Обучение рассказыванию с опорой на восприятие

Обучение связано с сенсорным развитием детей, озна­комлением с предметами окружающей обстановки. Необ­ходимо, чтобы ребенок знал предметы, в рассказе отра­жал реальные стороны предмета, правильно определял его назначение. Параллельно проводится воспитательная ра­бота: обучение детей обращению с предметами.

Основные виды рассказывания.

1. Описание игрушек.

Приемы работы: образец описания, план рассказа, пе­ресказ, дополнение деталей, совместный рассказ.

Рассказу предшествует рассматривание игрушки. Иг­рушки предъявляются образные, с яркой индивидуально­стью.

2. Описание натуральных предметов (объекты приро­ды, орудия труда, посуда, одежда; умывальные, швейные принадлежности и др.).

Приемы работы: образец рассказа, вопросы, подсказ, указания, загадки, демонстрация действий с предметами, стихи о предмете, игровые приемы.

3. Рассказы по картинкам.

Используются предметные и сюжетные дидактические картины, рисунки, аппликации детей, фотографии, порт­реты, слайды.

Дидактические игры на описание наглядного матери­ала: «Что за зверь?», «Отгадай, кто это», «Отгадай и назо­ви», «Магазин», «Собери посылку», «Чудесный мешочек» и др-

Обучение рассказыванию с опорой на память

Рекомендуется использовать следующие виды расска­зывания;

1) Рассказывание на темы из коллективного опыта: «Новогодний праздник», «Спортивные развлечения», «Как мы гостей встречали», «Как мы игрушки делали малы­шам», «Как мы двор убирали», «Прогулка в лес» и т. п.

Предшествуют рассказыванию разговоры, беседы об увиденном, пережитом, игры по теме, изобразительная деятельность, способствующие закреплению впечатлений.

2) Рассказывание на темы из индивидуального опы­та: описание любимой игрушки, домашнего животного, события, темы этического характера.

Рассказы из личного опыта требуют большой помощи педагога.

Приемы: образец рассказа, вопросы, анализ событий, наблюдение, дидактические упражнения.

Дидактические игры: «Угадай, кто это», «Угадай, что мы задумали», «Когда это бывает?», «Где был Петя?», «Ра­дио», «Похожи - не похожи», «Отгадай-ка» и др.

Седьмой этап. Формирование у детей диалогической речи

Задачи:

Обучение задавать простые вопросы и отвечать на них.

Формирование разговорной речи в беседе.

Примерное содержание работы по развитию речи при решении коррекционных задач на VII этапе.

Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. Формирование разговорной речи в беседе

В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности (игра, труд, рисование, лепка, конструирование). Для освоения разго­ворно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.

Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события. Наиболее доступ­ная форма усвоения диалога - игра.

Дидактические игры: «Гуси - гуси», «Светофор», «Зай­цы», «Телефон», «Кто умеет?», «Ты куда?», «Давайте зна­комиться».

Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Пригла­шение в гости».

Чтение шуток и прибауток по ролям. Выяснение смыс­ла.

- Ты конфеты съел?

- Нет, не я.

- А вкусные были?

- Очень.

- Ты что делаешь?

- Ничего!

- А ты что?

- Да ему помогаю.

- Тит, поди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

Приемы обучения

Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и про­блемного характера требуют умозаключений о связях меж­ду объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти де­тей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, эта­пы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

3. Чистота рук.

4. Закаливание.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, прак­тически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.

Наши рекомендации