Создание условий, способствующих познавательной активности
Более успешному протеканию адаптации будет способствовать формирование познавательной активности воспитанников. Ее снижение отмечается у детей практически со всеми категориями нарушений (у одних - первично, как при умственной недостаточности, у других - вторично, например, при анализаторных нарушениях). Для решения этой задачи воспитателю следует формировать интерес ребенка к окружающему (живому и предметному миру). Работа начинается с формирования внимания (в первую очередь, доступного непроизвольного), для чего необходимым условием является создание предметно-развивающей среды.
Предметно-развивающая среда - это система условий, обеспечивающих полноту развития всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Предметная среда должна на соответствующих возрастных этапах создавать условия для полноценного развития ведущих видов деятельности, а также способствовать развитию типичных видов детской деятельности. К предметно-развивающей среде относят природные среды и объекты, культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровую среду, детскую библиотеку, игротеку, музыкально-театральную среду и другие (Е. А. Стребелева, 2002).
При организации предметно-развивающей среды опираются на принцип системности, на положения о ведущей деятельности, зоны актуального и потенциального развития, учитывают возрастные и индивидуальные особенности. Предметно-развивающая среда предполагает вариативность, обеспечиваемую на содержательно-педагогическом и проективно-дизайнерском уровнях с учетом специфики национальной культуры (Е. А. Стребелева, 2002).
В сответствии с общими и специфическими закономерностей развития проблемных детей предметно-развивающая среда коррекционных групп и учреждений должна иметь как общее, так и специфическое в зависимости от вида нарушения. Учитывая присущие практически всем проблемным детям двигательные нарушения (координации, динамики, статики, переключаемости с одного движения на другое), в группах нужно размещать моторно-спортивные игрушки и оборудование. Но в зависимости от вида нарушения добавляются специальные приспособления (например, прыгунки для детей с ДЦП, или более яркие игрушки в группе для детей с умственной недостаточностью, разнообразные на ощупь и по-разному звучащие для детей с нарушениями зрения и т. д.).
Познавательной активности способствуют разнообразные сюрпризные моменты, «волшебные мешочки», поощрения, отсроченный комментарий действий (Г. А. Мишина).
Учитывая одно из основополагающих положений культурно-исторической теории Л. С. Выготского о «единстве аффекта и интеллекта», в период адаптации к ДОУ не рекомендуется выявлять уровень сформированности знаний, так как ребенок может быть не способен показать все свои возможности в силу стрессового состояния.
Для того чтобы помочь детям успешнее и быстрее адаптироваться к новым условиям обучения и воспитания, рядом авторов разработаны специальные программы, в том числе и для детей с нарушениями развития (Т. Н. Доронова, Н. Н. Иванова, Р. Калинина, Е. И. Морозова, Е. О. Севостьянова и др.). По мнению этих авторов, важно придерживаться принципа постепенного вхождения в новые условия воспитания: первоначально присутствие мамы на прогулке (1 - 1,5 часа), далее более длительное время (до полудня) нахождения в групповом помещении в течение первых двух-трех недель в зависимости от состояния ребенка, постепенная подготовка его к самостоятельному пребыванию в течение дня. Однако следует учесть следующее: специализированные (коррекционные) дошкольные учреждения, как правило, предполагают пятидневное пребывание (за исключением некоторых логопедических садов). Считается, что «погружение» в специально созданную среду, способствующую коррекции различных отклонений в развитии ребенка, является наиболее эффективным. Кроме того, часто это является лучшим вариантом для детей, воспитывающихся в социально неблагополучных семьях. Однако такой отрыв от семейной среды негативно сказывается как на успешности адаптации ребенка, так и на формировании родительских чувств (перекладывание ответственности за воспитание ребенка на государство, нарушение родительско-детских отношений в виде исключения ребенка из жизненного сценария семьи и т. д.). Одним из возможных решений, если позволяют условия, является ежедневное посещение ребенка.
Активность ребенка напрямую зависит и от характера общения с ним воспитателя. Проведенные исследования отечественных психологов показали, что использование таких приемов, как оценка, совет, прямое побуждение имеет более низкий развивающий эффект, чем использование приемов активного слушания (В. А. Петровский, В. К. Калиненко, И. Б. Котова, 1995).
Таким образом, в начальный период пребывания ребенка в ДОУ содержание деятельности воспитателя направлено на выявление особенностей протекания адаптации воспитанников, на содействие более быстрому и менее болезненному ее завершению через создание условий, способствующих охране и укреплению здоровья воспитанников, снятию стресса и обеспечению положительного эмоционального состояния ребенка, формированию адекватных возможностям воспитанников форм общения, организации поведения детей, созданию условий, вызывающих познавательную активность.
Содержание работы педагога в основной период
В основной период содержание работы воспитателя определяется программой воспитания, выбранной педагогическим коллективом образовательного учреждения, а также разработанными коррекционными программами соответственно главному нарушению развития воспитанников, посещающих данное учреждение.
Наряду с указанными выше общеобразовательными программами дошкольного воспитания (более 20 программ), Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации рекомендованы разработанные ведущими специалистами страны программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
На сегодняшний день существуют: «Программа воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольного возраста» (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова), «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта» (Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова), «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида» (под ред. Л. И. Плаксиной), «Программа для детей с нарушениями слуха» (под ред. Н. Д. Шматко), «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонема-тическим недоразвитием» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), «Воспитание и обучение детей с ОНР» (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), Программно-методическое пособие для работы со старшими дошкольниками с ЗПР (под ред Т. Г. Неретиной, 2004) в рамках образовательной системы «Школа 2100», «Детский сад 2100» (руководитель Р. Н. Бунеев); Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР (под ред. С. Г. Шевченко) и др.
Анализ этих программ, разработанных для специальных (коррекционных) образовательных учреждений показал, что не во всех из них четко представлено содержание работы воспитателя и его место в общем коррекционно-педагогическом процессе. Рассмотрим примерное содержание работы воспитателей в коррекционных учреждениях.
В специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях педагогический коллектив чаще работает по типовой программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М. А. Васильевой (1978). Согласно этой программе в зависимости от возраста детей воспитатель ведет работу по формированию гигиенических навыков, самостоятельности, трудолюбия, навыков культурного поведения, по расширению ориентировки в окружающем, развитию речи и игровой деятельности; проводит занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, родному языку, развитию элементарных математических представлений, а также - занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию.
В программе «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста» (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова) отмечается, что воспитатель ведет занятия по труду (самообслуживание, хозяйственно-бытовая работа, труд на природе, ручной труд), обучению игре, изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Новая программа воспитания и обучения дошкольников с умственной отсталостью (Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой) четко очерчивает цели и задачи, стоящие перед педагогом-воспитателем коррекционного дошкольного учреждения для умственно отсталых детей. Согласно этой программе воспитатель проводит занятия по обучению лепке, рисованию, аппликации, конструированию, по социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром, по обучению игре и формированию культурно-гигиенических навыков (КГН). Авторами приведены примерные сетки занятий воспитателя, указаны обязанности старшего воспитателя учреждения, перечислена документация, которую ведет воспитатель.
Согласно программно-методическим рекомендациям для ЗПР (Е. А. Екжанова) воспитатель должен проводить уроки здоровья, занятия по обучению лепке, рисованию, аппликации, конструированию, по ручному труду и игровой деятельности, социальному развитию и ознакомлению с окружающим миром.
В программе С. Г. Шевченко указывается, что воспитатель проводит обще групповые или подгрупповые занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), конструированию, организует наблюдения за природными и общественными объектами в соответствии с Программой воспитания и обучения в детском саду, утвержденной Минобразованием России (под ред. М. А. Васильевой), занимается коррекционно-воспитательной работой на занятиях и в режимные моменты, осуществляет дифференцированный подход к воспитанию детей с учетом их индивидуальных, физиологических, психических и возрастных особенностей, рекомендаций психолога, дефектолога, логопеда. Кроме того, воспитатель проводит работу по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи вне занятий.
В программно-методическом материале под ред. Т. Г. Неретиной (2004) в содержание работы воспитателя включены диагностика, арттерапия (рисование, лепка, аппликация, изотера-пия, художественный ручной труд), конструирование, игровая деятельность (сюжетно-ролевая, режиссерская, дидактическая, строительная, настольно-печатная, игры-драматизации и др.), трудовая деятельность, прогулка, закаливание, индивидуально-коррекционная деятельность, работа с семьей.
В программах, разработанных для детей с речевыми нарушениями (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), достаточное место отведено разъяснению специфики работы воспитателей в логопедических группах. Ориентируясь на программный материал, предлагаемый для данного возрастного уровня детей дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего типа, воспитатель детского сада для детей с нарушениями речи решает и ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта, и развитие деятельности сохранных анализаторов. Задачами работы воспитателя в учреждениях данного типа являются формирование разных видов деятельности, развитие восприятия, мнемических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления, познавательных интересов детей, содействие их личностному развитию, предупреждение возникновения негативных отклонений в поведении. В логопедических группах воспитателями проводятся занятия по формированию элементарных математических представлений, конструированию, изодеятельности, игре, развитию речи, а также логопедический час.
В программе указывается, что работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает свое внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
Необходимо отметить, что логопед и воспитатель, работая над развитием речи детей, не подменяют, а дополняют друг друга (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина).
В соответствии с Программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей: ясли-сад-начальная школа. Под редакцией Л. И. Плаксиной) указана основная цель деятельности тифлопедагога - подготовить ребенка к восприятию того материала, который дается на общеобразовательных занятиях (то есть занятиях воспитателя), к самостоятельному участию в других видах деятельности (в игре, элементарном труде и лечении зрения на аппаратах).
Таким образом, в программах коррекционных учреждений указываются занятия воспитателя по формированию элементарных математических представлений, конструированию, рисованию, лепке, игре, развитию речи, формированию культурно-гигиенических навыков и ознакомлению с окружающим миром.
Однако, учитывая указанные выше закономерности нарушенного развития, на наш взгляд, независимо от вида образовательного учреждения, в котором находятся воспитанники с психофизическими нарушениями, направлениями работы воспитателя будут формирование:
· общения;
· санитарно-гигиенических навыков и навыков культурного поведения;
· деятельности (предметной, игровой, учебной и продуктивных видов);
· представлений об окружающем;
· восприятия и различных форм мышления;
· речи;
· образа Я (уровня притязаний, самооценки, полоролевых представлений и др.);
а также развитие двигательной сферы.