Виды обучения. Функции процесса обучения.

Основные виды обучения:

1) объяснительно-иллюстративное обучение (традиционное) – разъяснение и объяснение материала в сочетании с наглядностью

Метод:объяснение в сочетании с наглядностью

Ведущие виды деятельности учащегося:слушание и запоминание

Основной критерий эффективности обучения: безошибочное воспроизведение изученного

Недостатки метода:

· преподнесение «готовых знаний» → учащиеся освобождаются от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при усвоении;

· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса

Достоинства метода:

· экономия времени;

· сберегающая функция (экономия сил учителя и учащегося);

· облегчает понимание учащимися сложных знаний;

· обеспечение эффективного управления процессом;

2) проблемное обучение – организуется путем самостоятельного добывание знаний учащимся в процессе решения учебных проблем. Основной задачей является развитие творческого мышления и познавательной активности учащегося.

Структура проблемного обучения, этапы:

· создание проблемной ситуации учителем (должна создавать ощущение мысленного затруднения); введение и осознание проблемной ситуации учащимся;

· анализ своих знаний учащимися

· этап добывания новых знаний

· выбор способа разрешения проблемной ситуации;

· решение проблемы либо задачи;

· проверка - анализ педагогом решение проблемы или задачи;

· закрепление – рекомендация педагогом подобных задач

Достоинства метода:

· самостоятельность учащихся;

· высокий интерес и мотивация к учебному труду;

· развитие продуктивного мышления;

· прочные и действенные результаты обучения;

Недостатки метода;

· слабая управляемость познавательной деятельностью учащегося;

· большие затраты времени на достижение запроектированных целей.

3) программированное обучение и 4) компьютерное обучение

Основная цель: улучшение образовательного процесса, акцент ставится на управлении образовательным процессом

Технология программированного обучения позволяет контролировать каждый шаг на пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь при преодолении затруднений

· учебный материал делится на определенные разделы;

· учебный процесс состоит из последовательных шагов; каждый шаг включает в себя определенную порцию знаний и мыслительных процессов для их усвоения;

· каждый шаг завершается контролем; при положительном результате ученик получает новый подраздел знаний; при отрицательном – помощь и дополнительные разъяснения;

· каждый учащийся работает самостоятельно → овладевает материалом в посильном для него темпе;

· учебный процесс включает внешнюю и внутреннюю обратную связь;

· педагог выступает организатором обучения и консультантом при затруднении → реализуется индивидуальный подход;

Достоинства метода:

· индивидуальный темп освоения каждому ученику;

· экономия;

· решение проблемы субъекта в результате оценки деятельности участника.

Недостатки метода:

· невозможность коллективной работы;

· трудоемкость ученика.

- 2 -

Рассмотрим функции процесса обучения: 1) обучающая; 2) воспитательная; 3) развивающая; 4) профориентационная.

Среди них наиболее существенная – образовательная функция. Основной смысл образовательной функции состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и в ее использовании на практике.

Наиболее полно реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, важные для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, чтобы в общей системе знаний не образовывались незаполненные пустоты. Знания должны особым образом упорядочиваться, приобретая все большую стройность и логическую соподчиненность, чтобы новое знание вытекало из ранее усвоенного и пролагало путь к освоению последующего.

Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперирование ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших как специальных, так и общеучебных умений и навыков.

Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т. е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, которые варьируют условия учебной деятельности и предусматривают ее постепенное усложнение. Для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитательная функция. Воспитывающий характер обучения – отчетливо проявляющаяся закономерность, действующая непреложно в любые эпохи и в любых условиях. Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных и других понятий, норм и требований.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и не всегда в нужном направлении. Поэтому реализация воспитывающей функции требует при организации учебного предмета, отборе содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция. Правильно поставленное обучение всегда развивает, однако развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность обучения на развитие личности ученика получила закрепление в термине «развивающее обучение». Развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Понятие «профилактика» в коррекционной деятельности. Содержание профилактической работы среди несовершеннолетних.

Среди многообразия факторов, влияющих на формирование личности ребенка, выделяют, прежде всего, биологические факторы, факторы социальной среды, опыт практической деятельности и воспитание в широком смысле этого слова. Если врожденные каче­ства личности, ее индивидуальные свойства выступают как предпосылки формирования личности, то социальные факторы играют решающую роль в освоении индивидом социального опыта, вра­стании его «в человеческую культуру» (Л.С.Выготский), в адап­тации в социокультурной среде. Среди социальных факторов веду­щими являются родительская семья, детские разновозрастные кол­лективы, группы свободного общения, детские сообщества.

Показателем социальной зрелости индивида служит его готов­ность быть активным членом общества, выполнять разнообраз­ные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадап-тации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и тре­бованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации - отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются но­сителями норм морали и права.

Поэтому перед педагогами, воспитателями, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) нега­тивного влияния макро- и микросреды, способствующего форми­рованию и развитию отклоняющегося поведения.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (от 03.07.98), российское законодательст­во о защите прав несовершеннолетних, концепция совершенство­вания государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в современных условиях, принятая Межведомственной комиссией по делам несовершенно­летних при Правительстве РФ от 07.07.98, № 1/1, определяют цели и задачи государственной политики по защите интересов и прав ребенка, по повышению роли семьи и других социальных инсти­тутов в предупреждении безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних, в профилактике и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

В нормативных документах и концептуальных положениях го­сударственной политики выделяются понятия общей и специаль­ной профилактики. Общая профилактика (греч. prophylaktikos - предохранение, предупреждение) рассматривается как совокуп­ность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических ус­ловий, содействующих семье в выполнении ею своих функций по воспитанию физически и социально здоровых детей; по реализации воспитательных функций общеобразовательными учреждениями всех типов, по обеспечению ими полноценного развития интересов и способностей у школьников, занятости общественно полезной деятельностью во внеурочное время.

Яндекс.Директ

Хочешь поможем скурсовой? Жми!Помощь в написании дипломных работ! Заключаем договор! Доработки бесплатно! Два диплома хорошо, а три лучше!Олимпиады, конкурсы, публикации для аттестации на категорию! Дипломсразу! Форум "ОткрытыеИнновации"Ранняя регистрация до 16 июля! Международный форум инновационного развития!

Специальная профилактикавключает коррекционно-реабилита-ционные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей. Она предпо­лагает использование разнообразных мероприятий психолого-пе­дагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним, защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды. Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии школы, семьи, досуговой среды и неформальных групп, разнооб­разных социальных институтов и общественных организаций.

Таким образом, профилактическая и коррекцией но-педагогиче­ская деятельность являются составной частью того социально-педа­гогического процесса, который направлен на выявление девиант­ных подростков, диагностику причин и условий их отклонений в развитии и поведении, определение своеобразия формирования их личности и особенностей взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Опыт и педагогическая практика показывают, что преодолеть, а тем более предупредить отклонения в развитии и поведения несовершеннолетних возможно и целесообразно при нормальной организации педагогического процесса с детьми, при эффективном использовании обычных форм и методов учебно-воспитательного процесса. Однако особенности личностного развития подростков, неблагоприятная среда и негативные социальные условия нивели­руют целенаправленную учебно-воспитательную деятельность, сво­дят на нет усилия педагогического коллектива, разнообразных со­циальных институтов.

Следовательно, чтобы ликвидировать или предупредить бо­лезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодо­леть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных фак­торов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправ­ного межличностного общения).

Вместе с тем научные исследования и педагогический опыт по­казывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспита­тельные учреждения для девиантных подростков) не всегда прино­сят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее раз­витие. Следовательно, при организации коррекционно-педагоги-ческой деятельности с девиантными подростками и предупрежде­нии причин их отклоняющегося поведения необходимо исходить из понимания социально-педагогической сущности отклоняюще­гося поведения несовершеннолетних, учета силы влияния средо-вых факторов на развитие личности, референтной значимости межличностного общения со сверстниками в группе.

В предупреждении и преодолении отклоняющегося поведения подростков в коррекции общения и взаимоотношений в семьях девиантных подростков существуют различные пути и средства педагогического воздействия на родителей, на семейный микро­климат, на воспитательный потенциал, на характер внутри сем ей-ных отношений. Эти воздействия могут иметь как прямой, непо­средственный, так и косвенный, опосредованный характер.

Прямой путь коррекционного воздействия на семейное общение, на его содержательную сторону возможен при хорошем взаимо­понимании родителей и учителей, при обоюдном осознании тех проблем и вопросов, которые возникают при воспитании ребенка. Если семья верит в авторитет школы, стремится к развитию семей­ных взаимоотношений, то родители обращаются за помощью к педагогам, если таковая необходима, участвуют в различных обще­ственно-педагогических мероприятиях, посещают лекции, беседы, консультации в рамках педагогического всеобуча.

Если же между семьей и школой отсутствует взаимопонимание, если семья безразлично или негативно относится к советам и рекомендациям педагогов, апопытки учителей оказать содействие в воспитании ребенка расцениваются настороженно или агрессивно и всякое педагогическое влияние расценивается как акт ущемле­ния семейных интересов, то в таких условиях приемлем опосредо­ванный, косвенный путь коррекционно-педагогического воздействия на семью подростка с девиантным поведением.

Косвенное воздействие на характер взаимоотношений в педа­гогически несостоятельных или педагогически пассивных семьях, на содержание общения педагогически запущенных, девиантных подростков в них предполагает наличие двух взаимосвязанных процессов, которые используются в коррекционном воздействии. С одной стороны, учитываются и используются чувство родитель­ской любви, сохранившееся чувство долга в воспитании ребенка, желание родителей, чтобы их ребенок был не хуже, чем другие. С другой стороны, если родители понимают, что ребенок - полно­правный участник семейных взаимоотношений и их влияние на него адекватно его влиянию на них, то воздействие на семью осуще­ствляется опосредованно через ребенка.

Под руководством или при содействии педагогов ребенок реа­лизует потребность поделиться с родителями своими интересами, переживаниями, оценкой взаимоотношений. Он обращается к ро­дителям за советом, помощью в выполнении какого-то задания, в проведении какого-либо мероприятия. Родители в большинстве случаев откликаются на такие просьбы.

Опосредованное воздействие осуществляется также при совмест­ной деятельности детей и родителей в микрорайоне, по месту жи­тельства, при проведении индивидуально-групповых форм педаго­гического воздействия, на конференциях-диалогах, в дискуссиях по наболевшим проблемам воспитания ребенка.

Наши рекомендации