Я пыталась научить своего ребенка снимать штанишки, но он не хочет сделать даже первый шаг - плачет и убегает из комнаты. Как привлечь его к сотрудничеству?
Потенциально такое поведение может иметь несколько причин, и вам следует подумать над ними. Если вы уверены, что выбрали подходящий для ребенка навык, задайте себе следующие вопросы:
1. Легко ли ему сделать тот шаг, который мне кажется первым?
2. Ясно ли он представляет себе, чего я от него хочу? Ясно ли я себе это представляю?
3. Поощряю ли я его тем, чего он действительно хочет, и поощряю ли я его сразу и постоянно?
Не забывайте, что ваша учебная программа для ребенка является чем-то совершенно новым и, может быть, он страшно удивлен, что вы больше не делаете за него все те действия, которые делали раньше. Максимально упростите для него задачу! Вы обнаружите, что ему часто будут требоваться возвраты к прошлому и замедление темпа. Попробуйте потребовать от него еще меньше, чем требует первый шаг, а потом постепенно доберитесь и до него.
Будьте тверды и настаивайте, чтобы он делал то, что вы просите. Будьте готовы немедленно наградить его. Ему не так уж сильно захочется убежать, если свое любимое лакомство он сможет получить только, если будет заниматься.
Всегда ли один и тот же человек должен заниматься с ребенком по программе, или его могут подменять другие члены семьи?
Другие члены семьи, без сомнения, могут принять участие в обучении ребенка, но только после того, как они поучатся у вас. Им стоит прочитать эту книгу и вместе с вами обсудить программу. Кроме того, следует понаблюдать за тем, как каждый из вас проводит занятия, чтобы вы могли согласовать свои действия. В тех семьях, где каждый член знаком с программой и участвует в обучении ребенка, дела идут наиболее успешно.
Несколько советов, прежде чем вы продолжите чтение
Теперь, прочитав раздел I, вы готовы заниматься с ребенком. Возможно, сейчас вас больше тревожат проблемы поведения, и поэтому вы захотите сразу перейти к главам 15 и 16. Можно и так. Но наш опыт показывает, что обычно родители лучше справляются со своими задачами, если начинают с обучения ребенка одному-двум навыкам и только потом берутся за более трудную задачу, такую как проблемы поведения.
Если ваш ребенок нуждается в усвоении базовых, подготовительных навыков, то есть умения приходить, когда зовут, сидеть, концентрировать внимание, приступайте к чтению главы 8.
Если ребенок овладел большинством навыков самообслуживания, вам, возможно, стоит перейти к главе 12, а затем главам13и 14. Они посвящены более сложным навыкам ухода за собой и домом, а также умению оперировать информацией (скажем, говорить, который час).
Если ваш ребенок только учится играть и что-то делать для себя самостоятельно, вам стоит приступить к главе 9 («Навыки самообслуживания»), главе 10 («Обучение умению пользоваться туалетом») и главе 11 («Игровые навыки»). Мы рекомендуем вам начать с главы 9, выбрать один из навыков самообслуживания и работать над ним в течение нескольких недель (если, конечно, ваш ребенок не овладеет им раньше). Пока вы будете заниматься этим навыком, можно читать книжку дальше. Тогда вы лучше поймете, чему посвящены следующие главы.
Затем переходите к следующему навыку - самообслуживания или игровому, а может быть даже, к более сложной для себя задаче, такой как обучение умению пользоваться туалетом или способам разрешения проблем поведения.
ОТДОХНИ
Раздел II
Формирование навыков
Глава 8
Подготовительные навыки
В этой главе мы поговорим о том, как заложить фундамент, на котором будут строиться навыки самообслуживания и игры. К самым важным подготовительным навыкам относятся: умение брать, сидеть, стоять, выполнять простые команды, а также умение координировать движения глаз, с одной стороны, и движения ног, рук и пальцев, с другой, для выполнения совместных действий (зрительно-моторная координация). Эти умения относятся к разряду тех, что появляются в раннем детстве почти автоматически. Пользуясь ими постоянно, мы обычно не думаем о них как о навыках.
Подготовительные навыки (к примеру, умение стоять без поддержки, держать чашку и приходить, когда тебя зовут) - это просто то, с чего начинаются многие более важные в практическом отношении умения (умение подниматься и спускаться по ступенькам, умение самостоятельно есть и играть в простые игры). Однажды освоенные, они становятся гигантским шагом на пути к успешному овладению другими навыками самообслуживания и игры.
Однако обычно эти вещи даются детям с особенностями развития нелегко. Поэтому обучать им необходимо специально и, конечно, прежде, чем приступать к другим видам деятельности. Развиваясь, ребенок учится постепенно и одни навыки осваивает раньше других. Поэтому, если он, к примеру, еще не умеет стоять без поддержки, то попытка научить его ходить окажется неоправданно преждевременной и обреченной на провал. Разумнее сначала научить его стоять.
Лучше всего, если обучать ребенка подготовительным навыкам будете вы. Вы самый близкий ему человек. Вы знаете, что он уже умеет делать и что до сих пор вам приходится делать за него. Ваш день полон возможностей научить его чему-нибудь еще. Вам потребуются специальные учебные пособия и материалы. Стулья и лесенки, чашка, стол, даже пол - вот материалы для освоения подготовительных навыков.
|