С детьми 4 года обучения в СДОУ IV вида
Вид занятия:Ориентировка в пространстве.
Тип занятия:подгрупповое (3 человека).
Тема занятия:Расположение предметов в окружающей обстановке: словесное обозначение.
Цель занятия: учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке.
Задачи:
Обучающая: продолжать учить детей словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в групповой комнате.
Развивающая: развивать активное использование детьми пространственной терминологии при обозначении расположения предметов в помещении группы детского сада.
Воспитательная: воспитывать наблюдательность детей с помощью заданий на определение расположения предметов в окружающей обстановке.
Коррекционная: корригировать недостатки константности зрительного восприятия (способности узнавать объекты вне зависимости от их положения и расстояния от глаз).
Речевой материал: предлоги в, на, под, над, перед, за, между.
Оборудование: мяч, кубик, книга, карандаш; изображения предметов, по-разному расположенных в пространстве (мяч лежит на столе, стул стоит перед окном, пирамидка стоит в шкафу, люстра висит над столом, мяч лежит под стулом, пирамидка стоит за кубиком, воздушный шар находится между кубиками); предметные картинки (стул, стол, шкаф, картина, ковер, книга, мяч, пирамидка, мишка, кровать, кресло, книга, кубик, тумбочка, телевизор, книжная полка); картинки с изображением плана объектов, находящихся в групповой комнате.
Время проведения занятия:30 минут.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
I. Организационный момент (1 минута) - Ребята, встаньте перед столом. Сейчас будем заниматься. II. Основная часть (24 минуты). 1) Дидактическое задание «Расположи предметы на поверхности» (3 минуты). На столе педагога находится несколько предметов (мяч, кубик, книга, карандаш). Каждому ребенку педагог даёт задание: 1) Положи мяч на книгу. 2) Положи книгу под кубик. 3) Положи карандаш в книгу. 4) Положи кубик перед книгой. 5) Положи мяч за книгой. 6) Положи карандаш между мячом и кубиком. 2) Сообщение темы. - Ребята, садитесь. Сегодня на занятии мы будем учиться рассказывать, где находятся предметы. 3) Дидактическое задание «Где нарисован предмет?» (5 минут). Педагог показывает детям картинки, изображающие предметы, по-разному расположенные в пространстве. - Внимательно посмотрите на картинку. Педагог поочередно задает вопрос каждому ребенку: - Где находится мяч? Где находится стул? Где находится пирамидка? Где находится люстра? Где находится мяч? Где находится пирамидка? Где находится воздушный шар? Педагог поощряет ответы детей. 4) Дидактическое задание «Где находится предмет?» (6 минут). Педагог раздает детям по 4 карточки с изображением предметов, которые можно увидеть в комнате. Показывает образец выполнения задания. - Ребята, посмотрите, на моей карточке нарисован цветочный горшок. В комнате он стоит на подоконнике. Расскажите так же о своих предметах. Педагог обращается к ребенку, выполнившему задание первым: - Подумай, а как ещё можно рассказать о том, где находится стул? Педагог предлагает ребенку рассказать о том же стуле, находящемся на том же месте, используя другой предлог. При необходимости даётся образец: - О цветочном горшке можно сказать так. Цветочный горшок стоит на подоконнике. А можно сказать по-другому. Цветочный горшок стоит перед окном. Подумай, как можно сказать о стуле? Педагог предлагает другим детям аналогичным образом рассказать об остальных предметах. Динамическая пауза (3 минуты). - Ребята, встаньте. Отдохнём. Педагог, стоя перед детьми, показывает, как нужно выполнять упражнения, и произносит: - Посмотрите в окно, на то дерево, которое стоит дальше всех (2-3 секунды). Теперь вытяните перед собой правую руку и посмотрите на указательный палец (3-5 секунд). Упражнение повторяется 10-12 раз. - А сейчас смотрите на любой предмет в этой комнате, например, на книгу на полке. Не отводя взгляда, поворачивайте голову то вправо, то влево (10 раз). - Ребята, садитесь, продолжим заниматься. 5) Дидактическое задание «Найди подарок» (8 минут). Педагог каждому ребенку по очереди дает картинку-«план», на котором крестиком изображено место, где спрятан «сюрприз» (конфета). - Внимательно рассмотрите этот план. Крестиком обозначено место, где спрятан подарок. Перед тем, как его искать, нужно рассказать, где, по вашему мнению, он находится. При необходимости дает образец. - Посмотрите на мой план. Я думаю, что мой подарок находится под книгой. Педагог находит «сюрприз». - Молодцы, ребята. Садитесь. III. Заключительная часть (5 минут). - Давайте вспомним, какие задания мы выполняли на занятии. - Верно. Ребята, вспомните, где вы нашли свои подарки? - Сегодня на занятии все старались, внимательно выполняли задания. Молодцы! Занятие окончено. | Дети (3 чел.) стоят перед столом педагога. Дети по очереди выполняют задания. Дети садятся на стулья. Стулья стоят таким образом, чтобы детям была видна вся комната. - Мяч лежит на столе. - Стул стоит перед окном. - Пирамидка стоит в шкафу. - Люстра висит над столом. - Мяч лежит под стулом. - Пирамидка стоит за кубиком. - Воздушный шар находится между кубиками. Дети по очереди выполняют задание. - На моей карточке нарисован стул (стол, шкаф, картина, ковер, книга, мяч, пирамидка, мишка, кровать, кресло, книга, кубик, тумбочка, телевизор, книжная полка). Он стоит за столом. - Стул стоит перед стеной. Стул стоит под книжной полкой. Стул стоит между столом и стеной. Стул стоит на полу. Стул стоит в игровой комнате. Дети встают около своих стульев. Дети садятся на свои стулья. Дети по очереди рассматривают свой план, затем дают рассмотреть остальным и рассказывают: - Мой подарок находится на стуле (под столом, в шкафу, на подоконнике, над книгой, перед пирамидкой, за телевизором, между мячом и кубиком). Затем дошкольники находят свой подарок в комнате. Дети садятся на стулья. - На занятии мы рассказывали, где находятся предметы, нарисованные на картинках. Говорили, где находятся предметы в комнате. Делали гимнастику для глаз. Искали подарки по плану. - Я нашел свой подарок на стуле (под столом, в шкафу, на подоконнике, над книгой, перед пирамидкой, за телевизором, между мячом и кубиком). |
Вид занятия:изобразительное искусство (аппликация).
Тип занятия:фронтальное.
Тема занятия:Наша улица (занятие 1).
Цель занятия:продолжать учить работать с бумагой, клеем и ножницами; изготавливать объекты в соответствии с инструкцией педагога, используя имеющийся житейский опыт, полученный в процессе наблюдений за улицами города.
Задачи:
Обучающая: учить вырезать симметричные предметы из бумаги, сложенные вдвое, разрезать полоску, сложенную в несколько раз, располагать детали аппликации на одном уровне;
Развивающая: развивать наблюдательность, зрительный контроль за движением рук при пользовании ножницами;
Воспитательная: воспитывать у детей интерес к занятию, аккуратность;
Коррекционная: развивать глазодвигательную функцию, бинокулярное зрение, коррегировать недоразвитие навыков ориентировки на листе бумаги в процессе работы над аппликацией.
Речевой материал: вверху, посередине, внизу, высокий, низкий.
Оборудование: прямоугольники разных тонов, цветные полоски (для окон, балконов), ножницы и клей.
Время проведения занятия:30 минут.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность детей |
1. Организационный момент(2 минуты) - Ребята, встаньте в круг. Расскажем стихотворение про дом: По дороге мы идем; Путь далек, далек наш дом. Жаркий день, Сядем в тень. Мы под дубом посидим, Мы под дубом полежим, Полежим, отдохнем, А потом домой пойдем. - Ребята, садитесь на свои места. II. Основная часть(26 минут) 1. Сообщение темы занятия (1 минута) - Сегодня мы строители. Будем возводить улицу города. Ту, на которой мы живем. И поэтому тема занятия - «Наша улица». Мы должны работать дружно, все вместе. 2. Объяснение выполнения работы и последующая самостоятельная деятельность детей (11 минут) - Сейчас мы будем вырезать дома. Возьмите у себя из поддонов прямоугольный лист цветной бумаги. Приступайте к работе: вырезайте дома. Но сначала скажите, какие бывают дома по высоте? - Правильно, их еще называют многоэтажные и одноэтажные. Вы можете вырезать любые дома. - Что есть у каждого дома? - Верно, сейчас мы будем вырезать окна. Возьмите длинную полоску, сложили её пополам. Разрежьте. Ещё раз сложите пополам и у вас получатся окна. Сколько окон получилось? - Разложите окна – квадратики на одном уровне - вверху дома. Ребята, где вы разложили окна? - Теперь тоже самое сделайте посередине дома. Скажите, где вы разложили окна? - Остальные окна расположите внизу дома. - Ребята, проверьте как вы расположили окна? Примечание: в процессе проверки работы закрепляется использование терминологии с пространственным значением. Динамическая пауза(3 минуты). В процессе динамической паузы дети выполняют зарядку для глаз: пор словесной инструкции педагога смотрят на приближённые и отдалённые объекты, зажмуривают глаза и т.п. 3. Самостоятельная работа детей (11 минут) - Ребята, продолжим работать. Теперь приклеиваем окна так, как их разложили: вверху, посередине, внизу. - Молодцы. Сейчас украсьте свои дома балконами. Где их нужно расположить (наклеить)? - А как? - Верно. Приступайте к работе III. Заключительная часть (2 минут). - Сегодня мы с вами были строителями. Что мы делали? - А что еще делали? - Молодцы, все были хорошими строителями и возвели много домов. На следующем занятии по аппликации мы с вами продолжим возводить нашу улицу. Наше занятие окончено. Можно отдыхать. Примечание: на следующем занятии по изобразительной деятельности работа по данной теме продолжается, дети завершают изготовление аппликации. | Дети воспроизводят текст стихотворения и выполняют соответствующие движения. - Высокие дома. - Низкие дома (дети вырезают дома, разные по высоте). - У каждого дома есть окна и еще балконы. (дети складывают полоску пополам, разрезают) - Много окон. - Вверху дома. - Мы разложили окна посередине. (дети проверяют. При наличии ошибок педагог указывает, как нужно было расположить окна). Дети наклеивают окна на свои дома. - Их нужно наклеить под окнами. - Так же, как и окна – вверху, посередине и внизу. (дети вырезают балконы и приклеивают их под окнами) - Мы строили дома. - Украшали дома балконами. |
Приложение 3
Образец календарно-тематического планирования подгрупповых
занятий по развитию зрительного восприятия детей с косоглазием
и амблиопией (4 год обучения, подготовительная группа)
№ | Тема | Дидактическая цель | Умения и навыки | Речевой материал | количество занятий | Сроки |
I. Восприятие формы предметов 12 занятий | ||||||
1. | Восприятие формы предметных изображений из простых геометрических фигур. | Учить детей создавать из геометрических фигур узоры, предметные изображения, сложные геометрические фигуры. Развивать скорость и полноту зрительного восприятия изображений, полученных при помощи геометрических фигур. Учить на основе остаточного зрения и сохранных анализаторов выделять главные признаки геометрических фигур и полученных при их помощи предметных изображений. Закреплять и совершенствовать навыки зрительного восприятия формы предметов | Уметь использовать остаточное зрение и сохранные анализаторы при восприятии формы предметных изображений. | Форма, фигура, изображение, узор, орнамент. | ||
2. | Восприятие формы сложных геометрических фигур (два треугольника - ромб). | Уметь дифференцировать геометрические фигуры: треугольник, ромб, словесно обозначать их различия, сходство, положение в пространстве | Треугольник, ромб. | |||
3. | Восприятие формы сложных геометрических фигур (треугольник, квадрат - пятиугольник). | Уметь на основе остаточного зрения и сохранных анализаторов выделять основные признаки геометрических фигур (треугольник, квадрат, пятиугольник) | Квадрат, пятиугольник. | |||
4. | Восприятие формы сложных геометрических фигур (круг, треугольник - пятиугольник). | Уметь дифференцировать геометрические фигуры: круг, треугольник, пятиугольник, словесно описывать особенности их формы и положение в пространстве. | Круг. | |||
Восприятие формы сложных геометрических фигур (квадрат, ромб, треугольник, пятиугольник). | Уметь дифференцировать геометрические фигуры: квадрат, ромб, треугольник, пятиугольник; создавать при их помощи сложные предметные изображения. Уметь соотносить предметы окружающей действительности с соответствующей им геометрической формой. | Справа, слева, сбоку, сзади, вверху, внизу, в центре, посередине, левее, правее, выше, ниже, рядом. | ||||
6. | Обобщающее занятие по теме «Восприятие формы предметов». | Уметь выделять главные признаки геометрических фигур. Уметь создавать из геометрических фигур различные узоры, предметные изображения. | У, около, перед, над, за, под, в, на, между | |||
II.Восприятие основных цветов и оттенков предметов 10 занятий | ||||||
1. | Основные цвета предметов | Учить детей при помощи остаточного зрения воспринимать основные цвета и оттенки | Уметь зрительно различать предметы по цвету, называть основные цвета | Красный, синий, жёлтый, зелёный | ||
2. | Основные цвета и их оттенки | Уметь на основе остаточного зрения воспринимать и словесно обозначать оттенки | Розовый, бордовый, голубой, фиолетовый и др. | |||
3. | И т.д. |