Шаги, составляющие умение менять постельное белье

1. Раскладывает на кровати нижнюю простыню.

2. Подворачивает ее под матрас со всех четырех сторон.

3. Раскладывает на кровати верхнюю простыню.

4. Раскладывает на кровати одеяло.

5. Подворачивает под матрас одеяло вместе с верхней про­стыней в ногах кровати.

6. Кладет на кровать подушку.

7. Раскладывает на кроватипокрывало и расправляет мор­щинки.

8. Накрывает покрывалом подушку.

Вариант: Если покрывало длинное, заведите его за подуш­ку и подверните под нее сантиметра на три.

Примечание: Возможно, ваш способ менять постельное бе­лье отличается от описанного нами. В таком случае вдумчиво проделайте все сами и составьте свою последовательность ша­гов. Она может оказаться иной (например, вы можете пользо­ваться простынями, сшитыми как чехол, который надевается на матрас, или привыкли подворачивать одеяло под матрас со всех сторон и т.д.).

Программа

Возможно, некоторые шаги предлагаемой программы ваш ре­бенок уже умеет делать сам. Тогда в процессе обучения его тому, чего он еще не умеет, предоставляйте ему возможность самому выполнять уже усвоенные действия. Так, если он в состоянии справиться с шагом 6, а для выполнения шага 7 нуждается в помощи, помогите ему, а шаг 8 он сделает сам, так как его он уже усвоил.

Работайте над каждым новым шагом, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не выполнит его без вашей физической помощи на трех или четырех занятиях. Затем переходите к обучению следующему шагу.

Начните так: «Сейчас моя очередь. Посмотри, как я это де­лаю!» Пусть ребенок наблюдает за вами, а вы сделайте шаги с 1 по 5. По ходу дела говорите ему: «Я кладу на кровать нижнюю простыню. Смотри, я подворачиваю ее внутрь со всех сторон. А сейчас я кладу верхнюю простыню. Сверху кладу одеяло. Я под­ворачиваю одеяло и простыню в ногах кровати».

Затем скажите: «Ну, теперь твоя очередь», попросите ре­бенка сделать шаг 6 и похвалите его.

Скажите: «Давай положим на кровать покрывало!» При не­обходимости физически помогите ему положить покрывало и разгладить морщинки. Скажите: «Молодец! Ты положил оде­яло!» А теперь побудите ребенка накрыть покрывалом подуш­ку, после чего вручите награду.

Призвав ребенка понаблюдать за вами, пройдите шаги с 1 по 4, как и раньше комментируя все, что вы делаете. Затем по­будите его сделать шаг 5 с вашей помощью — подоткнуть простыню и одеяло в ногах кровати. Когда он закончит с ва­шей помощью выполнение этой операции, похвалите его: «Отлично! Ты подвернул их!» Попросите ребенка завершить процесс и вознаградите его.

Продолжайте в том же духе, делая на один шаг меньше каж­дый раз, когда ребенок усваивает очередной шаг, до тех пор, пока он не научится менять постельное белье с помощью одних лишь словесных указаний. Не забывайте каждый раз объяснять ему свои действия, когда демонстрируете их.

Когда ребенок научится менять постельное белье с помо­щью ваших словесных указаний, начните понемногу приучать его действовать более самостоятельно.

Сначала сделайте так: давайте ему указания относительно всех новых для него шагов, кроме последнего (положить на кро­вать покрывало). Затем постарайтесь обойтись без двух пос­ледних указаний, касающихся двух последних новыхшагов.Продолжайте в том же духе, пока не убедитесь, что ребенок может полностью поменять постельное белье в ответ на вашу единственную просьбу: «Поменяй постельное белье!»

Подметает пол

Данная программа предполагает обучение многим умениям (умению держать веник, подметать лежащие на полу большие клочки бумаги, умению двигать мебель и т.д.). Некоторые вещи ваш ребенок может уже уметь; некоторым ему нужно научить­ся. Прочитайте программу и решите, какие из ее разделов со­ответствуют уровню развития навыков вашего ребенка.

Материалы

Старые газеты, малярная (маскировочная) лента, совок, шваб­ра, мусорная корзина и веник, достаточно маленький, чтобы ребенку удобно было держать его.

Оборудование сцены

Проводите занятия в маленькой комнате, где нет ковра и мало мебели. Этим условиям обычно удовлетворяют кухни.

С помощью малярной ленты обозначьте на полу посередине комнаты большой квадрат, площадью примерно 1,25 х 1,25 м2 или 1,5 х 1,5 м2. Приготовьте вознаграждение.

Программа. Часть 1

Работайте над каждым из перечисленных ниже шагов, помо­гая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не вы­полнит этот шаг успешно без вашей физической помощи на трех или четырех занятиях.

1. Научите ребенка держать веник. Вам нужно будет проде­монстрировать это ему. Скажите: « Возьми веник!» — и, если надо, физически помогите ему расположить его в руках дол­жным образом. Может быть, вам покажется полезным на­клеить на ручке веника метки в тех местах, где должны быть его руки. Похвалите его: «Молодец! Ты держишь веник!»

2. Разорвите газетный лист на мелкие кусочки, скомкайте их и положите их за пределами квадрата, но близко к нему. (За­мечание: для вашей цели особенно хороши разорванные на части стаканчики их полистирола). Медленными, преуве­личенно плавными движениями покажите ребенку, как нуж­но заметать мусор внутрь отмеченного квадрата. Уберите бу­мажный мусор обратно, за пределы квадрата и скажите: «Подмети пол!»

При освоении необходимых движений ребенку на пер­вых порах может потребоваться физическая помощь. Похва­лите его: «Молодец! Ты подметаешь пол!» — и вручите награду.

3. Начните по одному добавлять клочки бумаги, которые ему нужно замести в квадрат. Делайте это до тех пор, покаребенок не сумеет замести в квадрат 6-12 обрывков бумаги.

4. Постепенно увеличивайте расстояние между бумажным мусором и квадратом, пока ребенок не научится заметать в квадрат бумажки, лежащие в углах и у стен комнаты. Так он будет учиться сметать мусор в одну, находящуюся в центре, кучку из всех частей комнаты. Не забывайте хвалить и вознаграждать его.

5. Постепенно уменьшайте площадь квадрата, пока она не достигнет примерно 60 х 60 см2. Отрабатывая этот шаг, ребенок учится делать в центре комнаты кучку из мусора (бума­жек).

Когда он научится сметать обрывки бумаги со всей комнаты в маленький квадрат в центре, нужно будет начать учить его делать то же самое с обычным мусором. Значит, пора переходить к части 2.

Программа. Часть 2

Перейти от скомканных обрывков бумаги к маленьким комоч­кам мусора — значит сделать настоящий большой прыжок, по­этому мы советуем вам продолжить работу с бумажками,ноделать их все меньше и меньше.

Уменьшайте размеры клочков бумаги, ориентируясь на ско­рость освоения ребенком соответствующих навыков, и зани­майтесь так до тех пор, пока он не научится собирать в кучку достаточно маленькие обрывки газеты.

Перейдите от подметания скомканных бумажек к подмета­нию обычного сора. Этот шаг может оказаться для ребенка слиш­ком большим, поэтому сначала продемонстрируйте ему эту операцию. (Есть смысл также устраивать занятия тогда, когданаполу достаточно много сора и ребенок может легко увидеть,чтоон подметает. Возможно, подойдет послеобеденное время.)

Скажите: «Подмети пол!» — и побудите его смести мусор в кучку в вашем квадрате.

Следите за тем, чтобы он заметал в квадрат большую часть сора. Если нужно, помогите замести часть сора, а закончить дайте ему. Постепенно увеличивайте объем работы, которую он должен сделать сам. Хвалите и вознаграждайте ребенказахорошо сделанное дело!

Когда ребенок научится сметать весь сор, находящийсянаполу, в кучку внутри квадрата, начните учить его пользовать­ся совком. После того как он соберет весь сор в кучку, возьми­те совок и подержите его сами, а ребенка побудите замести сор в совок щеткой для пыли. Если надо, помогите ему, а по окон­чании работы не забудьте похвалить. Скажите: «Выброси мусор в корзину!» — и вручите награду.

Продемонстрируйте ребенку, как нужно держать совок и заметать в него сор щеткой. Затем дайте ему и то и другое и при необходимости помогите. Попросите его: «Выброси мусор в корзину!» — и, если надо, помогите. Скажите: «Отличная ра­бота! » — и вручите награду.

Теперь ваш ребенок может учиться отодвигать стулья и под­метать пол под мебелью. Покажите ему, как отодвигать кухон­ные стулья, как подметать под столом и как ставить стулья на место. Попросите его сделать это. Помогайте, если надо. При необходимости пометьте небольшими кусками малярной лен­ты места, где должны стоять стулья.

Приложение Г

Наши рекомендации