Тест «Лесенка» для исследования самооценки

Стимульный материал. Рисунок лестницы, состоящей из семи
ступенек. Посредине нужно расположить фигурку ребенка. Для
удобства можно из бумаги вырезать фигурку мальчика или девочки, которую ставят на лесенку в зависимости от пола тестируемо-
го ребенка.

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эту лесенку.
Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше
(показывают) ставят хороших детей; чем выше, тем лучше дети, а
на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших
детей (показывают), еще ниже -
еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На
какую ступеньку ты сам себя поставишь-
ставишь? Ана какую ступеньку
тебя поставят мама? папа? воспитательница?»

Проведение теста. Ребенку да-
ют листок с нарисованной на ней
лестницей и объясняют значение
ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше
объяснение. В случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на ка-
кую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если
дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и
даже «самые хорошие дети». В любом случае это должны быть
верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной
оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в
собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам, асо-
циальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, когда обесценивается сам ребенок, который приходит к
выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более
не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять
все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают
сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей.
Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми
вообще не занимаются дома. Таким образом, как мы видим, край-
нее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованияхговорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые -
папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного
самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. В идеале сам ребенок может поставить
себя на вторую ступеньку сверху, а мама (или кто-то другой из
родных) ставит его на самую высокую ступеньку. При этом дети
говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама ме-
ня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как
,раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взросло-
го, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального
развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия, как в структуре личности ребенка,
так и в его отношениях с близкими взрослыми, являются ответы, в
которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако если
при ответе на вопрос: «Куда тебя поставит воспитательница?» -
ребенок помещает себя на одну из нижних ступенек, это нормально -
и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки, особенно в том случае, если ребенок действительно
плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательницы.

ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Методика 1

Вопросы для собеседования

(тест разработан С.А.Банковым)

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.

2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты станешь, когда вырастешь:
ей или дядей?

4. У тебя есть брат (сестра), кто из вас старше?

5. Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два?


6. Сейчас утро или вечер (день или утро)?

7. Когда ты завтракаешь - вечером или утром? Обедаешь утром- или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? День или ночь?

8. Где живешь? Назови домашний адрес.

9. Кем работает твой отец (мама)?

10. Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (лентой-
, платье)?

11. Какое сейчас время года - зима, весна, лето, осень? Почему ты так думаешь?

12. Когда можно кататься на санках - зимой или летом?

13. Почему снег бывает зимой, а не летом?

14. Что делает почтальон (врач, учитель)?

15. Зачем нужны в школе звонок, парта?

16. Ты сам(а) хочешь пойти в школу?

17. Покажи у себя правый глаз, левое ухо. Для чего нужны гла-
за, уши?

18. Каких животных ты знаешь?

19. Каких птиц?

20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчела? У кого
больше ног: у собаки или петуха?

21. Что больше: 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6, от 9 до 2.

22. Что ты скажешь, как поступишь, если нечаянно сломаешь
чужую вещь?

Оценка ответов

1. За правильный ответ на все вопросы одного пункта ребенок
может получить 1 балл ( за исключением контрольных).

2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на дополнительные вопросы пункта.

3. Правильными считаются ответы типа: «Папа работает инженером на заводе», «У собаки ног больше, чем у петуха, у собаки
их четыре, у петуха — две». Неверными считаются ответы типа:
«Мама-Таня», «Папа работает на работе», а также ошибки во
временах года, в признаках «больше - меньше».

4. Кконтрольным вопросам относятся 5, 8, 15, 22. Ответы на
них оцениваются так:

5-й: если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1
балл, если называет года с учетом месяцев - 3 балла.

8-й: за полный домашний адрес с названием своего города - 2
балла, за обоснованный по признакам ответ (не менее 3 признаков) - 2 балла, менее 3 признаков - 1 балл;

15-й: за каждое правильно указанное применение школьной
атрибутики - 1 балл;

22-й: за правильный ответ - 2 балла.

5. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в
пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на
пункт 16, в протоколе отмечается положительная мотивация к
обучению в школе (общая сумма баллов при этом должна быть не
менее 4).

Оценка результатов беседы

Вполне зрелыми для школы считаются дети, получившие в
сумме 24-29 баллов, менее подготовленными - получившие 20-
24 балла, не подготовленными - получившие 15 - 20 баллов.

Давая заключение, следует помнить, что беседа, как и любой лабораторный метод изучения ребенка, - вспомогательный метод. Психолого-педагогическое заключение можно дать только на основе анализа всех данных комплексного исследования.

Беседа может проходить и по более широкой программе. Ответы -
детей позволяют составить представление об их нравственных занятиях, ценностных ориентациях, умении выйти из проблемной ситуац
ии, руководствуясь личным опытом.

Методика 2

Вопросы для собеседования


I серия

1. Назови, пожалуйста, свою фамилию, имя, отчество.

2. Как фамилия, имя, отчество твоих родителей?

3. Где и кем работают твои отец и мать? Хочешь ли ты быть похожим
на них? Почему?

4. Какую работу выполняет учитель, врач, портниха, продавец,
милиционер?

5. Сколько тебе лет?

6. У тебя есть сестра или брат (родные или двоюродные)? Ты любишь его (ее, их)? Кто из вас старше, кто моложе? Почему ты так думаешь?

7. Какие правила поведения ты знаешь? Их надо выполнять
всегда или нет?

8. Ты сам(а) себе нравишься? За что тебя любят дома и в дет-
ском саду?

9. У тебя есть недостатки? Какие? Ты хочешь их исправить?


10. Чем занимаются дети в школе?

11. Ты хочешь пойти в школу? А почему? Зачем надо уметь читать-
, писать, считать?

12. Если щенок оставил грязные следы на полу, что ты будешь
делать?

13. Кем ты станешь, когда вырастешь?

14. Каким ты хочешь стать?

II серия

15. Алеся — украинка, Чубо — молдаванин (предъявляется цветная картинка с изображением детей в национальных костюмах), а
ты кто? Почему ты так думаешь?

16. Представь себе, что ты отправился путешествовать по родной -
стране, но вскоре соскучился по маме и решил написать ей письмо. Какой адрес ты укажешь на конверте?

17. Как называется твоя Родина? Ты любишь ее? За что ты ее любишь?

18. Как называется страна, в которой ты живешь?

19. Что надо делать, чтобы люди нашей страны жили счастливо?

20. Что больше: Москва или Россия? Почему ты так думаешь?


21. Какие есть страны кроме России?

22. В какой стране ты хотел бы жить? Почему именно в ней?


23. Хотел бы ты жить там, где мир, или там, где война? Почему?


III серия

24. У тебя есть друг? Как бы ты поступил, если бы:

а) во время урока он не смог ответить на вопрос учителя;

б) обидел кого-нибудь из ребят;

в) его кто-нибудь захотел обидеть;

25. Представь, что в комнате два стола. На каждом из них дети
строят улицы большого города. За одним столом играют Таня,
Алеша, Наташа, Варя и Андрей, за другим - Адия, Сара, Моника,
Марат и Хорст. За каким столом ты стал бы играть? Почему
именно за этим? Что для тебя важно?

26. Как бы ты поступил, если бы нечаянно порвал чужую книгу, но никто этого не видел?

27. Представь себе, что ты с мамой едешь в автобусе, немного
устал, в руках у мамы тяжелые сумки с продуктами. Вдруг освобождается место у окна. Как бы ты поступил?

Ответы оформляются в виде протокола на каждого ребенка.

Наши рекомендации