Новая школа — это по-новому работающий учитель
С тех пор как возникла научная педагогика, вопрос о том, каким должен быть учитель, каковы его функции в учебном и воспитательном процессе, стал одним из самых сложных и всегда актуальных. Объясняется это не только тем, что педагог является созидателем педагогического процесса, но и высочайшей ответственностью учителя перед обществом, поскольку он имеет дело с развивающейся личностью — самой сложней системой из всех известных до сих пор систем.
Педагогическая наука долго пыталась открыть тайну эффективного обучения. Продолжительное время считалось, что ключ к успеху в обучении следует искать в характеристиках учителей, поэтому исследования 60—70-х годов были в основном сфокусированы на уровне оценок общих .способностей педагогов и на из-
мерении среднестатистических успехов школьников. Позднее было доказано, что направление поисков было не совсем верным.
Детальнее стал рассматриватьсявопрос об управлении учением со стороны учителя как важном факторе эффективного обучения. Было доказано, чтоповеденческий стиль педагога во многом влияет на эффективность учения школьников, которые отнюдь не пустые сосуды, дожидающиеся, пока их заполнят, а представляют собой активные элементы в сложной динамичной ситуации.
При определении эффективных путей обучения в центре внимания оказывалась педагогическая деятельность и принципы её организации.Педагогическая деятельность определяется как специфическая деятель-ность, осуществляемая учителем, которая способом своей организации определяет позицию ученика, его действия в учебном процессе.
Основанием педагогической деятельности является система педагогических функций.
Проблема обоснования функций педагога достаточно остро обозначилась в связи с переходом на новые, более прогрессивные технологии обучения, которые предопределяют совершенно иной способ преподавания. Достаточно зримо образы двух альтернативных педагогов можно представить в художественной форме.Учитель авторитарной школы — это водопад, рядом с которым идут бесконечные тропические ливни, сокрушительный град и наводнения.Педагог, работающий в режиме развивающего обучения, - это подземный родник, присутствие которого угадывается лишь по прекрасной зелени вокруг.
В режиме развивающего обучения становится принципиально иным содержание педагогической деятельности, включающей в себя не только добывание учеником знаний, но и способы его самоорганизации, самоизменения. Если действия учителя в учебном процессе традиционной школы напоминают проводника по незнакомой местности, протаскивающего путника сквозь заросли и рассчитывающего на благодарность,
то развивающей школе нужны «проводники» другого типа, обучающие не только тому, как пользоваться картой местности, но и как самому составлять их в новых ситуациях. Акцент смещается насобственно учебную деятельность обучающихся, а главной задачей учителя нового типа становится своеобразное«сервисное обслуживание» учения школьников.
Естественно возникает необходимость рассмотреть функции учителя нового типа с позицииуправления учебной деятельностью школьника, а не управления самим школьником, как это осуществляется в массовой практике. Как только мы начинаемруководить обучающимися, контролировать каждый их шаг,деятельность разрушается, так как перестаёт быть для ученика собственной. Руководство учителя должно быть не ограничивающим ученика в его деятельности, а стимулирующим его собственную активность.
Новые функции педагога главным образом определяются необходимостью чётко представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления. В связи с этим выделяюттри основные задачи педагога:
1) Включение учащихся в самостоятельную познавательную деятельность (организация учебной деятельности школьников);
2) Обеспечение эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания;
3) Проведение экспертизы полученного результата как педагогом, так и учениками.
В процессе решения этих трёх основных задач у педагога возникает множество функций, их можно представить в более обобщённом или дробном виде. Учитывая реальную ситуацию в сегодняшней школе, характеризующуюся пока поиском и осмыслениемпутей перехода к более эффективным технологиям обучения, считаем своей необходимостью остановиться на
трёх основных функциях учителя, без реализации которых этот переход практически невозможен.
Как мы отмечали выше, важнейшей задачей учителя является включение каждого ученика в деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей (желания познать), переходящих на уровень познавательных мотивов.
• Включение личности в ту или иную деятельность происходит не иначе, как через её внутреннюю предрасположенность к предстоящим учебным действиям. Возникает такая предрасположенность не спонтанно, её нужно целенаправленно формировать как педагогу, так и самому ученику.
Знание этой зависимости и привело к такому выводу: одной из основных составных частей деятельности педагога являетсяфункция обеспечения индивидуального целеполагания, что и определяет отношение к предстоящей деятельности, желание и готовность её выполнить.
Вспомним, что доминирующий существенный признак педагогической деятельности — этоинтегративное взаимодействие педагога и учащихся. Если попытаться осмыслить любой процесс совместной деятельности, то мы увидим, что он возможен только при условии принятия всеми её участниками цели, то есть обеспечения понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же учащиеся не подготовлены к решению учебной задачи, они не могут полноценно включаться в учебную деятельность.
Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности учащихся, содержание деятельности педагога — служить основой для деятельности учащихся, формы и методы действий педагогов — обусловливать значимые формы и методы действий учащихся. Все эти компоненты по своему содержанию будут разными у учителя и ученика, но мера их целесообразности всегда зависит от интегративного взаимодействия.
В реальной практике этой стороне дела пока не уделялось должного внимания. Лишь опытные педагоги, ориентируясь на сотрудничество, совершали не-. обходимые действия для обеспечения психологической готовности школьников как субъектов совместной деятельности. Эта важная тенденция развития педагогической практики пока ещё медленно торит себе дорогу.
• Если учителю удаётся включить учащихся в познавательную деятельность, это уже большой успех. Но дальше возникает проблема удержания школьников в этом процессе, трудном, но интересном. Это возможно при реализации учителемфункции сопровождающего
Обучения.
Сопровождать можно то, что уже происходит. Поэтому первичным шагом учителя является организация или «подхватывание» уже происходящей мотивированной деятельности обучающихся. Для того, чтобы изнутри направлять учение школьников, учитель должен стать непосредственным участником общего учебного действия — сомневающимся, ищущим решения так же, как и любой другой участник учебного процесса.
Ш.А. Амонашвили подчёркивает, что «развиваться ребёнку педагог помогает лишь в том случае, если он объясняет, показывает, напоминает, подводит, объективирует, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает — это взаимосвязанные и целенаправленные действия».
Любое положительное проявление творчества ученика должно находить поддержку и сопровождение учителя. Например, чтобы ученик создал свою таблицу сложения чисел, ему нужно помочь прежде всего заинтересоваться этой проблемой, выяснить для себя смысл чисел, их связь друг с другом, дать почувствовать взаимодействие чисел, выявить закономерности их расположения, понять смысл таблиц вообще. Вооружившись средствами и условиями математического творчества, ученик сконструирует собственную таблицу сложения.
С детскими версиями и суждениями учитель работает как с особым личностным содержанием образова-
ния, помогая ученикам оформить и выразить свою мысль. Особое внимание должно уделяться неординарным суждениям и работам. Ученики с помощью учителя внимательно анализируют продукцию своих одноклассников, относятся к ней доброжелательно, но критически. Лишь после рождения и обсуждения образовательной продукции учеников учитель вместе с ними оформляет её в виде выводов, правил, обобщений, схем, таблиц.
Таким образом, функция педагога после включения учащихся в познавательную деятельность на всех этапах их собственной работы может быть определена какорганизационно-сопровождающая.
• Включение школьника в познавательную деятельность, её организация в разных ситуациях влечёт за собой неизбежное возникновение затруднений, пути выхода из которых должны быть известны не только учителю, но и учащимся. В связи с этим очень значимой становитсяфункция обеспечения рефлексивных действий учеников по выявлению собственных изменений.
Как мы уже отмечали выше,рефлексивное мышление — это «отражённое» мышление. В центре внимания учителя должна стать ученическая рефлексия индивидуальной мыследеятельности или чувственно переживаемого процесса.Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. Рефлексия, осуществляемая в ходе творческой деятельности и в конце её, не только помогает ученикам осознать способы решения задачи, зафиксировать достигнутый образовательный результат, но и часто переопределить цели дальнейшей работы, самому корректировать свой образовательный путь, создавая при этом реальные условия для осознания своей индивидуальности и уникальности.
Рефлексия является не только основным звеном механизма саморазвития личности, но и мерой культуры мышления. Без рефлексии человек становится «массовым существом», отличаясь заторможенностью
рефлексивных механизмов сознания: самоуспокоенностью, самодовольством, отсутствием сомнений в правильности собственного образа мыслей, некритичным усвоением штампов мышления.
Реализация подчёркнутой выше функции приводит к изменениюхарактера и содержания подготовки к учебным занятиям. В центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приёмов эффективной организации учебно-познавательной деятельности школьников по его добыванию. Это обязательно приводит к тому, что учитель анализирует предыдущий этап обучения, продумывает содержание деятельности учащихся на предстоящий период работы, определяет программы их действий, предвидит возможные затруднения и пути выхода из них, выбирает формы и методы учения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся.
Возникает ситуация, когда для педагога большую ценность представляет не сам результат (знает или не знает ученик? на какую отметку?), а его отношение к материалу, желание не только изучить его, узнать новое, но и способность реализовать себя в познавательной деятельности, достичь желаемого.
Учитель в процессе обучения опирается на веру во всеобщую талантливость детей, на известный с времён античности девиз:«Учись обучая» и на психологическую парадигму:«Успех рождает успех».
4.5. Учебный цикл - основная структурная единица учебного процесса
Выпускники делятся на два типа: