Viii. организация работы на уроках обучения чтению и письму
План:
1. Уроки чтения и письма и их типы.
2. Система уроков чтения и письма в период обучения грамоте.
3. Особенности уроков обучения грамоте в классах с разной подготовкой.
4. Особенности уроков обучения грамоте в малокомплектной школе.
5. Особенности уроков чтения, развивающих читательскую самостоятельность при работе с книгой.
УРОКИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА И ИХ ТИПЫ
Урок, являясь основной формой обучения, вбирает в себя все богатство методических средств и приемов. Разнообразие уроков в период обучения грамоте велико. В пределах общих и конкретно-методических требований, которые были рассмотрены выше, осуществляется творчество учителя в организации активной познавательной деятельности учащихся, в формировании навыков чтения и письма, в развитии мышления и речи детей, их интересов и склонностей.
В соответствии с задачами обучения и требованиями к уроку какой-либо схематизм в построении уроков неприемлем; разнообразие развивает гибкость мышления детей, повышает интерес к учебной деятельности.
В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам:
1) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма;
2) по времени, по периодам обучения — уроки подготовительного (добукварного) и основного (букварного, послебуквар-ного) периодов;
3) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения нового звука и буквы или обучения письму буквы и уроки закрепления, на которых новая буква не вводится; особыйтип урока — урок повторения и обобщения; обязательным является также еженедельный урок чтения, на котором до 20 мин отводится на внеклассное чтение.
Таким образом, основные типы уроков — это уроки чтения и письма, на которых изучаются новая буква, новый звук, и уроки чтения и письма, на которых новый звук и новая буква не изучаются.
Специальных уроков проверочного типа в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляются в процессе всей работы на уроке. Развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма.
В структуре урока предусматриваются смены видов умственной деятельности, а также паузы: физкультминутки (2—3), «распевки», минутки юмора и загадок и т.п.
СИСТЕМА УРОКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Под системой подразумевается такая последовательность уроков, в которой предусмотрено планомерное, подтвержденное теоретически и практически распределение учебного времени по темам курса, преемственные и перспективные связи уроков, разнообразие типов уроков.
Систему создает понимание роли, места, задачи, цели каждого урока. Система уроков на весь период обучения грамоте предусматривает также выделение циклов уроков чтения и письма по основным этапам учебного процесса.
В цикле уроков соблюдаются следующие требования:
— более или менее равномерно чередуются уроки, на которых вводятся новый звук и новая буква, и уроки, на которых новые буквы и звуки не вводятся;
— предусматриваются не только темы, связанные с усвоением новых звуков и букв, но и темы другого порядка (по орфографии: жи — ши; по словообразованию: стол — столик;по фонетике: пары звонких и глухих; по развитию речи).
Цикл включает в себя уроки:
1) чтение — ознакомление с новым звуком и буквами (прописной и строчной);
2) письмо — ознакомление с написанием одной из новых букв (прописной или строчной) или с обеими буквами;
3) чтение — закрепление изученных звуков и букв;
4) письмо — ознакомление с написанием второй новой буквы или закрепление.
ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В КЛАССАХ С РАЗНОЙ ПОДГОТОВКОЙ
В I класс поступает много детей, уже читающих или хорошо подготовленных к овладению чтением. Поэтому каждому учителю необходимо прежде всего ознакомиться с составом своего класса: проверить, кто из детей читает и каким способом читает. Первоклассников, читающих по буквам, следует учить читать по слогам слова той трудности, которые они умеют читать по буквам. Учитель должен знать также характер недочетов речи и восприятия звуков речи у отдельных учащихся своего класса. Разный уровень подготовки учащихся требует дифференцированного подходав обучении грамоте.
При фронтальной работе со всем классом слабо подготовленные дети отстают еще больше в своем развитии, сильные же неизбежно какую-то часть учебного времени скучают. В условиях обычного урока, без дифференцированного подхода, учитель невольно ориентируется на среднего ученика и даже на уровень ниже среднего. При этом работа со слабыми часто переносится на послеурочное время (создается перегрузка как раз тех учащихся, которые больше других нуждаются в отдыхе), а сильные испытывают недостаток внимания учителя.
Дифференцированный подход частично снимает указанное противоречие, так как каждая группа учащихся получает задание по своим возможностям.
Для осуществления дифференцированного подхода класс делят на подгруппы, и общеклассная работа на уроке чередуется сгрупповой. Класс можно делить на 2—5 подгрупп, в каждую из которых входят учащиеся, готовые:
1) читать целыми словами;
2) читать по слогам;
3) читать по буквам;
4) обучаться чтению быстрыми темпами (способные, но не умеющие читать);
5) обучаться медленными темпами.
Для каждой группы определяются свои задачи и своя методика обучения. Задачи первой и второй групп — совершенствовать умения на дополнительном материале путем самостоятельного чтения, постоянно включаясь в общеклассную работу, помогая слабым. Дети, входящие в третью группу, должны переучиваться. При этом необходима консультация для родителей, так как в классе эти ученики пытаются читать слогами, а дома — по буквам, что затрудняет процесс переучивания. Учащиеся четвертой и пятой групп обучаются по основной методике, но на материале различного объема.
Для более эффективной работы на уроке целесообразно посадить детей так, чтобы было удобнее быстро и четко распределять задания в соответствии с подготовкой учащихся.
Материал для обучения чтению нужно подбирать таким образом, чтобы он отвечал общей теме урока (странице учебника), но распределялся в соответствии с возможностями каждого ученика.
В урок необходимо включать перспективный материал, который доступен сильным учащимся, но содержит элементы, трудные для слабо подготовленных детей. Постоянное включение перспективного материала расширяет возможности чтения учащихся, способствует развитию навыка сознательного чтения, предупреждая механическое запоминание содержания страницы учебника.
Перспективный материал применяется на различных этапах урока:
1) слова разной трудности и структуры для звукового анализа и составления из букв разрезной азбуки;
2) слова и предметные картинки для словарно-логических упражнений;
3) слоговые таблицы для чтения, содержащие слоги с пока не изученными буквами;
4) слова и столбики слов для чтения повышенной трудности (за счет структуры слов или имеющихся в них неизученных букв);
5) тексты различной трудности и объема для чтения.
Организуя дифференцированное обучение, учитель должен планировать сочетание различных форм работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Групповая форма организации обучения Предполагает работу учителя с группой учащихся в то время, когда другая группа работает самостоятельно. Пришедшие в школу первоклассники не владеют навыками самостоятельной работы, поэтому с первых уроков особое внимание следует уделять формированию этих навыков. Это происходит поэтапно:
1) все учащиеся класса получают одинаковое задание для самостоятельной работы, при этом порядок его выполнения разъясняется учителем;
2) одна группа выполняет задание самостоятельно, а другой группе учитель объясняет порядок выполнения этого же задания;
3) разные группы получают различные задания для самостоятельной работы, учитель дает разъяснения лишь отдельным учащимся.
На каждом уроке дети получают задания для самостоятельной работы. Самостоятельные задания постепенно усложняются для всех
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ № 3