Специфика форм обучения и воспитания
В целостном педагогическом процессе отчетливо проявляется специфика форм обучения и воспитания. Если в обучении используют преимущественно уроки, семинары, практикумы, лабораторные работы, трудовые занятия и т. д., то в воспитательном процессе — воспитательные мероприятия коллективного характера, общественную деятельность, общественно полезный труд, индивидуальные воспитательные влияния и пр.
В учебном процессе ведущая роль принадлежит учителю, который опирается в своей работе на ученический коллектив в целях стимулирования ответственности, дисциплинированности, интереса к учению. В воспитании (при его умелой постановке) доминирующее значение имеет коллектив, его актив, которые направляются влияниями учителей, воспитателей.
Процесс обучения, как правило, протекает в строго оформленной учебной группе — классе, по определенному учебному плану, по строго очерченным программам. Процесс воспитания в условиях общеобразовательной школы не столь строго регламентирован. Он имеет лишь рекомендательное примерное содержание. Протекает этот процесс в ходе общественной, политической, куль турно-массовой, спортивной, художественной, трудовой деятельности, которая в значительной степени определяется общественными потребностями, интересами коллектива и их членов, умело направляемыми педагогами в такое русло, которое определяется примерным содержанием воспитания школьников соответствующего возраста. На сравнительно длительном отрезке времени все члены ученического коллектива должны пройти через разнообразные виды деятельности и воспитательные ситуации, которые обеспечат возможно более всестороннее воспитание и развитие личности.
В ходе воспитания чрезвычайно важное значение имеет влияние среды, средств массовой информации, которые нельзя не учитывать при организации этого процесса; более того, ими надо активно и в меру возможностей данного коллектива управлять
34. Гуманистические воспитательные системы и технологии: сущность и характеристика.
Основанием для определения типа воспитательной системы может служить характер целевых ориентиров.
"Если система ориентирована на личность ребенка, на развитие его природных задатков и способностей, на создание в школе обстановки социальной защищенности и творческого содружества, - разъясняет коллектив авторов монографии "Теория и практика воспитательных систем", - такая система является гуманистической. Если же система сориентирована на постоянное, скрупулезное предъявление требования, на воспитание послушания, а дисциплина является и целью, и главным воспитательным средством, то такая система авторитарна и антигуманна".
Гуманизм- это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой нормой отношений в обществе.
Принцип гуманизма в образовательно-воспитательной системе предполагает отношение к ребенку как к высшей ценности, цели, а не средству педагогического процесса; безусловное принятие ребенка, любовь и уважение к нему, уважение его прав и свобод, в том числе - права на ошибку; веру в ребенка, терпимость к его недостаткам, безусловный отказ от морального и физического насилия по отношению к нему, приоритет морального стимулирования в педагогическом процессе.
Ключевым звеном, основой личностно-ориентированных педа-гогических технологий в учебно-воспитательном процессе является гуманно-личностный подход к ребенку.
Гуманно - личностный подход ставит в центр образовательно-воспитательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом образования и воспитания, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, образовательно-воспитательного учреждения в целом.
Такой подход обращает учреждение к личности ребенка, к его внутреннему миру, к его способностям и возможностям, нравственной потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель педагогов - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, создать все необходимые условия для более полного и свободного развития личности.
Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
- взгляд на личность как цель образования, личностную направлен-ность учебно-воспитательного процесса;
- гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
- отказ от принуждения как метода, не дающего результатов в совре-менных условиях;
- новую трактовку индивидуального подхода;
- формирование положительной Я-концепции.
Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение, это отношение к самому себе.
Яндекс.Директ
Хочешь поможем скурсовой? Жми!Помощь в написании дипломных работ! Заключаем договор! Доработки бесплатно!diplom1.byАдрес и телефон |
Два диплома хорошо, а три лучше!Олимпиады, конкурсы, публикации для аттестации на категорию! Диплом сразу!solncesvet.ruАдрес и телефон |
В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не спосо-бен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
Для формирования положительной Я-концепции, считает Г.К. Селевко, необходимо:
- видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" - вот убеждение педагога);
- создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжела-тельности, чтобы все виды жизнедеятельности в учреждении приносили ребенку радость;
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного пове-дения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок");
- предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положи-тельной деятельности "В каждом ребенке - чудо; ожидай его!" (Г.К. Селевко. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса. - М., 1998).
35. Состав и структура дидактики. Обучение в целостном педагогическом процессе.
Теория обучения - первая из теорий, с которых начинается педагогика. Ее принято называть дидактикой, что в переводе с греческого обозначает «поучающий, относящийся к учению». Впервые этот термин применил голландец Ф. Ратке (1571-1635), а теоретически раскрыл его смысл Я.А. Комен-ский. В России активно работал над этот системой К.Д. Ушинский, а в последние полстолетия значительный вклад в нее внесли Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Л.В. Занков, М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Ш.И. Ганелин, Ю.К. Бабанский, Ш.А. Амонашвили и многие другие.
Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, образованием и развитием. Обучение по своей специфике есть формирование у обучающихся знаний, навыков и умений. Результат его - соответствующая обучен-ность личности, группы людей. Но обучение может и должно иметь воспитывающий, развивающий, а когда возможно, и образовательный характер. Образовательно-ориентированное обучение предполагает фундаментальность, научное просвещение, но это не обязательно во многих случаях профессиональное обучение на производстве, в учреждениях, воинских частях, практических органах внутренних дел и т. д. Обучающемуся необходимо постоянно помнить, что одной обученности человеку мало для того, чтобы реализовать ее на практике, так как человек делает что-либо, когда он: Знает + умеет + способен + хочет.
В разных видах обучения его воспитательно-образовательно-развивающая составляющая представлена неодинаково, но преподаватель, руководитель занятий обязан постоянно конструировать ее.
Базовыми понятиями дидактики являются: знания, умения, навыки.
Знания - это сведения об окружающем мире, себе, деятельности, ставшие достоянием сознания человека. Они представлены в категориях, понятиях, терминах, сведениях, рекомендациях, инструкциях, т. е. их системах. Опираясь на знания, человек понимает окружающее и себя в нем, разбирается в ситуациях, обстановке, проблемах, предвидит и планирует свои действия и поступки, готовит и принимает решения, избирает пути и способы выполнения, контролирует и оценивает их.
Навык - это автоматизированный способ выполнения какого-либо действия, многократно выполняющегося стандартно в стандартных условиях, обеспечивающий его высокую эффективность в них.
Свойства навыков - это энергичность действий, скорость, точность, экономичность, стереотипность, консервативность, надежность, высокая успешность.
Умение - это освоенный человеком комплексный способ гибкого и успешного выполнения какого-то действия в нестандартных, необычных, разнообразных ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно, при активном участии мышления, привлечении к размышлениям имеющихся знаний, постоянном умственном контроле и оценках происходящего в данной ситуации.
Таким образом, дидактика - это отрасль научной дисциплины педагогики. Дидактика направлена на формирование знаний, умений, навыков, необходимых для существования человека в современном обществе. Базовыми понятиями дидактики являются обучение и содержание образования.
Дидактические принципы обучения
К азам педагогики и педагогической психологии несомненно относится дидактика как теория образования. Ее задача - обеспечить усвоение содержания образования учащимися. Она, с одной стороны, описывает и объясняет педагогические явления, а с другой - указывает, как нужно обучать и воспитывать.
Предметом вузовской дидактики является единство обучения, воспитания и развития, поскольку в учебном процессе не только усваиваются знания, но и формируются убеждения, моральные качества, черты характера, развиваются способности учащихся.
Как и сама дидактика, принципы ее находятся в постоянном совершенствовании. Принципы наглядности, доступности, прочности и другие, касающиеся технической стороны обучения, применялись как в социалистической, так и в буржуазной школе. И там, и у нас они имели идеологическую направленность. Так, принцип наглядности, часто использовавшийся в буржуазной школе для того, чтобы помешать познанию внутренней сущности явлений, в советской школе использовался во взаимосвязи с принципом сознательности для раскрытия диалектико-материалистической сущности изучаемых явлений. Принцип прочности осуществлялся в дореволюционной школе путем многочисленных повторений (механическое заучивание, зубрежка), в советской школе этот принцип опять же вместе с принципом сознательности лежал в основе запоминания учащимися ключевых идей и фундаментальных фактов науки.
Опираясь на дидактические принципы, высказанные в «Дидактике средней школы», можно было бы, сформулировать современные дидактические принципы высшей и средней школы следующим образом: 1. Развивающее и воспитывающее обучение; 2. Научность и доступность, посильная трудность; 3. Сознательность и творческая активность студентов при руководящей роли преподавателя. 4. Наглядность и развитие теоретического мышления, 5. Системность и систематичность обучения. 6. Переход от обучения к самообразованию. 7. Связь обучения с жизнью и практикой профессиональной деятельности. 8. Прочность результатов обучения и развитие познавательных способностей студентов. 9. Положительный эмоциональный фон обучения. 10. Коллективный характер обучения и учет индивидуальных способностей студентов. 11. Гуманизация и гуманитаризация обучения. 12. Компьютеризация обучения. 13. Интегративность обучения, т.е. учет межпредметных связей. 14. Инновативность обучения.