Взаимодействие специалистов в ходе коррекционно-воспитательного процесса
Для успешной реализации задач воспитательного процесса воспитателю необходимо сотрудничать с различными специалр стами: психологом, дефектологом (тифлопедагогом, сурдопедагогом, олигофренопедагогом), логопедом, специалистами по музыкальному и физическому воспитанию, врачом, медицинской сестрой, руководством учреждения, а также с родителями.
Воспитатель - дефектолог. Наиболее тесно воспитатель сотрудничает с дефектологом группы (тифлопедагогом, сурдопедагогом или олигофренопедагогом). Их совместная работа направлена на реализацию индивидуального подхода к обучению, воспитанию и развитию каждого воспитанника. Дефектолог может рекомендовать наиболее эффективные методы работы с тем или иным ребенком. Педагог закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях специалистом, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Совместно проводится анализ динамики развития воспитанников, обсуждается ход реализации индивидуальных программ развития каждого ребенка. При этом воспитатель может рекомендовать внести существенные изменения, так как имеет возможность видеть детей не только в процессе организованного обучения, но и в свободной деятельности, в ходе общения со сверстниками. Воспитатель совместно со специалистом (тифло-, сурдо-, олигофренопедагогом, логопедом) планирует проведение экскурсий и. прогулок, подготавливающих (как, например, в логопедических группах) или способствующих закреплению полученных знаний (как в группах для детей с нарушениями зрения). Также совместно планируются и различные праздники (например, дни рождения, Новый год, праздник осени и т. д.).
Воспитатель - логопед. Как указывалось выше, любое психофизическое нарушение или отклонение сопровождается нарушением или отставанием в речевом развитии. Отсюда понятна значимость сотрудничества воспитателя с логопедом.
На начальном этапе пребывания воспитанников в ДОУ компенсирующего, вида педагоги сталкиваются с проблемами не только активного построения высказывания детьми, но и, самое главное, понимания речи взрослых. Учитывая это, воспитателю необходимо (с помощью логопеда) выяснить уровень развития импрессивной речи воспитанников, особым образом строить свои высказывания (особенно в период адаптации) — фраза должна быть короткая, простая, без сложных грамматических конструкций; используется словарь, находящийся в зоне актуального развития ребенка; новое слово, понятие вводится с помощью наглядной ситуации. В первое время как на занятиях, так и в свободной деятельности воспитатель использует преимущественно методы и приемы развития речи, не требующие развернутого высказывания детей. Далее воспитатель уделяет внимание формированию диалогической речи (понимание вопросов, различные формы вопросов и ответов, умение поддерживать разговор с собеседником). Лишь позже акцент на занятиях по развитию речи ставится на монологической речи.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях (Г. В. Чиркина). Воспитатель логопедической группы также проводит с каждым ребенком и индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков речи (по логопедической тетради и заданиям логопеда).
Воспитатель - психолог. Педагогу необходимы тесные контакты и с психологом ДОУ. Проведя индивидуальное психологическое обследование детей и определив общий уровень его психического развития, психолог совместно с педагогом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с каждым ребенком. Особенно важна роль психолога в адаптационный период, когда возможны проявления дезадаптационного стресса. Именно проблемы личностного развития и поведения, общения детей в коллективе, детско-родительских отношений могут быть решены совместно воспитателем и психологом. В случае возникновения затруднений воспитателю необходимо сделать запрос в специальный журнал психолога с указанием проблемной ситуации.
Воспитатель - специалисты по музыкальному и физическому воспитанию. Учитывая наличие нарушения общения у воспитанников коррекционного ДОУ и трудности его формирования, можно говорить о том, что именно с помощью музыки воспитатель сможет установить первоначальный контакт с ребенком, развивать эмоциональную сферу воспитанников. Музыкальные занятия способствуют и формированию активной речи детей. Все это показывает необходимость не только присутствия воспитателя на музыкальных занятиях, но и его активного участия в них. Вместе с музыкальным руководителем он организует детские утренники, праздники, досуг. То же относится и к физкультурным занятиям. Специалист по физической культуре помогает воспитателю в выборе адекватных возможностям детей подвижных игр на прогулках, в паузах между занятиями и т. д.
Воспитатель - медицинские работники. Взаимодействие с медицинскими работниками происходит в двустороннем порядке. Во-первых, врач должен предупредить воспитателя о наличии заболевания у воспитанника и факторах, способствующих его усугублению. Совместно с врачом и медицинской сестрой воспитатель может проводить закаливающие процедуры, что, несомненно, будет способствовать укреплению нервной системы воспитанников и здоровью в целом. Во-вторых, наблюдения воспитателя помогут выявить дополнительные заболевания, выяснить эффективность приема тех или иных лекарственных препаратов.
Воспитатель - руководство учреждения (методист, директор). В процессе работы воспитатель взаимодействует с руководством учреждения, чаще всего - с методистом или старшим воспитателем. В его обязанности входит руководство и контроль за коррекционно-педагогической работой. Воспитатель может обратиться за помощью в составлении календарных планов, в оснащении группы, за методической помощью. Кроме этого, старший воспитатель контролирует четкое выполнение всех режимных моментов. Он ведет следующую документацию:
· годовой план педагогической работы, месячный план работы, план работы на неделю;
· протоколы педагогических советов, семинаров, посещений открытых занятий;
· журнал посещения групп;
· списки детей по группам с указанием диагноза;
· журнал по приему детей в специальное учреждение;
· журнал по выводу и переводу детей в специальные учреждения другого типа;
· журнал учета пособий и игрушек;
· список методической литературы (Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, 2003).
Воспитатель - родители.Одним из сложных, но важных направлений в деятельности воспитателя является работа с родителями детей дошкольного учреждения.
В ДОУ достаточно распространена такая ситуация: после беседы воспитателя с мамой (или другим близким взрослым) последняя задает вопрос, и педагог понимает, что все его усилия оказались напрасны. Цель общения не достигнута, нарастает раздражение, возникает конфликт и т. п. Во избежание этого воспитателю следует помнить о возможных состояниях родителей, связанных с их позицией по отношению к ребенку и его нарушению (Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, 1983).
Под адекватной позицией понимают такое отношение к ребенку в семье, при котором он воспринимается как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания; тем самым родителями принимается и нарушение в развитии ребенка, и сам ребенок. Принятие этого означает способность родителей примириться с фактом его наличия. Под принятием ребенка понимается готовность включения его в свой жизненный сценарий, в свою жизненную программу.
Специалистами (Л. И. Солнцева, С. М. Хорош, 1983) выделяются четыре типа неадекватной позиции. При первом типе ребенок и его особенности родителями принимаются, но все же их позиция остается неадекватной. Это определяется тем, что ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, как беспомощное существо, которое нуждается в постоянной опеке и защите. В результате такой позиции возникает гиперопека. Второй тип позиции родителей - принятие нарушения и непринятие ребенка - характеризуется отстраненностью от ребенка. Дети при подобном к ним отношении выделяются неухоженностью, у них наблюдается дефицит ласки и эмоционального общения. При третьем типе позиции - непринятии нарушения и принятии ребенка - родители всеми средствами пытаются доказать несостоятельность дефекта. При воспитании ребенка ими не принимаются в расчет его специфические особенности. При четвертом типе неадекватной позиции родителей и ребенок, и его ограниченные возможности ими не принимаются.
Результатом этого обычно является отказ от ребенка и лишение его права жить в семье.
Кроме того, вопросы, задаваемые родителями, помогут воспитателю правильно определить содержание разговора.
Воспитателю следует строить свои отношения с родителями как партнерские, позиция «над» является непродуктивной и не способствует эффективности коррекционно-воспитательного процесса.
Безусловно, данная работа должна вестись в тесном единстве разных специалистов (психолога, дефектолога, логопеда).
Содержание коррекционно-педагогического процесса воспитатель реализует в таких видах деятельности, как прием детей, утренняя зарядка, прием пищи, занятия, прогулки, экскурсии, беседы с родителями, родительские собрания.
Воспитатели в обязательном порядке посещают педсоветы, семинары, конференции, открытые занятия, проводимые в учреждении.
В Программе ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта (Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева, 2003) предлагается следующий перечень документации воспитателя:
· перспективный месячный план работы;
· план и учет ежедневных занятий (в плане указываются тема, программное содержание, оборудование и примерный ход занятий);
· план и учет проведения режимных моментов;
· тетрадь передачи детей;
· методическая тетрадь - тетрадь записей педсоветов, семинаров, посещений открытых занятий.
Вопросы и задания
1. Раскройте цели и задачи работы ДОУ компенсирующего вида.
2. Охарактеризуйте особенности психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Что такое адаптация и почему важно знать об особенностях ее протекания?
4. На что направлена работа педагога в адаптационный период?
5. Сравните особенности поведения в адаптационный период детей, нормально развивающихся и с нарушениями и отклонениями в развитии.
6. Каковы направления работы воспитателя ДОУ компенсирующего вида в основной период?
7. Раскройте содержание каждого из них.
Рекомендуемая литература
1. Воложин А. И., Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация - универсальный биологический механизм приспособления. - М., 1987.
2. Выготский Л. С. Дефектология и развитие ненормального ребенка в книге "Проблемы дефектологии". - М., 1995
3. Дети с отклонениями в развитии / Сост. Н. Д. Шматко. - М., 1997.
4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
5. Калинина Р. Адаптация дошкольников к условиям детского сада. - СПб., 2002.
6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка - М., 1973.
7. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.
8. Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР / Под ред. С. Г. Шевченко). - М., 2004.
9. Микляева Ю. В., Сидоренко В. Н. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ. - М., 2005.
10. Морозова Е. И. Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего возраста // Дефектология. - 1997. - №4. - С. 67-79.
11. Петровский В. А., Калиненко В. К, Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1995.
12. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида для слабовидящих детей: ясли-сад-начальная школа. / Под ред. Л. И. Плаксиной - М., 1999.
13. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова 2-е изд. - М., 1996.
14. Севастьянова Е. О. Дружная семейка. - М., 2005.
15. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно-методическое пособие / Под ред. Т.Г.Неретиной. - М, 2004.
16. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. - М., 2003.
17. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. -- М., 2004.
18. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. - М., 2002.
19. Хайртдинова Л.Ф. Формирование начальных представлений о себе у дошкольников с нарушениями интеллекта // Дефектология, № 1, 2002. - С.81-89.
СЛОВАРЬ
Адаптация - процесс приспособления организмов к условиям существования.
Адаптация социальная - активное приспособление индивидов к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Анализатор - термин, введенный И. П. Павловым для обозначения нервного аппарата, обеспечивающего восприятие и анализ внешних и внутренних раздражителей. Деятельность А. позволяет воспринимать на разном уровне информацию об окружающем мире и внутренних состояниях организма и анализировать ее. Нарушения деятельности анализаторов приводят к различным нарушениям. А. состоит из нескольких отделов - рецептора, проводящего пути и центрального отдела, который находится в коре головного мозга.
Аномальный- отклоняющейся от нормы. В настоящее время использование термина в специальной педагогике считается некорректным.
Аутизм- отрыв от реальности, уход в себя, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность (необычность) реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах с окружающей средой. Чаще используется термин «ранний детский аутизм» (РДА), так как проявляется и диагностируется в раннем детском возрасте (до 48 месяцев).
Билингвистический подход к обучению - термин активно используется в сурдопедагогике и означает возможность одновременного обучения неслышащих (глухих) устной речи и языку жестов. При этом язык жестов рассматривается в качестве самостоятельного, родного, приоритетного по отношению к словесному языку.
1 Основные термины и понятия уточняются также в проекте Федерального закона «О специальном образовании».
Билингвизм- двуязычие.
Брайля, точечная азбука.Используется при обучении слепых детей, подростков, взрослых в учебной и профессиональной деятельности. Система рельефной письменности, в которой буквы, цифры, ноты обозначаются различными комбинациями расположения шести выпуклых точек. Предполагает активное использование тактильного анализатора (активное ощупывание).
Дактилирование (дактиль) - метод обучения глухих. Побуквенный образ слова передается сочетанием пальцев (как правило, при проговаривании слова).
Дезадаптация (дизадаптация) - нарушения приспособления к окружающей среде. В специальной педагогике в настоящее время выделяют несколько видов дезадаптации - школьную (неумение адаптироваться к требованиям, которые предъявляет школа), социальную (неумение соответствовать требованиям окружения) и т. д.
Дети с особыми образовательными потребностями- современный синоним термина «дети, имеющие нарушения».
Дети с отклонениями в развитии - аномальные, «особенные» дети.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга внутриутробно, во время родов или на первом году жизни ребенка, проявляющаяся в виде двигательных расстройств (параличи, парезы, насильственные, содружественные движения); нарушение тонуса мышц; отмечаются нарушения координации движений, речевые расстройства (дизартрия). Как правило, сопровождается нарушением психического развития разной степени выраженности.
Дефект - нарушение, недостаток какого-либо органа, выпадение психической, физиологической или психической функции; отклонение от нормы, может быть врожденным (дефект развития) или приобретенным. В разной степени ограничивает возможности ребенка, подростка, взрослого полноценного взаимодействия с окружающим. В настоящее время использование термина считается некорректным.
Дефектология- наука о психофизиологических особенностях развития детей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их развития, обучения, воспитания. Современные синонимы - специальная, коррекционная педагогика.
Динамика- термин, который используется для характеристики изменения состояния ребенка (его уровня развития, степени овладения определенным навыком, учебным предметом и т. д.). Может быть спонтанной (связана с развитием ребенка), но чаще достигается в процессе целенаправленного обучения. Д. может быть положительной - связана с улучшением, отрицательной - связана с ухудшением состояния ребенка.
Жестов, язык - естественный, родной язык для неслышащих с рождения индивидов. Каждое слово передается жестом.
Задержка психического развития (ЗПР) - временное (темповое) отставание развития психики в целом или отдельных ее функций от нормального развития. Выделяется несколько форм: конституциональная (гармонический инфантилизм - ребенок по внешнему облику, состоянию эмоционально-волевой сферы напоминает ребенка более младшего возраста), психогенная (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания), соматогенная (в ее основе лежат длительные заболевания), церебрально-органическая (связана с негрубой органической недостаточностью центральной нервной системы).
Практически для всех вариантов ЗПР характерна положительная динамика, которая достигается в процессе целенаправленного обучения и воспитания.
Зрения, нарушения- снижение остроты или сужение поля зрения. По степени снижения остроты зрения выделяются слепые и слабовидящие. По времени наступления дефекта - слепорожденные (слепые с рождения или потерявшие зрение в раннем возрасте - до трех лет); поздноослепшие (нарушения зрения наступают после трех лет). Среди слепых выделяются тотально слепые (полностью утрачены зрительные восприятия) и частично слепые индивиды, имеющие фоновое зрение (выделяют фигуру из фона), или сохранившие светоощущения (отличают свет от тьмы).
Иннервация- снабжение клеток нервными импульсами.
Интеграция- объединение.
Интегрированное обучение- совместное обучение нормальных и «особенных» учащихся в общеобразовательном пространстве (школа, детский сад). По степени интеграции выделяются полная, частичная, комбинированная и др.
Интеллект - совокупность всех познавательных функций и процессов индивида.
Интеллекта, снижение - умственная отсталость.
Исключительные дети - современный обобщенный термин для характеристики детей и подростков с различными нарушениями; синоним - «особенные» дети и подростки; дети и подростки с особыми образовательными потребностями.
Компенсация -возмещение нарушенных функций и систем организма (прежде всего, за счет процессов, механизмов, заложенных биологически). К. становится возможной, главным образом, благодаря целенаправленному обучению и воспитанию; может быть полной или частичной.
Коррекционная работа -система педагогических мероприятий, направленная на улучшение состояния, преодоление имеющихся нарушений, а также на развитие интеллектуальных, физических, речевых, сенсорных возможностей личности «особенных» детей и подростков
Логопедия -наука о нарушениях речи, их преодолении и профилактике.
Нарушение - отклонения от нормы; могут быть врожденными, приобретенными. В настоящее время активно используется синоним термина «недостаток».
Олигофренопедагогика - составная часть специальной педагогики, предметом которой является обучение и воспитание детей и подростков с нарушениями интеллекта.
Паралич - выпадение функции мышцы, конечности вследствие нарушения иннервации.
Парез -уменьшение силы или объема движения вследствие нарушения иннервации.
Слуха, нарушение - снижение остроты слуха. По степени снижения остроты слуха выделяются тотально глухие и слабослышащие. По времени наступления недостатка выделяют глухих с рождения (потеря слуха произошла в период от рождения до трех лет) и позднооглохших (потеря слуха наступила после трех лет).
Специальная педагогика - составная часть общей педагогики, рассматривающая вопросы обучения и воспитания лиц с отклонениями в психическом и физическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях затруднительно или невозможно. Синоним - коррекционная педагогика.
Сложные (комплексные, множественные) нарушения -нарушения развития, при которых отмечается сочетание однородных (сенсорных - зрения и слуха - двойные сенсорные дефекты) или разнородных (умственная отсталость, ДЦП, нарушения слуха) расстройств.
Сурдопедагогика - составная часть специальной педагогики; предметом С. является обучение и воспитание детей и подростков с нарушением слуха.
Тифлопедагогика - составная часть специальной педагогики. Предметом Т. является обучение и воспитание детей и подростков с нарушениями зрения.
Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением коры головного мозга. Синоним - снижение интеллекта. Сопровождает человека всю жизнь, затрагивает нарушение интеллекта и личности в целом, является стабильным состоянием. По степени тяжести выделяют легкую, умеренную, выраженную, глубокую умственную отсталость.
Темы курсовых работ
· Ранние попытки оказания помощи аномальным детям в России.
· Первые попытки организации специального образования за рубежом (на примере конкретной страны - на выбор).
· Актуальные проблемы современного отечественного специального образования.
· Проблема интегрированного обучения на современном этапе.
· Содержание обучения в специальной педагогике в России (раскрыть на примере конкретной отрасли).
· Особенности развития специального образования в 70-90-х гг. XX столетия (на примере любой зарубежной страны).
· Вклад зарубежных исследователей (педагогов-практиков, клиницистов) в развитие специального образования (за рубежом) - на выбор.
· Новые тенденции' развития специального образования (на примере любой страны).
· Современные подходы к организации обучения детей с проблемами в обучении.
· Современное законодательство в отношении «особенных» граждан (на примере конкретной страны).
· Особенности развития специального образования в России в 60-80-х гг. XX столетия.
· Первые мероприятия советского государства в организации помощи аномальным детям.
· Вклад Л. С. Выготского в развитие отечественной специальной педагогики.
· Особенности формирования общения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
· Понятие «адаптация». Особенности адаптации воспитанников ДОУ компенсирующего вида.
· Использование игр в процессе формирования культурно-гигиенических навыков.
· Особенности речевого развития при различных нарушениях.
· Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
· Формы работы воспитателя ДОУ компенсирующего вида.
· Понятие психологической готовности к школьному обучению.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1