Тема 2. Концептуальные основы педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
1) Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики.
2) Философские основания возникновения педагогической деятельности.
3) Профессиональная и непрофессиональная педагогическая деятельность. Виды профессиональной педагогической деятельности.
4) Психолого-педагогические основания различных видов педагогической деятельности.
5) Перспективы развития педагогической деятельности в современных условиях.
Задание: составьте терминологический словарь по теме «Концептуальные основы профессионально-педагогической деятельности».
Цель.Выполняя это задание, вы сможете овладеть терминологией дисциплины.
Рекомендации студентам: при составлении словаря обращайтесь к различным информационным источникам – словарям, учебникам, Интернету.
Требования к выполнению задания:
· словарь должен содержать не менее 20 терминов;
· соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление словаря с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации.
Тема 3. Профессиональная деятельность и личность педагога
Вопросы для обсуждения:
1) Перечислите и охарактеризуйте виды деятельности педагога.
2) Раскройте содержание понятия «педагогические способности».
3) Раскройте содержание понятия «педагогическая компетентность».
4) Какие профессионально значимые качества личности педагога Вы
знаете?
5) Какова структура педагогической компетентности?
6) Опишите стили и средства педагогического взаимодействия.
7) Раскройте взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога.
8) Перечислите нормы профессиональной этики педагога. Каково их значение в педагогической практике?
Задание:напишите эссе по литературному произведению или документальному/ художественному фильму, содержащему педагогическую проблематику или раскрывающему особенности педагогической деятельности. Примерный список источников прилагается. Выбор источника может осуществляться самостоятельно.
Цель.Выполняя это задание, вы сможете научиться видеть разные пути решения педагогических проблем, в том числе и творческие; понять связь педагогической теории и практики; овладеть жанром эссе.
Методическая подсказка.
Эссе должно включать следующие части, отвечающие требованиям:
· краткое содержание, в котором необходимо: четко определить тему и предмет исследования или основные тезисы; кратко описать структуру и логику развития материала; сформулировать основные выводы;
· основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию;
· заключение. В нем следует: четко выделить результаты исследования и полученные выводы; обозначить вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования;
· библиография.
Эссе от французского «essai», англ. «essay» – попытка, проба, очерк; от латинского «exagium» – взвешивание. Создателем жанра эссе считается
М. Монтень («Опыты», 1580 г.). Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.
Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.
Структура эссе:
· введение – суть и обоснование выбора данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме;
· основная часть – теоретические основы выбранной проблемы и
изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации.
В зависимости от поставленного вопроса, анализ проводится на основе следующих категорий: причина – следствие, общее – особенное, форма – содержание, часть – целое, постоянство – изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Следовательно, наполняя содержанием разделы аргументацией (соответствующей подзаголовкам), необходимо в пределах параграфа ограничить себя рассмотрением одной главной мысли;
· заключение – обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение.
Пишем эссе.
Определившись со структурой эссе и основной темой каждого абзаца, пишем эссе. Вот некоторые правила, на которые стоит обратить внимание в первую очередь:
· во-первых, вступление должно привлечь внимание читателя и заинтересовать его. Это непросто, поэтому оставь вступление на самый конец. Начни сразу с самого главного;
· тезис обычно ставится либо в начало, либо в конец эссе;
· осторожней с повторениями. Избыточность в тексте – это плохо, но повторение также может усилить твои аргументы;
· каждый абзац должен содержать идею, связывающую его с тезисом. Каждое предложение в абзаце должно быть связано с основной идеей абзаца. Тогда твое изложение станет осмысленным и связным;
· определи адресата,для кого ты пишешь. От этого зависит выбор стиля, лексики, цитат и т. д.
Требования к выполнению задания:
· корректность формулировки названия (в названии должна прослеживаться затронутая в произведении педагогическая проблема);
· понятное выражение в тексте собственной позиции по выбранной
теме;
· знание и пониманиетеоретического материала(в тексте четко определены рассматриваемые понятия, используемые понятия строго соответствуют теме; корректно используется педагогическая терминология);
· анализ и оценка педагогической проблематики произведения (грамотное использование приемов, анализа, сравнения и обобщения; способность давать аргументированную оценку затронутой в произведении педагогической проблеме);
· построение суждений(ясность и четкость изложения; логика структурирования доказательств; выдвинутые тезисы сопровождаются грамотной аргументацией; общая форма изложения соответствует жанру эссе);
· оформление работы(аккуратность и соблюдение формальных требований к оформлению; соблюдение требований к оформлению и использованию цитат; соблюдение лексических, фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка; оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации);
· наличие вывода.
Примерный список источников:
Литературные произведения | Фильмы |
Воскобойников В. Все будет в порядке…. – М.: ОГИ, 2008. – 104 с. | Все умрут, а я останусь. Реж. Валерия Гай Германика, 2008 г. |
Гавальда А. 35 кило надежды. – М.: FreeFly, 2009. – 144 с. | Ключ без права передачи. Реж. Динара Асанова, 1976 г. |
Геласимов А. Ты можешь. – М.: Э, 2015. – 320 с. | Когда я стану великаном. Реж. Инна Туманян, 1978 г. |
Гессе Г. Игра в бисер. – М.: АСТ, 2007. – 544 с. | Мальчик, который умел летать. Реж. Ник Кастл, 1986 г. |
А.Иванов. Блуда и МУДО. – М.: Азбука-классика, 2007. – 576 с. | После Люсии. Реж. Геннадий Полока, 1966 г. |
Мурашева Е. Класс коррекции. – М.: Самокат, 2007. – 192 с. | Республика ШКИД. Реж. Мишель Франко, 2012 г. |
Помяловский Н. Очерки бурсы. – Л.: Лениздт, 1977. – 176 с. | Училка. Реж. Алексей Петрухин, 2015 г. |
Тименчик В. Семья у нас и у других. – серия «Другой, другие, о других», 2012, 64 с. | Чучело. Реж. Ролан Быков, 1983 г. |
Толстой Л. Трилогия: Детство. Отрочество. Юность. – М.: Синергия, 2005. – 410 с. | Шут. Реж. Андрей Эшпай, 1988 |
Тема 4. Образование как сфера педагогической деятельности
Вопросы для обсуждения:
1) Какие компоненты входят в структуру подготовки педагогических работников?
2) Какие качества и свойства личности Вам необходимо развивать у себя в процессе обучения с целью успешного овладения профессией?
3) В чем смысл многоуровневого педагогического образования?
4) К каким видам деятельности готовится выпускник направления подготовки 37.03.01 Психология? Как данные виды деятельности соотносятся с видами педагогической деятельности?
5) На формирование каких компетенций направлено изучение дисциплины «Педагогика»?
6) Раскройте сущность понятий: система непрерывного педагогического образования, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, многоуровневая структура образования, основная образовательная программа.
7) Какие источники самообразования вы считаете наиболее значимыми на этапе обучения в вузе? Почему?
8) В чем сущность профессионального самообразования будущего психолога, педагога?
Задание: пользуясь различными информационными источниками (словари, учебники, Интернет), составьте профессиограмму психолога и профессиограмму педагога/ преподавателя специальных дисциплин.
Цель.Выполняя это задание, вы научитесь применять принцип комплексного изучения профессий психолога и педагог на практике; научитесь определять предмет труда, операции, средства и условия профессиональной деятельности.
Методическая подсказка. Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии, раскрывающее специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к человеку, специалисту.
Составляя профессиограмму, пользуйтесь следующими схемами:
№ 1.
1. Тип и класс профессии.
2. Содержание деятельности.
3. Требования к знаниям и умениям специалиста.
4. Условия труда.
5. Медицинские противопоказания.
6. Базовое образование.
7. Пути получения профессии.
8. Области применения профессии.
9. Перспективы карьерного роста.
№ 2.
1. В чем суть данной профессии?
2. Чем конкретно занимается специалист?
3. В каких условиях осуществляется деятельность?
4. Какие требования предъявляются к уровню подготовки
работников?
5. Какие способности нужны для успешного овладения профессией?
6. Легко ли найти работу обладателям данной профессии?
7. На какие заработки можно рассчитывать?
8. Каки имеются возможности для карьерного роста?
Рекомендации студентам: по результатам проделанной работы, проведите презентацию профессий юрист или преподаватель правовых дисциплин.
Требования к оформлению презентации:
· требования к содержанию информации: заголовки должны привлекать внимание аудитории; предложения должны быть простыми (короткими); временная форма глаголов – одинаковая; минимум предлогов, наречий.
· требования к расположению информации: горизонтальное расположение; наиболее важная информация в центре экрана; комментарии к картинке располагаются внизу; слайды не перегружать ни текстом, ни картинками; на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений.
Тема 5. История образования и педагогической мысли как область научного знания
Вопросы для обсуждения:
1) Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития?
2) Каковы цели и содержание воспитания в условиях первобытнообщинного строя?
3) Каковы основные факторы возникновения и развития организованных форм воспитания и обучения в странах Древнего Востока?
4) Перечислите и охарактеризуйте методы получения педагогического знания на разных этапах развития образования и педагогической мысли.
5) Назовите основные этапы развития педагогики. Объясните, в чем состоит специфика каждого этапа.
6) Какие педагогические идеи зародились в Древнем мире и были развиты впоследствии?
Задание: докажите или опровергните тезис «Без прошлого нет настоящего». Выявите межпредметные связи дисциплин «История образования и педагогической мысли» и «Педагогика». Ответ оформите в письменном/ печатном виде. Объем работы не более 2-х страниц.
Тема 6. Становление образования и педагогической мысли на разных этапах развития человечества
Вопросы для обсуждения:
1) Каковы основные факторы возникновения и развития организованных форм воспитания и обучения в странах Древнего Востока?
2) Охарактеризуйте агонально-аристократическую культуру воспитания в Древней Греции. Каковы особенности воспитания и образования в эллинскую и римскую эпохи?
3) Охарактеризуйте основные факторы становления средневековой образовательной традиции?
4) Каково отношение Церкви к идеалам античной образованности?
5) Какова роль Церкви в становлении средневекового университета?
6) Охарактеризуйте развитие педагогической мысли и образования в эпоху Возрождения.
7) Выделите основные направления реформирования христианской школы периода Реформации и Контрреформации.
8) Какие основные идеи присущи педагогической мысли Западной Европы Нового времени и эпохи Просвещения?
9) Какие положения научно-педагогической системы Я.А. Коменского позволяют считать его основателем науки педагогики?
10) Охарактеризуйте развитие педагогической мысли и образования за рубежом в Новое время.
11) Охарактеризуйте особенности эпохи конца XIX – начала ХХ в. (технизация производства, кризис в общественном сознании, поляризация социальных идеалов)?
12) Опишите основные тенденции школьного образования на Западе в начале ХХ в.
13) Проанализируйте основные реформаторские педагогические течения, выявите их место и роль в образовании ХХ в. (Э. Кей, М. Монтессори – «свободное воспитание»; Э. Мейман – экспериментальная педагогика; прагматизм – Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик; педагогика личности – Г. Гаудиг, Э. Линде, Э. Вебер; социальная педагогика – П. Наторп, П. Бурдье, Л. Кро, Ж. Мажо, Р. Ганье, Э. Дюркгейм; концепция трудовой школы – Г. Кершенштейнер; В.А. Лай – педагогика действия; С. Френе – функциональная педагогика; Э. Торндайк, Г. Спирмен – естественнонаучное течение в педагогике).
14) Проанализируйте содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ в. Какие особенности модернизации содержания образования существовали в данный исторический период?
15) Какие особенности стандартов в области содержания образования в Западной Европе и США Вам известны? Охарактеризуйте взгляды зарубежных педагогов на проблему стандартизации образования.
Задания:
1) Подготовьте доклад о первых университетах и проследите преемственность традиций университетского образования в наши дни.
2) Заполните таблицу «Основные направления и течения реформаторской педагогики в соответствии с их геополитическим расположением»
Концепция | Страна, регион | Представители | Основные идеи |
Свободное воспитание | |||
Прагматизм | |||
Экспериментальная Педагогика | |||
Педагогика действия | |||
Педагогика личности | |||
Функциональная педагогика |
3) Изучите какую-либо педагогическую систему и проанализируйте её по схеме: автор педагогической системы; концепция; цели педагогической системы; содержание педагогической системы; особенности деятельности педагога; особенности деятельности обучающегося; особенности общения в рамках системы; особенности взаимодействия с окружающей средой. Подготовьте презентацию.
Тема 7. Развитие отечественного образования и педагогической
Мысли
1) Какую роль сыграло принятие христианства в развитии образования на Руси?
2) Какие педагогические идеи содержатся в памятниках литературы XI-XIII вв.?
3) Проанализируйте особенности воспитания и обучения в Московской Руси в XIV-XVI вв.
4) Как повлияла на развитие образования идея «Третьего Рима»?
5) Какие основные подходы к образованию сложились на Руси к XVII в.?
6) Назовите и охарактеризуйте ведущие направления воспитания и обучения в России XVII в.
7) Какими новыми чертами отличалась школа XVIII в. в Российской Империи?
8) Каковы основные черты «Просвещение Петрова»? Охарактеризуйте образовательные учреждения периода правления Петра I.
9) В чем состояли особенности «Просвещенного абсолютизма» периода правления Екатерины II?
10) Назовите основные направления развития российской педагогики XVIII в.
11) Каковы были особенности развития образования до 60-х гг. XIX в.?
12) Какие цели и задачи преследовались учебно-воспитательными заведениями закрытого типа?
13) Чем можно объяснить успехи воспитания в Царскосельском лицее?
14) Покажите, как согласно «Уставу учебных заведений» (1804г.) должны были реализоваться принципы системы российского просвещения: бессословность, бесплатность, преемственность.
15) Какие педагогические идеи Н.А. Корфа и Н.Ф. Бунакова представляют интерес для современной школы?
16) К.Д. Ушинский как основоположник отечественной педагогической науки;
17) Назовите основные черты педагогики и образования советского периода (1917-1930 гг.).
18) Какими целями воспитания руководствовался С.Т. Шацкий в своей педагогической деятельности?
19) Какими целями воспитания руководствовался А.С. Макаренко в своей педагогической деятельности?
20) Как В.А. Сухомлинский определял цели и содержание воспитания?
21) Назовите проявления кризиса образовательной политики, вызвавшего реформу школы 1984 г.
22) Перечислите и охарактеризуйте основные реформы в области образования ХХ в.
23) Чем вызвана интеграция России в мировое образовательное пространство?
24) Назовите ведущие тенденции развития современной системы образования в России.
25) Раскройте содержание понятий «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование». Приведите примеры.
Задания:
1) Охарактеризуйте основные идеи педагогов русского зарубежья: С.И. Гессен, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин.
2) Проанализируйте основные принципы, на которых должна была строиться система школьного образования в соответствии с реформой 1958 г., и дайте им свою оценку.
3) Что, на Ваш взгляд, было ценного в деятельности советской школы, какие ее традиции должны быть продолжены и развиты? Аргументируйте свой ответ. Приведите примеры.
4) На основании «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» выделите основные направления развития образования.
5) По материалам «Меморандума непрерывного образования Европейского Союза» рассмотрите ключевые принципы непрерывного образования, определяющие общеевропейские подходы к образовательной политике. Выскажите свое мнение по поводу возможности реализации этих принципов в условиях российской действительности.
Модуль 2. Педагогика