Необходимые изменения в поведенческом стиле учителя
Для того, чтобы заговорили дети, все привычные варианты лидирования в общении с детьми учитель должен отбросить. Если дети не включаются в обсуждение вопроса, молчат, значит некорректно, недискуссионно сформулирован вопрос или учитель «придавливает» своим авторитетом. Задача педагога — быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь ученикам самостоятельно подойти к формулированию выводов.
Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что учитель задаёт вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы дети должны раскрыть самостоятельно.
Дискуссия может иметь разныецели, например:
• выявить точки зрения учащихся по определённому вопросу, собрать и обсудить различные мнения;
• принять групповое решение, помочь учащимся
самостоятельно сформулировать выводы. Групповая дискуссия — это ценнейший инструмент познания. Как бы она не пошла, учитель увидит сте-
пень освоения изучаемого материала, возникшие недопонимания. Именно эти наблюдения и позволят учителю точнее сориентироваться в содержании последующих занятий.
Основные действия учителя:
• удержание дискуссии в тематических рамках;
• использование различных приёмов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа обучающихся (см. приложения 1, 2, 3, 4).
Необходимые изменения в традиционной структуре урока
Требование обучать ученика на уроке выдвигалось отечественной педагогикой на протяжении всей её истории. Вместе с тем традиционный урок предполагал в лучшем случае несколько ответов школьников на вопросы по только что услышанному объяснению нового материала. Всё остальное предназначалось для домашней работы школьников.
Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материалана уроке, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим школьником информации очень быстро сотрётся из его памяти.
Обобщая вышеизложенное, следует зафиксировать вывод: если после объяснения нового материала не предусмотрены различные виды проявления активности учеников по его осмыслению, такое построение учебного процесса надо считать малоэффективным.
Трудность качественного обеспечения работы на этом этапе обучения связана с тем, что учителю очень важно не только самому владеть методикой организации групповой дискуссии, чтобы определить, что и как поняли дети, что знают по данной теме, их взгляд по изучаемому вопросу, но и научить детей самих поддерживать дискуссию: правильно формулировать мысли, слушать, понимать и принимать мнения других, корректно задавать вопросы.
=> Пятый этап — самоконтроль и самооценка результатов работы.
При переходе к адаптивным технологиям обучения, как мы уже отмечали, первоочередной задачей является исключение откровенного принуждения, часто связанного с унижением обучающихся. Эта проблема главным образом решается за счёт изменения оценочной деятельности учителя и учащихся. В оценочной деятельности учителя главным становится ориентация на применение индивидуальных эталонов в оценке труда школьников, а оценочная деятельность школьников связывается с обеспеченной учителем самооценкой полученных результатов и дальнейшей процедурой её согласования с педагогом.
Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и прохождение всей темы1.
=> Шестой этап — подведение итогов учебного занятия.
Подведение итогов работы должно быть тесно связано с когнитивными целями, поставленными на определённых этапах обучения. По классификации Б. Блума, существует шесть основных когнитивных целей, которые позволяют сделать достаточно точную диагностику полученного промежуточного и итогового результатов (см. стр. 55—56).
Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученным результатом и позволяет объективно подвести итог проделанной работы.
=> Седьмой этап — информация о домашнем задании.
Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий ученика переносится на времяшкольного обучения. Объём домашнего задания в этом случае значительно
' Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя в режиме перехода к развивающему обучению. — Тверь, 1998. С.52-59.
сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор. Домашнее задание в младших и подростковых классах чаще всего приобретает творческий характер, может включать несколько вопросов на повторение, занимая при этом непродолжительное время.
=> Специальное повторение.
Повторение бывает нескольких видов:
• недельное повторение в течение первых 20 минут урока: например, каждый понедельник учитель вместе с учащимися останавливается на основных понятиях, изученных за неделю;
• помесячные повторения, смысл которых — концентрация внимания учеников на изученном и освоенном за последний месяц. Главная задача этого этапа работы — обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей.
=> Контроль усвоения знаний учащимися
Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, которые используются и для отдельных учащихся, и для всего класса как по усмотрению учителя, так и по предложению администрации. Они выявляют уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивают проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы школьников. С помощью тестов проводятся и необходимые контрольные проверки по окончании учебной четверти, полугодия, года. Тесты в этом случае предлагаются контролирующими организациями.
Поскольку любое занятие есть система, искусственно создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из этого набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации. Причём следует иметь в виду, что в живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, от-
водимое на каждый этап работы, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Но как бы не была гибка педагогическая ситуация, следует помнить, чтоисключение или перешагивание любого из этапов учебного занятия в работе учителя способно привести к снижению результата педагогического процесса.
Основные этапы учебного занятия представлены в табл. 3.1.
Таблица 3.1 Структурные элементы учебного занятия
Этапы | Дидактические задачи | Показатели результата решения задачи |
1. Проверка итогов предыдущей работы | Воспроизводство знаний, полученных на уроках, создание настроя на освоение нового материала | Активное организованное общение учащихся по реконструкции ранее изученного материала |
2. Презентация нового материала | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Осмысление изложенного материала или активные действия учащихся с объектом изучения, добывание знаний и овладение способами действий по их достижению |
3. Практика под руководством учителя | Установление быстрой обратной связи с целью своевременного устранения ошибок | Получение оперативной информации о точности понимания нового материала, его основных положений |
4. Самостоятельная практика учащихся | Обеспечение процедуры усвоения нового материала на уроке, применения в изменённой ситуации | Активный обмен в дискуссии мнениями, суждениями, выводами по изученному материалу |
5. Самоконтроль и самооценка результата | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
б. Подведение итогов занятия | Анализ и оценка успешности достижения цели и определение перспективы последующей работы | Адекватность самооценки учащихся оценке учителя, получение учащимися информации о реальных результатах учения |
7. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения всеми домашнего задания |
8. Специальное повторение | Обобщение и систематизация ведущих знаний по теме, курсу по окончании недели, месяца | Активная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межпредметных связей |
9. Контроль за усвоением знаний учащимися | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и их коррекция | Усвоение базовых знаний и способов действий по их добыванию, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся |
В ходе обучения может применяться классная и домашняясамостоятельная работа школьников.
Самостоятельная работа учеников в классе, влияние которой мало изучено, часто подвергается критике и называется «работой, чтобы занять время». Она не может быть главной моделью обучения, должна подстраиваться под ход урока и обеспечивать практику
учащихся. Вместе с тем хорошо продуманная самостоятельная работа может помочь ученикам овладеть рядом навыков — от усвоения простого правила до продуманных оценок и идей. Самостоятельная работа — это элемент системы овладения знаниями по изучаемой теме.
Рекомендации по организации самостоятельной работы:
• ученик должен быть заинтересован в её выполнении, что поддерживается ясностью задачи и осознанием важности её выполнения;
• учитель должен заранее подготовить необходимые для самостоятельной работы материалы;
• сложность задания должна предполагать почти стопроцентную возможность успеха, иначе некоторые учащиеся будут гадать или списывать учебный материал у других;
• работа должна быть проверена, ошибки исправлены, а результаты оценены.
На некоторых уроках может применятьсяиндивидуальная работа с отдельными учащимися с учётом их интересов и возможностей.
3.6. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей
Предлагаемая схема урока может варьироваться при её использовании в работе с учениками средних и слабых способностей, а также при обучении детей с высоким уровнем интеллекта.