Как научить ребенка концентрировать внимание?

Почти все виды навыков требуют, чтобы при обучении ребе­нок сосредотачивал внимание: на вас, на игрушках, предметах, на других детях или правилах игры. Поэтому, прежде чем на­чинать рассказывать о работе над другими навыками, рассмот­рим семь способов повышения способности ребенка концент­рировать внимание.

Стойте рядом

Когда вы разговариваете с ребенком, помните, что он должен видеть и слышать вас. Поначалу он может испытывать трудно­сти, даже если, разговаривая с ним, вы находитесь в другом кон­це комнаты.

Позаботьтесь о том, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз

Старайтесь расположиться так, чтобы ребенок видел ваше лицо. Ведь это именно то, на чем он должен сосредоточиться. Если малыш сидит на полу, присядьте на корточки, чтобы он мог вас видеть. Если он сидит за столом, сядьте напротив. Сде­лайте так, чтобы ребенку было как можно легче наблюдать за вашим лицом.

Зовите ребенка по имени

Есть слово, которое ребенок поймет скорее всего. Это его имя. Прежде чем попросить о чем-нибудь, привлеките его внимание, окликнув по имени. Тогда он поймет, что вы разговари­ваете с ним. Не продолжайте, пока он не повернется и не посмотрит на вас. Если он не поворачивается, позови­те его по имени снова. По возможно­сти, старайтесь называть именно имя. Понять личные местоимения (я, ты, мне) труднее. Если ребенок все же не откликается на свое имя, поверните его лицо к себе, нежно взяв за подбо­родок.

«Дженни, возьми мяч!»

«Дай папе мяч!»

Установите зрительный контакт

Когда вы позовете ребенка и он к вам повернется, посмотрите ему в глаза. Если его лицо будет перед вами, но взгляд устрем­лен в пол, он может сконцентрировать внимание скорее на полу, чем на вас. Если он не смотрит прямо на вас, возьмите его за подбородок и мягко направьте его лицо так, чтобы он посмотрел на вас.

Внимательно подбирайте слова

Пользуйтесь знакомыми словами и короткими предложениями. «Пойдем играть» скажет ребенку именно то, к чему вы хотите его призвать. Это лучше, чем «перерыв» или «игровое время». Такие слова могут ничего не значить для вашего ребенка.

Будьте постоянны

Говоря о людях, местах и предметах, используйте всегда одни и те же слова. Отец всегда должен быть «папой». Не нужно звать его разными словами: «отец», «па».

Используйте жесты

Если вы будете дополнять свои слова соответствующими жестами, ребенок сможет легчепонять вас и охотнее сконцентрирует внимание.

 
 
Игра со стаканчиками Еще один способ повысить способность ребенка к концентрации внимания поиграть с ним в старинную карнавальную игру со скорлупками. Задача ребенка в этой игре следить за тем, как вы прячете что-то съе­добное под одним из трех стаканчиков, наблюдать за перемещениями этих стаканчиков, а затем с первой попытки поднять нужный. Материалы. Возьмите три бумажных стакан­чика и маленькие кусочки любимого лакомства (орешки в шоколаде, кусочки печенья, виноград). Программа. Продолжительность уроков долж­на быть небольшой (5-10 минут). Начните с одного стаканчика.Спрячьте орешек вшоколаде (или другое угощение) под стаканчик. Ска­жите: «Найди конфетку!» Помогите ребенку поднять стаканчик и найти приз. (После первой попытки он найдет орешек и съест его.) Подвигайте стаканчик по столу и помогите ребенку  

найти приз. Продолжайте в том же духе: прячьте орешек под стакан и двигайте его по столу, пока ребенок не научится находить уго­щение самостоятельно. Затем добавьте второй ста­канчик. Спрячьте угощение под один из стаканчиков и подвигайте его немного, оставив второй там, где он стоял. После того, как ребенок научится ориентиро­ваться в такой ситуации, поменяйте стаканчики. По­степенно усложняйте задачу, двигая стаканчики бы­стрее или дольше. Примечание: Проверяйте, следит ли ребенок за тем, что происходит. Для того чтобы эта игра оказала положительное воздействие, он должен выигрывать в большинстве «партий». Не позволяйте ему гадать или поднимать стаканчик всегда в одном и том же по­ложении. Если ребенок ошибется, замедлите темп игры. Добавьте третий стаканчик, но сначала двигай­те только тот, под которым спрятано лакомство. За­тем можно начать двигать два стаканчика, и наконец, медленно, все три. Постепенно усложняйте задачу: двигайте стаканчики быстрее и чаще меняйте их. Другие варианты. Для разнообразия попро­буйте дать роль ведущего ребенку. Пусть он прячет угощение и меняет стаканчики. Отыскивать будете вы. Проявите заинтересованность: радуйтесь, найдя приз.




Наши рекомендации