, который в душе никогда не идет на компромисс с неправдой. Учитель должен быть внутренне глубоко правдивым человеком, он никогда не должен идти на компромисс с неправдой, иначе мы увидим, как неправедное по многим каналам, особенно через метод, входит в наше преподавание. Наше преподавание только тогда будет отображением правды, когда мы сами будем тщательно заботиться о том, чтобы в себе самих стремиться к правдивому.
А затем кое-что, что легче сказать, чем сделать, но что является золотым правилом для учительской профессии: учитель не должен засыхать и скисать. Незасушенный, свежий душевный настрой. Не засыхать и не скисать! Это то, к чему учитель должен стремиться.
И я знаю, что если вы верно восприняли в свои души то, что в эти 14 дней мы осветили с самых различных сторон, то как раз на окольном пути через мир ощущений и воли внешне далекое станет вам очень близким, когда вы будете заниматься преподаванием. Но для вальдорфской школы будет Необходимо, ваше стремление к тому, чтобы в ваших душах действительно действовали вещи, которые мы здесь проходили.
Подумайте о том, что я попытался вам здесь объяснить, чтобы добиться психологического понимания человека, главным образом становящегося человека. И если вы не знаете, как вы должны подать на занятиях то или иное или когда и в каком месте, то вам всегда придет в голову верная мысль, если вы верно вспомните то, что происходило в эти дни. Естественно, о многом следовало бы сказать во много раз больше, но я хотел бы сделать из вас не обучающие машины, а свободных, самостоятельных учителей. В этом духе было выдержано и то, что было вам предложено в последние 14 дней. Времени было так мало, что в остальном приходилось апеллировать к вашей беззаветной, разумной деятельности.
Постоянно думайте о том, что приводилось здесь для понимания человека, и прежде всего ребенка. Это может быть вам полезно во всех методических вопросах.
Видите ли, если вы будете мысленно оглядываться на произошедшее, то наши мысли встретятся на различных темах этих четырнадцати дней. Потому что я сам, в этом я могу вас уверить, буду мысленно возвращаться к этому. Потому что эта вальдорфская школа сегодня, пожалуй, слишком близка сердцу тех, кто участвует в ее работе и устроении. Эта вальдорфская школа должна удаться! От того, удастся ли она, будет зависеть многое! Эта удача будет своего рода доказательством для тех вещей в духовном развитии, которые мы должны представлять.
Если мне сейчас в конце будет позволено высказать несколько личных слов, то я хотел бы сказать: для меня самого эта вальдорфская школа будет настоящим детищем. И я буду снова и снова с заботой возвращаться в моих мыслях к этой вальдорфской школе. И, если мы рассмотрим всю серьезность положения, мы действительно можем хорошо сотрудничать. Прежде всего, будем придерживаться той мысли, которая наполнит наше сердце, наше сознание: с духовным движением современности связаны духовные силы развития. Будем верить в эти добрые духовные силы, и тогда они будут инспирировать нас в нашем бытии, и мы сможем преподавать.