Резолюция 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН
ДЕКЛАРАЦИЯ О ПРАВАХ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ЛИЦ
Декабря 1971 г.
Генеральная Ассамблея,
сознавая обязательство, взятое на себя государствами - членами Организации Объединенных Наций в соответствии с Уставом, действовать как совместно, так и индивидуально в сотрудничестве с Организацией в целях содействия повышению уровня жизни, полной занятости и обеспечению условий для прогресса и развития в экономической и социальной областях,
вновь подтверждая веру в права человека и основные свободы, а также в принципы мира, достоинства и ценности человеческой личности и социальной справедливости, провозглашенные в Уставе,
ссылаясь на принципы Международных пактов о правах человека и на нормы социального прогресса, уже провозглашенные в конституционных актах, конвенциях, рекомендациях и резолюциях Международной организации труда, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры Всемирной организации здравоохранения, Детского фонда Организации Объединенных Наций и других заинтересованных организаций,
подчеркивая, что провозглашается необходимость защиты прав, обеспечения благосостояния и восстановления трудоспособности людей, страдающих физическими и умственными недостатками,
1 СССР при голосовании воздержался.
учитывая необходимость оказания умственно отсталым лицам помощи в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействия по мере возможности включению их в обычную жизнь общества,
сознавая, что некоторые страны на данном этапе своего развития могут приложить лишь ограниченные усилия в этих целях, провозглашает настоящую Декларацию о правах умственно отсталых лиц и просит принять меры в национальном и международном плане, с тем чтобы Декларация служила общей основой и руководством для защиты этих прав:
1. Умственно отсталое лицо имеет в максимальной степени осуществимости те же права, что и другие люди.
2. Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности.
3. Умственно отсталое лицо имеет право на материальное обеспечение и на удовлетворительный жизненный уровень. Оно имеет право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом в полную меру своих возможностей.
4. В тех случаях, когда это возможно, умственно отсталое лицо должно жить в кругу своей семьи или с приемными родителями и участвовать в различных формах жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо сделать так, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
5. Умственно отсталое лицо имеет право пользоваться квалифицированными услугами опекуна в тех случаях, когда это необходимо для защиты его личного благосостояния и интересов.
6. Умственно отсталое лицо имеет право на защиту от эксплуатации злоупотреблений и унизительного обращения. В случае судебного преследования в связи с каким-либо деянием оно должно иметь право на должное осуществление законности, полностью учитывающее степень умственного развития.
7. Если вследствие серьезного характера инвалидности умственно отсталое лицо не может надлежащим образом осуществлять все свои права или же возникает необходимость в ограничении или аннулировании некоторых или всех таких прав, то процедура, применяемая в целях такого ограничения или аннулирования, должна предусматривать надлежащие правовые гарантии от любых злоупотреблений. Эта процедура должна основываться на оценке квалифицированными специалистами общественно полезных возможностей умственно отсталого лица, а также предусматривать периодический пересмотр и право апелляции в высшие инстанции.
Оглавление
Предисловие 3
Глава 1. Общие вопросы специальной педагогики .............................5
2.70.Предмет, цель и задачи специальной педагогики ......................5
2.71.История становления специальной педагогики
за рубежом ....................17
1.3. История становления специальной педагогики
в России ...............32
1.4. Актуальные проблемы специального образования
на современном этапе ..........................53
Глава 2. Коррекционная направленность воспитательного
процесса в дошкольном образовательном учреждении
(ДОУ) компенсирующего вида ................62
2.1. Организация воспитательного процесса
в ДОУ компенсирующего вида .....................62
2.2. Особенности психического развития детей
с ограниченными возможностями здоровья ..................64
2.3. Содержание работы педагога
в адаптационный период...................... 67
2.72.Содержание работы педагога в основной период ................79
2.73.Взаимодействие специалистов
в ходе коррекционно-воспитательного процесса .........................102
Словарь ....................110
Темы курсовых работ ..................115
Приложение 1. Всеобщая декларация прав человека .................117
Приложение 2. Декларация прав ребенка ..................126
Приложение 3. Декларация о правах инвалидов ..................130
Приложение 4. Декларация о правах умственно отсталых лиц. ..............134
Мишина Галина Александровна
Моргачева Елена Николаевна